Внеурочное задание
материал

Либик Анастасия Максимовна

Внеурочное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

ФИО участника Вяльдина Любовь Кирилловна

Класс  3

Предмет – Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению в 1-4 классах

Тема – «Земля – наш общий дом»

Тема проекта – «Почва – святыня наша»

Исследуемый объект – Почва ее состав и свойства

Цель проекта: Раскрыть роль почвы в жизни человека

Продукт проекта – Стенгазета с полученной информацией во время исследования

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

  • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Метапредметные:

Коммуникативные

  • умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
  • при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации;
  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение работать в группах;
  • умение ставить вопросы и формулировать ответы.

Регулятивные

  • умение выбирать тему проекта;
  • умение составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
  • умение выполнять проект самостоятельно;
  • умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
  • умение использовать основные и дополнительные средства;
  • умение оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.

Познавательные

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Личностные:

  • стремление к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
  • сформированность  желания участвовать  в процессе работы.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продукт

1. Подготовительный / мотивационный

1.1 Выбор и формулировка темы

Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня.

Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?»

Читает загадку: (загадка сложная, даже я не сразу догадалась, я бы взяла несколько загадок о почве и попроще и посложней, и предлагала бы их ребятам по мере уменьшения сложности, если не угадали первую, то предлагаем еще одну, более простую, а затем самую простую )

Например,

1 «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу».

2 «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт».

3 «Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?»

Если догадались раньше третьей загадки, можно предложить проверить, верны ли их догадки, и прочитать третью загадку как подтверждение правильности ответов.

На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»? (это будет более точный вопрос) и далее на основании ответов детей: «Так какая же тема нашего проекта?»

Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня  здесь нужно определение (либо в действиях учителя, либо учеников)…»

Отвечают на вопросы учителя – земля.

Дают ответ на загадки – почва.

Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша».

Сформулирована тема: «Почва – святыня наша».

1.2 Определение проблемы и формулировка цели

ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий

  А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? 

Это будут ваши задачи.

Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы.
Задает вопросы: «Что вы видите на картинках? Как вы считаете,
это хорошо или  плохо? Почему?», «Исходя из ваших ответов, как вы думаете, в чем же проблема?»

После формулирования проблемы,  задает вопрос «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?»  

Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?»

Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран):

«узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить»

Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву». Затем определяют проблему проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель».

На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека».

Определена проблема проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека».

1.3 Постановка задач

Задает (не нужно слово «наводящие», просто вопросы) вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение (роль для детей менее понятна, чем значение) почвы, что нам необходимо сделать?»

Предлагает ученикам  сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран):

«изучить», 

«собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод»

С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи.

Поставлены задачи:

1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.; 

2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей.

3. Подготовить стенгазету на тему «Почва –святыня наша».

1.4 Формулировка гипотезы

Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса : «Что будет, если почва исчезнет?».

 Записывает ответы учеников на доске.

Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта.

Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу.

Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле»

2. Организационный / подготовительно-планирующий  

2.1 Планирование деятельности

Попробуйте ответить на вопрос:

Что уже известно, а что нет?

Теперь легко будет сформулировать:

 «Что предстоит сделать?»                

Это будет ваш план действий.

На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ:

  • Определить источники информации;
  • Определить способы сбора информации и анализа информации;
  • Определить способы представления результатов;
  • Выработать критерии оценки результатов и процесса;
  • Разделить задачи (обязанности между членами команды)

1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?»

2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности,   выбрать срок презентации и  форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта.

1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта.

2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать.

3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки.

Составлен план реализации  проекта:

1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва».

2. Провести исследование свойств почвы,  записать выводы.

3. Оформить результаты проекта в стенгазету.

4. Защитить и оценить проект.

2.2 Выбор методов исследования

Предоставляет  список методов, объясняет  (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта.

Выбирают наиболее подходящие методы исследования.

Выбраны методы исследования:

эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение.

2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования

Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект.  

Выбирают инструменты и оборудование для исследования.

Выбраны необходимые инструменты и оборудование (исходим из задач и плана): 

  1. Для сбора информации: энциклопедии (названия, автор), интернет-ресурсы.
  2. Для исследования свойств почвы:

почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.

  1. Для оформления стенгазеты: ватман, клей, ножницы, карандаши, ручки, линейка, краски, кисточки, цветная бумага, картон.

3. Информационно-операционный  / исследовательско-технологический 

3.1 Сбор необходимой информации

В проекте учитель только направляет детей и помогает им найти ответы на необходимые вопросы!!!

1 Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов.

2 Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их  сходства и различия.

Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают информацию.

Найдены и записаны ответы на вопросы:

1 Что такое почва?

2 Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются?

3 Зачем нужна почва?

3.2 Проведение исследования

1 Мотивирует учеников на проведение исследования с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования (зачем нам нужно это исследование?), задачи (какие шаги нам нужно сделать, чтобы достичь цели?), гипотезу (предположение о том, каких результатов мы достигнем, когда проведем исследование), методы исследования.

2 Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов.

3 Помогает разделиться на группы.

4 Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?»

4 Помогает сформулировать и записать выводы.

1 Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу.

2 Делятся на группы по 3 человека или на пары.

3 Проводят исследование, наблюдают, записывают  выводы:

Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки.

Опыт 2:  исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней.

Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка.

1 Определена цель исследования: изучить свойства почвы.

2 Поставлены задачи исследования:

- Провести опыты.

- Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой.

- Сделать выводы

- Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы.

3 Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни  

4 Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение

5 Проведено исследование, сделаны выводы:

- Почва содержит кислород.

- Почва хорошо впитывает влагу.

- Почва хорошо сохраняет влагу.

6 Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных.

3.3 Формулировка выводов

1 Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица,  стикеры, схемы и т.д.).

2 Помогает сформулировать общий вывод.

1 Делятся результатами и выводами.

2  Формулируют общий вывод.

Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять».

3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите

1 Помогает в оформлении стенгазеты.

2 Предлагает алгоритм выступления на защите проекта.

1 Оформляют стенгазету.

2 Готовятся к защите.

1 Стенгазета.

2 Конспект выступления на защите.

4. Рефлексивно-оценочный 

4.1 Защита проекта

Выслушивает выступления учеников.

Публично представляют полученные результаты.

Проведена защита. Вывешена стенгазета.

4.2 Рефлексия и самоанализ

1 Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями.

2 Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:

  1. Довольны ли вы своим выступлением?
  2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось?
  4. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
  5. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?

3 Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта.

Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта.

1 Оценены результаты работы.

2 Проведен самоанализ.

3 Подведены итоги, определены перспективы.

 

Источники информации / литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"

Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"...

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Аттестационное задание № 9 Программа по внеурочной деятельности Мир логики

Аттестационное задание №9. Вариант программы внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего образования. Раьочая программа Мир логики для учащихся 3 класса....

Задания к внеурочной работе по внеклассному чтению (проекты) 3 класс

Проведение проектов по внеклассному чтению позволяет значительно усилить образовательный эффект уроков, повысить уровень читательской культуры учеников начальной школы. Представлена серия заданий-прое...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»

Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...