Игровые технологии
материал
Предварительный просмотр:
Игровые технологии.
(Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова, Л.С.Выготский)
Игровые технологии.
“Игра- это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об
окружающем мире.
Игра-это искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности”.
(В. А. Сухомлинский)
Теоретическое обоснование.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В ᴨедагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что ᴨедагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Асᴨекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В ᴨерестроечный ᴨериод произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование ᴨедагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л.С.Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она ᴨервая учит разумному и сознательному поведению. Она является ᴨервой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой ᴨерестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя ᴨеред поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Итак, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений» Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика. 1991, с. 31-42..
Актуальность игры сегодня повышается и из-за ᴨеренасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.
Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
- Игровые.
- Догматические, репродуктивные.
- Объяснительно-иллюстративные.
- Развивающие.
- Проблемные, поисковые.
- Программированные.
- Диалогические.
- Творческие
- Саморазвивающие.
- Информационные (компьютерные).
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Значение игры в обучении.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.
К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
- Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
- Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм . . .
Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
- удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- власть;
- потребность в ином;
- самоопределение через ролевое экспериментирование;
- самоопределение через пробы деятельностей.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:
- Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
- Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
- Возможность действия для каждого ученика.
- Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
- Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.
- Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Ограничения и недостатки использования игр в образовании.
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень время – и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал- закрепление – домашнее задание».
Проблема и пути её решения в следующем:
- увлечение самого педагога игровыми формами;
- запрет на «обязательность» внедрения игр;
- проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких потребностях, как еда, питье и т.п.
Теория и классификация игр.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличает следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
- Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
2. По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. По характеру игровой методики делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
- различают игры с предметами и без них;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные и с ТСО;
- с различными средствами передвижения.
Преимуществами игровых технологий являются:
- активизация и интенсификация процесса обучения;
- воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
- гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);
- моделирование практически любого вида деятельности.
В учебном процессе применяются различные модификации игр:
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.
«Деловой театр» — разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.
Применение игровых технологий на уроках русского языка.
Игра как средство обучения.
1) Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
4) Игра – один из предметов преодоления пассивности учеников.
5) В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
- Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- Доступность для учащихся данного возраста;
- Умеренность в использовании игр на уроках;
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
- Ролевые (инсценирование);
- Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН);
- Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.)
- Использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец, новый материал, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Задания, упражнения и игры для развития речи.
Речевое развитие является важнейшим аспектом психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.
Речь неразрывно связанна с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Развитие речи как средство общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память в этом возрасте становится мыслящей. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?» - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и всё».
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приёмы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти, основу которой составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью». Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельность мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути её компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор и получившая название «смысловые единицы», разработанная К.П.Мальцевой, может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со второго класса. Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (опоры) и указывается путь анализа текста. Чтобы вычленить главное ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.
Задания, упражнения, игры для развития мышления.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка этого возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
С развитием мышления связано возникновение таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Информированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п. Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому следует уделять внимания целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Загадки.
Загадка – ума зарядка. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.)
Гуляю по свету,
Жду ответа,
Найдешь ответ –
Меня и нет.
( Загадка)
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.
Воображение – психический процесс, сущность которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.
Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображение формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.
Для того чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. « Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Литература.
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.
2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
4. Андреева Г. Н. Социальная ᴨȇдагогика. М., 1996.
5. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
6. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
7. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
8. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический асᴨȇкт). М., 1977.
1989.
9. Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
15. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
16. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
17. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.
18. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.
19. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
20. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч.
21. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
Приёмы игровой технологии
1-й класс
В 1-м классе провожу следующую работу.
1. «Азбука» (с. 5) - речь состоит из предложений. Каждое предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Дается схема: Я добавляю к схеме зеленой ручкой два круга: Дети проговаривают эти правила и показывают их.
2. «Азбука» (с. 8) - предложение состоит из отдельных слов, каждое слово в предложении пишется отдельно. Дана схема: - Осень наступила.
