Внеурочное задание
материал
Предварительный просмотр:
Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности
ФИО участника Вяльдина Любовь Кирилловна
Класс 3
Предмет – Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому направлению в 1-4 классах
Тема – «Земля – наш общий дом»
Тема проекта – «Почва – святыня наша»
Исследуемый объект – Почва ее состав и свойства
Цель проекта: Раскрыть роль почвы в жизни человека
Продукт проекта – Стенгазета с полученной информацией во время исследования
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные:
- Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Метапредметные:
Коммуникативные
- умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;
- при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации;
- умение слушать и слышать собеседника;
- умение работать в группах;
- умение ставить вопросы и формулировать ответы.
Регулятивные
- умение выбирать тему проекта;
- умение составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера;
- умение выполнять проект самостоятельно;
- умение работать по плану, проверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки;
- умение использовать основные и дополнительные средства;
- умение оценивать результативность проекта: успехи и допущенные ошибки.
Познавательные
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Личностные:
- стремление к творческому и исследовательскому решению поставленных задач;
- сформированность желания участвовать в процессе работы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Продукт |
1. Подготовительный / мотивационный | |||
1.1 Выбор и формулировка темы | Читает стихотворение о святыне. Дает определение слову святыня. Задает наводящие вопросы: «Как вы думаете, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной?» Читает загадку: (загадка сложная, даже я не сразу догадалась, я бы взяла несколько загадок о почве и попроще и посложней, и предлагала бы их ребятам по мере уменьшения сложности, если не угадали первую, то предлагаем еще одну, более простую, а затем самую простую ) Например, 1 «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я все терплю и всем добром плачу». 2 «Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт». 3 «Самый верхний слой земельный, В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют?» Если догадались раньше третьей загадки, можно предложить проверить, верны ли их догадки, и прочитать третью загадку как подтверждение правильности ответов. На основании ответов, спрашивает: «А как вы думаете, как связаны слова «святыня» и «почва»? (это будет более точный вопрос) и далее на основании ответов детей: «Так какая же тема нашего проекта?» | Слушают стихотворение. Записывают понятие «Святыня – здесь нужно определение (либо в действиях учителя, либо учеников)…» Отвечают на вопросы учителя – земля. Дают ответ на загадки – почва. Формулируют на основании своих ответов тему: «Почва – святыня наша». | Сформулирована тема: «Почва – святыня наша». |
1.2 Определение проблемы и формулировка цели ЦЕЛЬ - это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи. | Предоставляет на экране ряд фотоиллюстраций, где представлены различные виды загрязнения и порчи почвы. После формулирования проблемы, задает вопрос «Что люди могут сделать, чтобы исправить проблему? Почему нам, людям, так важно сохранять почву?» Для формулировки цели проекта задает вопрос: «Зачем нам нужен этот проект?» Предлагает ученикам сформулировать цель помощью следующих слов (выводит на экран): «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» , «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить» | Просматривают фоторяд. Отвечают на вопросы по картинкам: «Загрязнение почвы; как землю губят; заливают почву». Затем определяют проблему проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель». На основе вопросов учителя формулируют цель проекта: «Раскрыть/выяснить/узнать/ значение почвы в жизни человека». | Определена проблема проекта: «Загрязнение почвы и ее гибель». Сформулирована цель: «Раскрыть значение почвы в жизни человека». |
1.3 Постановка задач | Задает (не нужно слово «наводящие», просто вопросы) вопрос: «Как Вы думаете, чтобы раскрыть значение (роль для детей менее понятна, чем значение) почвы, что нам необходимо сделать?» Предлагает ученикам сформулировать задачи с помощью следующих слов (выводятся на экран): «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод» | С помощью наводящих вопросов учителя устанавливают задачи. | Поставлены задачи: 1. Собрать информацию о почве, ее составе, полезных свойствах и т.д.; 2. Выяснить, как почва влияет на жизнь людей. 3. Подготовить стенгазету на тему «Почва –святыня наша». |
1.4 Формулировка гипотезы | Направляет детей на формулирование гипотезы, при помощи вопроса : «Что будет, если почва исчезнет?». Записывает ответы учеников на доске. Вместе с учениками выбирает гипотезу, наиболее подходящую для цели проекта. | Отвечают на вопрос учителя, формулируют варианты гипотезы, выбирают рабочую гипотезу. | Сформулирована гипотеза проекта: «Если почвы не будет, исчезнет жизнь на Земле» или «Если люди будут бережно относиться к почве, то это поможет сохранить жизнь на Земле» |
2. Организационный / подготовительно-планирующий | |||
2.1 Планирование деятельности Попробуйте ответить на вопрос: Что уже известно, а что нет? Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?» Это будет ваш план действий. На данном этапе вы четко должны представлять весь фронт ваших работ:
| 1. Помогает ученикам разработать план реализации проекта. Для определения этапов работы предлагает ученикам ответить на вопросы: «Что нам известно о почве? Чего мы еще не знаем? Что нам нужно сделать, чтобы получить необходимую информацию?» 2. Помогает ученикам разделиться на группы и распределить обязанности, выбрать срок презентации и форму защиты проекта, совместно определить критерии оценки проекта. | 1. Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. 2. Объединяются в группы и распределяют, кто за что будет отвечать. 3. Определяют сроки и форму защиты проекта, критерии оценки. | Составлен план реализации проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Почва». 2. Провести исследование свойств почвы, записать выводы. 3. Оформить результаты проекта в стенгазету. 4. Защитить и оценить проект. |
2.2 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, объясняет (напоминает) особенности их использования, помогает выбрать необходимые для проекта. | Выбирают наиболее подходящие методы исследования. | Выбраны методы исследования: эксперимент, поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), ее анализ, наблюдение (описание, измерение, сравнение), обобщение. |
2.3 Подбор необходимых инструментов и оборудования | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект. | Выбирают инструменты и оборудование для исследования. | Выбраны необходимые инструменты и оборудование (исходим из задач и плана):
почва (земля), песок, глина, контейнеры, колба с водой, деревянная шпажка, тетради, ручки, цветные карандаши.
