Занятие по развитию связной речи с использованием фланелеграфа
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Акимкина Ирина Юрьевна

 

Важным аспектом в формировании связной речи как дошкольника, так и младшего школьника является овладение им  монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речи. Одним из успешных приемов овладения ребенком связной речью является обучение его составлению рассказа-описания с опорой на картинку. В общей системе логопедической работы обучение рассказыванию занимает важное место, ведь успешное овладение связными формами высказывания дает возможность ребенку рассуждать, делать выводы, свободно общаться. При этом важную роль на логопедических занятиях по составлению рассказов-описаний играет наглядность, которая значительно облегчает процесс формирования связной речи. На занятиях по развитию связной речи  часто использую фланелеграф, так как любая картинка на нем оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа картинки с включением действий самого ребенка удовлетворяет его потребность воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления им сенсорного опыта. Включение двигательного анализатора на логопедическом занятии активизирует внимание, речевую деятельность, развивает его коммуникативные навыки и позволяет поддерживать активный двигательный режим на занятии, что является, на мой взгляд, очень важным для современного школьника, который проводит много времени за партой и у компьютера.   

         Хочу поделиться многолетним опытом  работы по составлению рассказа-описания с опорой на картинку. Разработан цикл занятий по развитию связной речи с использованием фланелеграфа на тему: «Времена года: осень, зима, весна, лето», которые  провожу в конце каждой четверти как итоговые, обобщающие для учащихся 2-х классов логопедической группы «НЧП, обусловленное ОНР». Такие занятия занимают важное место в системе работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи и помогают реализовать основные задачи по формированию связной речи:

- обогащение словаря по заданной тематике, совершенствование грамматических категорий;

-формирование пространственно-временных представлений;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия); 

-воспитание коммуникативных навыков и коллективного творчества.

         Студенты БелГУ, проходящие ежегодную педагогическую  практику на логопедическом пункте лицея № 10, также с интересом проводят такие занятия, ведь дети на них всегда активны, непосредственны, работоспособны.

 Ниже представлено логопедическое занятие №1 по развитию связной речи из цикла «Времена года: осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskiy_konspekt_kor-razviv_zangyatiya_akimkinoy_i.yu_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 10

Авторский конспект

фронтального коррекционно-развивающего занятия

для учащихся 2-го класса

логопедической группы «НЧП, обусловленное ОНР»

Тема: Обучение составлению рассказа-описания с опорой на картинку

 

                                                                    Акимкина И.Ю.

                                                         учитель-логопед

                                                                          высшей квалификационной

                                                                            категории

 МБОУ-лицей № 10

г. Белгород

Аннотация к занятию:

Важным аспектом в формировании связной речи как дошкольника, так и младшего школьника является овладение им  монологической речью. У детей же с ОНР этот процесс затруднен в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речи. Одним из успешных приемов овладения ребенком связной речью является обучение его составлению рассказа-описания с опорой на картинку. В общей системе логопедической работы обучение рассказыванию занимает важное место, ведь успешное овладение связными формами высказывания дает возможность ребенку рассуждать, делать выводы, свободно общаться. При этом важную роль на логопедических занятиях по составлению рассказов-описаний играет наглядность, которая значительно облегчает процесс формирования связной речи. На занятиях по развитию связной речи  часто использую фланелеграф, так как любая картинка на нем оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа картинки с включением действий самого ребенка удовлетворяет его потребность воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления им сенсорного опыта. Включение двигательного анализатора на логопедическом занятии активизирует внимание, речевую деятельность, развивает его коммуникативные навыки и позволяет поддерживать активный двигательный режим на занятии, что является, на мой взгляд, очень важным для современного школьника, который проводит много времени за партой и у компьютера.  

        Хочу поделиться многолетним опытом  работы по составлению рассказа-описания с опорой на картинку. Разработан цикл занятий по развитию связной речи с использованием фланелеграфа на тему: «Времена года: осень, зима, весна, лето», которые  провожу в конце каждой четверти как итоговые, обобщающие для учащихся 2-х классов логопедической группы «НЧП, обусловленное ОНР». Такие занятия занимают важное место в системе работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи и помогают реализовать основные задачи по формированию связной речи:

- обогащение словаря по заданной тематике, совершенствование грамматических категорий;

-формирование пространственно-временных представлений;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия);  

-воспитание коммуникативных навыков и коллективного творчества.

        Студенты БелГУ, проходящие ежегодную педагогическую  практику на логопедическом пункте лицея № 10, также с интересом проводят такие занятия, ведь дети на них всегда активны, непосредственны, работоспособны.

 Ниже представлено логопедическое занятие №1 по развитию связной речи из цикла «Времена года: осень».

