Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта.
статья

Личковаха Мария Александровна

Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya-defektologa_.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя-дефектолога в социализации учащихся

с нарушением интеллекта.

Учитель-дефектолог работает в специальном образовательном учреждении для введения коррекционно-педагогической работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях. Учитель-дефектолог — это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ОВЗ. Оптимизм профессионала проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребёнку), и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники учителя-дефектолога, к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами в здоровье. Важнейшие черты профессионального учителя-дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, верность жизненным интересам людей с ОВЗ, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально. 

В настоящее время школа продолжает специализироваться на обучении детей с нарушением интеллекта. И с каждым годом процент детей с нарушением интеллекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и 68 

особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. 

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. 

Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. 

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе). 

Учителя-дефектологи, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психофизического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания. 

В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая за-дача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции. Процесс социализации глубоко умственно отсталого ребенка крайне затруднен, прежде всего, тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития учеников специального (коррекционного) класса VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе. Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными 69 

нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная ос-нова человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. 

Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру. Учитывая вышеперечисленные проблемы, резонно предположить, что правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с выраженной умственной отсталостью. «Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой». Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходят такие предметы как «навыки самообслуживания», «хозяйственно-бытовой труд», «домоводство», «социальная коммуникация». В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью коррекционного класса должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей. Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру. 

Задачи, стоящие перед учителем-дефектологом: 

1. Формирование социального доверия, адекватного восприятия окружающего мира. 

2. Развитие коммуникативных навыков, развитие социальной активности детей, формирование навыков культуры поведения. 

3. Развитие социальных эмоций. 

4. Формирование адекватной самооценки у детей, обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой». 

5. Формирование навыков культуры общения, выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения, овладение детьми речевыми средствами общения. 

На современном этапе развития специального образования особое внимание уделяется организации эффективных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, ведущих к их успешной социализации. 

Социализация представляет собой непрерывный процесс включения личности в жизнь общества, но, с другой стороны, общество развивается благодаря привнесению в него индивидуальности каждой личности. Неоднозначность этого явления обуславливает сложность ее протекания у любого здорового человека. У человека, который имеет проблемы в развитии, включение в общую социальную жизнь с сохранением своей индивидуальности представляет очень серьезные трудности. Развитие учащихся с нарушением интеллекта в условиях специфического общения приводит к трудностям социального взаимодействия. К неблагоприятным условиям социализации следует отнести отторжение ребенка с нарушением интеллекта, т.е. семейную депривацию, лишающую ребенка богатства, разнообразия и опыта семейных отношений. 

Семья, воспитывающая ребенка с нарушением интеллекта, переживает сильный психологический стресс. В таких ситуациях семье необходима специальная помощь, чтобы активно включиться в воспитание и социализацию ребенка, понять психологические закономерности развития. Умения педагогического общения – коммуникативная культура учителя-дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и развитие личности учащихся с нарушением интеллекта

Представляется разработка рекомендаций по обеспечению целенаправленного развития личности учащихся с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Методические рекомендации «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта».

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка с нарушением интеллекта»....

Статья "Некоторые аспекты работы по профилактике дислексии с учащимися с нарушениями интеллекта"

В статье раскрывается понятие "дислексия", даются методитеские рекомендации...

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Даже при значительном отставании детей от нормального развития  их состояние может быть улучшено. Аномальные дети по различным причинам лишены возможности усваивать новые знания и  навы...

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на этапе устного счета

материал предназначен для работы педагогов с детьми с отклоненими в интеллектуальном развитии на уроках математики...

Психолого-педагогический проект "Социальное развитие учащихся с нарушением интеллекта"

На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали ...

Роль учителя – дефектолога в организации совместной работы педагогов по коррекции нарушений развития у детей с РАС

Материал включает доклад и презентацию по организации совместной работы педагогов ресурсного класса по коррекции нарушений развития у детей с расстройством аутистического спектра в период адаптации...