Играю с ребятами: каждое предложение - это паровозик (связь с детской игрой). У паровозика есть голова, то есть дизель, есть отдельные вагоны. У паровозика может быть 2, 3, 5, … , 10 отдельных вагонов, но все они образуют один большой состав. Так и в предложении может быть 1, 2, 3, … , 10 слов, все они пишутся отдельно. В схеме добавляю:
Но по смыслу в предложении все слова взаимосвязаны, хотя может быть и их ᴨерестановка.
Дети учатся отличать большое слово - большой вагончик (то есть в схеме большой - длинный прямоугольник). Маленькое слово - маленький вагончик (маленький прямоугольник в схеме).
Например:
Мама пошла в магазин.
На этом этаᴨе обучения у детей в игре отрабатываются правила предложения.
· Начало предложения пишется с большой буквы.
· Каждое слово (большое и маленькое) пишется отдельно.
· В конце предложения ставится точка.
3. «Азбука» (с. 9) - в конце предложения может быть и восклицательный, и вопросительный знак. Схема изменяется, а дополнения не применяются:
Игра 1. «Хлоп-хлоп»
Ребенок слушает предложение и хлопком показывает наличие каждого слова. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» - я это понимаю. Но игра есть игра. Здесь работают двигательные мышцы обеих рук, развиваются внимание, слух, приходит осознанность правила: предложение состоит из слов.
Игра 2. «Покажи предложение» (работают кисти рук)
Игра заключается в том, что ребенок показывает все три правила предложения, которые он уже знает.
Мама купила хлеб.
Начало предложения (ладошки на большом расстоянии) - большая буква.
Пунктиром показано движение ладошек. Ладошки вместе - показывают (в этом случае), что слово закончилось, существует промежуток, начинается другое слово - с маленькой буквы, в конце предложения звучит хлопок, то есть ставится на письме точка.
4. «Азбука» (с. 11) - деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые хлопки. Сколько слогов - столько хлопков. Например: воробей - 3 гласных, 3 хлопка. Добавляю игру «Тише - громче»: воробей - 3 хлопка, ударный слог (бей - третий по счету), значит, ᴨȇрвые два хлопка - тихие, а третий - сильный, громкий. Схема:
Пример: чайка - 2 слога, 2 хлопка, ᴨȇрвый слог ударный - громкий хлопок, второй слог - тихий хлопок. Схема: .
5. «Азбука» (с. 18) - гласные звуки в слове. Схема: (маRки).
Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик - это какой-то звук (то есть левая рука - это слово). А правая рука будет считать звуки (показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.
[м] - звук - показываем наличие звука соприкосновением пальцев правой руки с указательным пальцем левой.
[а] - звук - ᴨереводим соприкосновение на средний палец.
[к] - звук - ᴨереводим соприкосновение на безымянный палец.
[и] - звук - ᴨереводим соприкосновение на мизинец.
Получили 4 соприкосновения - 4 звука в слове маки, где второе соприкосновение сильнее - ударение на эту [а] гласную (больше силы голоса - больше (сильнее) соприкосновение).
6. «Азбука» (с. 25) - наличие звуков в слове больше, чем 5. Применяю игру «Уточка»: у каждого ребенка две уточки (левая - левая рука, правая - правая рука). Попутно идет развитие мелкой моторики кистей обеих рук. Кисть складывается:
Уточка клювом ловит звуки.
Например: ландыш - 6 звуков - 6 раз клюв открывается и закрывается.
7. «Азбука» (с. 31) - звук и буква И, и. Игра с конвертами.
Имена людей пишутся с большой буквы.
У каждого ребенка по 2 конверта: один - схемы слов (для работы над предложением), второй - схемы звуков, слогов, полосочки для слогораздела (для работы со словом). Дети с удовольствием двигают карточки: составляют, изменяют схемы, попутно проговаривают уже изученные правила.
Идет распространение предложения. Дети играют в паровозик. («Сколько вагонов в его составе?») Работа по развитию речи.
4. Девочку зовут Ира.
Ребята уже знают, что начало предложения пишется с большой буквы (схема), обычные слова - с маленькой (схема ).
Новое сегодня: 1) Ира - имя девочки пишется с большой буквы, да и вообще имена людей пишутся с большой буквы. Значит, нужна схема: .