Цели: 

 Образовательные:

- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: осень»;

- совершенствование грамматического строя речи;

- формирование грамматических связей в предложении;

- образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематических процессов: работа над звукобуквенным анализом слова;

- развитие и коррекция психических процессов: восприятия ,памяти, внимания, мышления;

- развитие пространственно-временных категорий;

- развитие графо- моторных навыков;

- развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитание любви к природе, родному краю;

- умение работать коллективно, в группе;

- развитие навыков самоконтроля.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши и фломастеры, трафареты листьев деревьев, фланелеграф.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие со стихотворения, которое вы мне поможете закончить подходящим по смыслу словом:

Птицы стаями летят.

Грустно. Дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит,

Потому что это ……

Дети. Осень.

2. Беседа по стихотворению.

Логопед. Спасибо, ребята, что вы помогли мне закончить стихотворение. О каких признаках осени говорилось в нем?

Дети. О том, что птицы улетают стаями. Ветер, дождь, листопад, В небе серые тучи.

Логопед. Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Логопед. По каким признакам вы догадались, что сейчас осень?

(Дети перечисляют признаки осени.) 

3. Работа над звуковым анализом слова.

Логопед. Откроем тетради, и запишем слово «осень». Нам нужно сделать звукобуквенный анализ слова, давайте «оденем его в звуковой наряд».

Дети записывают слово и его транскрипцию, определяют количество букв и звуков в нем.

Осень – [ос’ин’] – 5 букв, 4 звука.

Логопед. Ребята, скажите, почему в этом слове букв больше, чем звуков?

Дети. Потому что мягкий знак не имеет звука. Он только смягчает согласный звук [н’].

4. Словообразование. Образование относительных прилагательных.

Логопед. Ребята, вам  нравятся осенние листья?

Дети. Да. Они очень красивые, разноцветные.

Логопед. К нашему занятию я приготовила для вас тоже разные листочки. Сейчас я вам их раздам, а вы назовете с каких они деревьев.

(Дети получают листочки и рассматривают их).

Дети. Это лист с березы, он – березовый.

Это лист с рябины, он – рябиновый.

Это лист с клёна, он – кленовый.

Это лист с дуба, он – дубовый.

Это лист с осины, он – осиновый.

5. Развитие графических навыков.

Логопед. У вас есть цветные карандаши. Что вы можете сделать, чтобы ваши листочки стали осенними?

Дети. Мы их раскрасим в цвета осени.

Дети раскашивают листочки.

6. Динамическая пауза.

Логопед. Молодцы, ребята. Теперь у вас в руках настоящие яркие, осенние листочки. Становитесь с ними в круг.

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинки.

(Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом, имитируя листопад).

7. Работа по картине «Осень».

Логопед. Ребята, посмотрите на картину.  Какое на ней время года?

Дети. Осень.

Логопед. По каким признакам вы догадались, что это осень? (Дети перечисляют признаки осени, глядя на картинку). 

8. Составление предложений на заданную тему.

Логопед. А сейчас возьмите свои осенние листочки и посмотрите на обратную сторону. На каждом из них написана тема мини-сочинения.

Вам нужно написать на обратной стороне листа 3-4 предложения по заданным темам. А помогут вам в этом наши опорные картинки. (Дети подбирают подходящие картинки на заданную тему, самостоятельно составляют и записывают предложения. Логопед проверяет по мере выполнения это задание). 

9. Озвучивание предложений с опорой на предметные картинки. Работа с фланелеграфом.

Логопед. Сейчас у нас самый важный момент. У нас должен получиться коллективный рассказ по картинке «Осень». А поможет нам в этом наш помощник - фланелеграф. (Дети по цепочке зачитывают мини-сочинения и выставляют картинки на фланелеграф).

Вы все прочитали свои предложения и теперь посмотрите, что у нас получилось?

Дети. У нас получилась осенняя картинка.

10. Работа в тетради.

Логопед. Каждый запишет свое мини-сочинение в тетрадь.

А теперь прочитаем по цепочке все, что вы записали в тетрадь.

11. Итог занятия.

Логопед. Каждый из вас составил рассказ на заданную тему, к которой вы подбирали подходящие фрагменты картинки, которую оживили с помощью фланелеграфа. Что же у нас получилось?

Дети. У нас получился большой рассказ по картинке «Осень».

Логопед. Спасибо, ребята, что вы так дружно и сплоченно работали. Благодаря этому у нас получился такой интересный рассказ, наша картинка ожила, а вы были настоящими аниматорами. До встречи на следующем занятии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы помогают  обучающимся с ТНР  в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок пересказать, составить рассказ....

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...