|
3. Информационно-операционный / исследовательско-технологический | |||
3.1 Сбор необходимой информации | В проекте учитель только направляет детей и помогает им найти ответы на необходимые вопросы!!! 1 Напоминает ученикам, на какие вопросы о почве они должны найти ответы, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. 2 Предлагает ученикам ознакомиться с видами почв (коллекция «Виды почв»), записать их сходства и различия. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают информацию. | Найдены и записаны ответы на вопросы: 1 Что такое почва? 2 Какие виды почвы бывают? Чем они похожи и чем отличаются? 3 Зачем нужна почва? |
3.2 Проведение исследования | 1 Мотивирует учеников на проведение исследования с помощью демонстрации оборудования для исследования (почва, глина, песок, вода), помогает сформулировать цель исследования (зачем нам нужно это исследование?), задачи (какие шаги нам нужно сделать, чтобы достичь цели?), гипотезу (предположение о том, каких результатов мы достигнем, когда проведем исследование), методы исследования. 2 Проводит инструктаж по проведению исследования: порядок проведения опытов, наблюдения, фиксации результатов. 3 Помогает разделиться на группы. 4 Во время эксперимента задает вопросы, направляя внимание учеников на свойства почвы: «Что происходит? Что вы видите? Что происходит с водой / почвой / песком / глиной? Как вы думаете, почему? Чем полезно такое свойство почвы и кому?» 4 Помогает сформулировать и записать выводы. | 1 Формулируют цель исследования, задачи, гипотезу. 2 Делятся на группы по 3 человека или на пары. 3 Проводят исследование, наблюдают, записывают выводы: Опыт 1: исследуют почву при взаимодействии с водой. В контейнере находится почва (земля), в которую понемногу заливают воду из колбы. Тем самым, видят, что почва выпускает пузырьки. Опыт 2: исследуют отличия и сходства между почвой и глиной при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – глина, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что почва быстрее впитывает воду, нежели глина, а также, глина останавливает процесс впитывания воды, где вода скатывается по ней. Опыт 3: исследуют отличия и сходства между почвой и песком при взаимодействии с водой. В 1-ом контейнере находится почва (земля), а во 2-ом контейнере – песок, в них понемногу заливают воду из колбы. Тем самым видят, что песок быстрее впитывает воду, чем почва, но почва дольше задерживает воду в себе, в отличие от песка. | 1 Определена цель исследования: изучить свойства почвы. 2 Поставлены задачи исследования: - Провести опыты. - Сравнить результаты взаимодействия почвы, песка, глины с водой. - Сделать выводы - Определить, в чем польза исследуемых свойств почвы. 3 Определена гипотеза: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни 4 Определены методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ результатов, обобщение 5 Проведено исследование, сделаны выводы: - Почва содержит кислород. - Почва хорошо впитывает влагу. - Почва хорошо сохраняет влагу. 6 Общий вывод: почва обладает свойствами, необходимыми для жизни растений и животных. |
3.3 Формулировка выводов | 1 Предоставляет возможность каждой группе высказать полученные в результате изучения информации и проведения исследования выводы, зафиксировать все полученные результаты с помощью …..(определить форму фиксации результатов: таблица, стикеры, схемы и т.д.). 2 Помогает сформулировать общий вывод. | 1 Делятся результатами и выводами. 2 Формулируют общий вывод. | Сформулирован вывод: «Почва – это важный компонент в жизни человека. Она имеет очень интересный состав и представляет собой не один вид. Почва играет огромную роль для людей, так как ее главное свойство – плодородие, а это дает нам возможность сеять и выращивать продукты питания. При выполнении опытов, выявились еще одни немаловажные свойства – содержание кислорода, быстрое впитывание влаги и ее сохранение, что является благоприятными условиями для жизни растений и животных. Поэтому почву необходимо беречь и не загрязнять». |
3.4 Оформление результатов проекта, подготовка к защите | 1 Помогает в оформлении стенгазеты. 2 Предлагает алгоритм выступления на защите проекта. | 1 Оформляют стенгазету. 2 Готовятся к защите. | 1 Стенгазета. 2 Конспект выступления на защите. |
4. Рефлексивно-оценочный | |||
4.1 Защита проекта | Выслушивает выступления учеников. | Публично представляют полученные результаты. | Проведена защита. Вывешена стенгазета. |
4.2 Рефлексия и самоанализ | 1 Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. 2 Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты:
3 Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта. | 1 Оценены результаты работы. 2 Проведен самоанализ. 3 Подведены итоги, определены перспективы.
|
Источники информации / литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"
Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"...
Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.
Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Аттестационное задание № 9 Программа по внеурочной деятельности Мир логики
Аттестационное задание №9. Вариант программы внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего образования. Раьочая программа Мир логики для учащихся 3 класса....
занимательные задания для внеурочной работы
развивающие игры на логику...
Задания к внеурочной работе по внеклассному чтению (проекты) 3 класс
Проведение проектов по внеклассному чтению позволяет значительно усилить образовательный эффект уроков, повысить уровень читательской культуры учеников начальной школы. Представлена серия заданий-прое...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»
Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...