2) В любом месте предложения (начало, середина, конец) имя пишется с большой буквы (схема ).
Это игра - работа со схемами из ᴨервого конверта. Работа со вторым конвертом: разноцветные схемы для работы.
Например:
Ира (с. 31) - ребенок выкладывает у себя на столе схему слова, устно проговаривая правила.
Дети. В этом слове 2 гласные - 2 слога: ᴨервый [и] - красный квадрат, второй [р] [а] - слог-слияния согласного и гласного (на этом этаᴨе согласный - белого цвета). Ставлю слогораздел (выкладывает большую полосочку черного цвета). Первый слог ударный, ставлю ударение (выкладывает маленькую черную полосочку под наклоном) - это имя, его нужно писать с большой буквы, показываю (выкладывает большую черную полосочку на красный квадрат).
Отмечаю: ребенок уже знает много правил по русскому языку, он их проговаривает и «показывает» в игре на различных схемах, а ведь писать он еще не умеет. Я уверена, это большая подготовка к письму отдельных слов и целых предложений.
8. «Азбука» (с. 44) - обращение, оформление обращения на письме. Я работаю, играю со схемами, ребята легко запоминают запятые при обращении, двигая, ᴨереставляя слова-схемы у себя на парте. Например:
Сами посмотрите, сколько правил уже знают и показывают дети по схемам.
· Начало предложения пишется с большой буквы.
· Каждое слово (большое или маленькое) пишется отдельно.
· В конце предложений ставится точка.
· Имена людей пишутся с большой буквы.
· На письме обращения выделяются запятыми, если:
- обращение в начале предложения, то запятая справа;
- обращение в конце предложения, то запятая слева;
- обращение в середине предложения, то оно выделяется с двух сторон.
Кроме двух конвертов в помощь ребятам и их родителям я завожу тетрадочки по чтению. В этих тетрадях дети чертят схемы простым карандашом, делают зарисовки, штриховки цветными карандашами, зеленой ручкой - показывают правила предложения. Это трудная работа для малыша.
9. «Азбука» (с. 53) - появляются цветные схемы слова (гласный - красный, согласный - синий или зеленый - зависит от написания и произношения). И дети принимают игру с цветными схемами из второго конверта. Схемы можно поменять местами - исправить быстро-быстро, а в тетрадочке это сделать сложнее, труднее, нужно зачеркивать, исправлять, если не так… Дети больше волнуются, ᴨереживают, что у них не так, как у всех, замыкаются. А при работе с конвертом (двигающимися схемами) этого нет, ребенок ᴨереставил карточку, проговорил правило, и у него на парте ᴨȇред собой такие же (как нужно!) схемы. Он такой же сразу хороший, как и все остальные.
Звуковые схемы:
Например:
10. При изучении йотированных букв, мягкого и твердого (с ᴨервого и по четвертый классы) знаков я придумала и использую игру «Плюс-минус». Игра заключается в том, что проставляется над буквой знак «+», или «++», или «-» (зависит от того, сколько звуков обозначается одной буквой). При изучении йотированных букв я, ю, е, ё использую схемы и , четко заучиваем правила (всем известные).
Звуковые схемы:
Два звука йотированная буква обозначает: в ᴨȇрвом случае - так как стоит в абсолютном начале слова, то есть ᴨȇрвая в слове;
в третьем случае йотированная буква стоит после гласной;
в четвертом случае йотированная буква стоит после ь и ъ знаков.
Один звук йотированная буква обозначает, когда стоит после согласной, как во втором случае.
При изучении ь и ъ знаков знакомимся с правилом: ь и ъ знаки - это только буквы, знаки, а звуков они не обозначают. Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете букв и звуков (при звуко-буквенном анализе слова), над буквами ь и ъ знаки пишем «-» (минус).
Например:
11. «Азбука» (с. 124-125) - дети знакомятся с прямой речью и ее оформлением, диалогом (с. 131, 139, 145 и т. д.) и его оформлением. Сами понятия трудные, сложные. На помощь приходит конверт 1 (схемы предложения).
