Воспитание и обучение детей с нарушением зрения
презентация к уроку

Кузнецова Светлана Валентиновна

В данной презентации кратко изложены основные моменты воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchenie_detey_s_narusheniem_zreniya.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей с нарушением зрения . Подготовила Кузнецова С.В.

Слайд 2

Тифлопедагогика Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Тифлопедагогика является частью специальной педагогики, которая развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения.

Слайд 3

Слепые (незрячие) подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10 – 15 ) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слайд 4

Слабовидящие подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).

Слайд 5

Основоположниками тифлопедагогики и обучения незрячих В. Гаюи (1745-.-1822) основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и в России

Слайд 6

Л. Брайль (1809—1852) потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых

Слайд 7

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Для детей в возрасте от 2—З до 7 лет.

Слайд 8

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания

Слайд 9

Обучение детей с недостатками зрения в школе Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Слайд 10

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебновосстановительной работы; усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Слайд 11

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IУ видов) состоят из трех ступеней: 1 ступень — начальная школа, 11 ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность

Слайд 12

Школа 1 ступени В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

Слайд 13

Школа II ступени Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

Слайд 14

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося.

Слайд 15

Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени первоначальное трудовое обучение в I — IV классах; трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в V — Х классах; широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в ХI—ХII классах.

Слайд 16

Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам Программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Слайд 17

Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих ).

Слайд 18

Обучение общеобразовательным предметам Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития, В связи с увеличением по сравнению с обычной школой срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один год дается иное распределение программного материала по годам обучения. Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченны...

Использование наглядности в обучении детей с нарушением зрения

Зрительное восприятие наглядного материала    детьми с патологией зрения  протекает  своеобразно и  имеет  ряд  особенностей,   связанных с нарушением...

Консультация для коррекционных педагогов на тему: «Формы и методы обучения детей с нарушением зрения.»

Консультация описывает основные формы и методы формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения....

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...

Использование компьютерных тифлотехнологий в обучение детей с нарушением зрения

В главном законе нашей страны - Конституции (статья 43), говорится о том, что каждый ребенок и даже «особенный» (ФК от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 «О социальной защите ин...

ТАБЛИЦА «ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (СЛАБОВИДЯЩИЕ)»

ТАБЛИЦА «ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (СЛАБОВИДЯЩИЕ)»...