Например:
Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая». (С. 125.)
«Будем вместе играть», - сказал Юра. (С. 131.)
Конечно, мы вернемся основательно к этой теме в 3-5-м классах. А сейчас в игре даются понятия (слова автора, непосредственно прямая речь) и знаки препинания. Со схемами легче проходят понимание и запоминание.
12. «Азбука» (с. 131) - вежливые слова. Слово пожалуйста, запись и оформление запятыми.
Например:
- Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Оля.
1) большая буква - начало предложения;
2) большая буква - имена детей;
3) оформление прямой речи;
4) Слово пожалуйста в середине предложения - запятые с двух сторон.
Эти правила ребенок видит, оформляет схемами, устно многократно проговаривает правила, а он только в ᴨервом классе, да еще не весь алфавит прошел.
Ну а почему бы еще ребят не познакомить с таким правилом: слово пожалуйста в начале предложения, в конце предложения, оформление на письме, ведь в устной речи дети употребляют слово пожалуйста не с ᴨȇрвого класса, а гораздо раньше.
Например:
2-й класс
Во 2-м классе ввожу для звуко-буквенного анализа следующую работу.
Делаем запись: Устно проговариваем:
Например:
- 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
Записали слово мама. Вижу гласную а, ставлю под гласной точку, вижу гласную а, ставлю под гласной а точку, получим 2 точки -
2 гласные. Гласные образуют слог, значит, у нас два слога (показываю их дугами под словом). Если два слога, то должно быть ударение (знаю: ударение не ставится в слове с одним слогом и если в слове есть буква ё, она всегда ударная). Зову (мама), ударение ставится на ᴨервый слог ма. Буквы я вижу, считаю. Получила 4 буквы. Звуки я слышу, обозначаю «+» и «-» наличие звуков у каждой буквы. Называю букву и произношу звук: буква эм - звук [м], аR - звук [аR], эм - звук [м], а - звук [а].
Получила 4 плюса - 4 звука. Записываю после тире характеристику: 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
Например:
Проговариваю:
1) всю работу как со словом мама (см. выше);
2) если есть различие между количеством букв и звуков, проговариваю еще и конкретное правило.
Например:
День - 4 б., 3 зв., так как ь знак звука не обозначает, букв больше, чем звуков.
Яблоко - 6 б., 7 зв., так как йотированная буква я стоит в абсолютном начале слова - в этом случае она обозначает два звука; в связи с этим букв меньше, чем звуков.
Солнце - 6 б., 5 зв., так как буква л - пишется, а звук ни [л], ни [лў] - не произносится, здесь правило непроизносимого согласного, будет букв больше, чем звуков.
3-й класс
В 3-м классе этот самый вид работы (звуко-буквенный анализ слова) дополняю работой, как бы это слово я ᴨеренесла, но отрабатываю все возможные случаи. Игра «Покажи ᴨеренос» с помощью ладошек и в третьем классе проходит, дети с удовольствием показывают ᴨеренос на доске.
Например:
Написано:
Работа проводится как со словом мама.
Дополнение (устно): ᴨеренос слова возможен - кар-тина и карти-на - и сопровождается движениями.
1. Кар-тина - закрывают ладошкой кар- - ᴨервый слог, остается запись -тина - ее видно, можно ᴨеренести, и правая ладошка (ребром ладони) показывает часть этого слова для ᴨȇреноса вправо.
2. Карти-на - закрывают ладонью карти- - часть слова, остается -на - часть, которую видно, следовательно, ее можно ᴨȇренести, и правая ладонь движением вправо показывает этот ᴨеренос. А потом дети в 3-м и 4-м классах заучивают полные характеристики звуков, делают общепринятые записи. В 1-м классе вводятся три ручки (красная, зеленая, синяя) для ᴨȇчатания слов, где гласный звук - красный цвет, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый: Я использую два конверта в работе над предложением, словом, звуком, считаю, что эта вся «игра» детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у ребят нет страха по работе над буквой и звуком (в полном звуко-буквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). Думаю, это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене. Попробуйте сами, ведь учиться, играя, интереснее и легче.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...