Светлые и темные качества человека
классный час (2 класс)
младший школьный возраст является сенситивным периодом для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим, в связи с этим актуальным является мотивирование ребенка к самопознанию. Предложенное занятие будет содействовать формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию, а также способствовать развитию личностных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlye_i_emnye_kachestva.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автор: Викулова Евгения Брониславовна
Название работы: внеклассное мероприятие по курсу «Полезные привычки» на тему: «Светлые и темные качества».
Аннотация: младший школьный возраст является сенситивным периодом для становления самооценки, критичности по отношению к себе и окружающим, в связи с этим актуальным является мотивирование ребенка к самопознанию. Предложенное занятие будет содействовать формированию у детей стремления к самопознанию и саморазвитию, а также способствовать развитию личностных универсальных учебных действий.
Класс- 2
Цель: 1.Показать ценность духовного богатства человека, мотивировать обучающихся на приветственное самосовершенствование.
2.Способствовать формированию коммуникативных умений, речевых навыков.
3. Развитие творческих возможностей и аналитического мышления (умения сравнивать, делать выводы, анализировать жизненные ситуации).
Используемые элементы технологий:
Проблемное обучение
Игровые технологии
Системно-деятельностный подход
Личностно-ориентированный подход
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Оборудование: - компьютер, мультимедийный проектор -плакат с правилами поведения на занятии -таблички, на которых написаны качества людей -сказка «Перчатка» -листы бумаги, авторучки.
Ход занятия: Дети входят в кабинет. Звучит музыка «Улыбка».
1. Вводная часть. Создание раскрепощенной обстановки.
- Дорогие ребята, я очень рада нашей встрече. Частичкой своего прекрасного настроения я хочу поделиться с вами. Подарите друг другу улыбку.
Ведь улыбка - это волшебство.
Человек совсем другим становится,
Если вдруг открыто и светло
На лице его улыбка остановится.
Представьте, что ваши ладони - это зеркальные звездочки. Посмотрите в них, улыбнитесь и вам станет уютнее. А теперь подарите вашего солнечного зайчика другу.
С таким настроением мы и продолжим наше общение.
- Тихо садитесь.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, на нашей планете живёт много людей и все они разные: высокие и низкие, темноволосые и светловолосые, кареглазые и голубоглазые.
- Как вы думаете, какие это качества: внешние или внутренние? Почему?
- Какие внутренние качества людей вы знаете?(дети называют их).
- Правильно, сегодня на нашем занятии вы расширите свои знания о внутренних качествах человека.
Игра «Загадки о качествах человека».
- Как мы назовем человека, который говорит всегда правду? Не обманывает других? (честный);
-человек, который по-дружески относится к окружающим (дружелюбный);
-человек, который не любит трудиться (ленивый);
-человек, которому интересно узнавать новое, приобретать новые знания? (любознательный).
- Ребята о чем были наши загадки? (ответы детей). Верно, о качествах человека. А как вы думаете, о каких качествах человека мы сегодня поговорим? (Ответы детей). Верно, о положительных и отрицательных качествах человека. Иначе, о светлых и темных качествах.
- Тема нашего занятия «Светлые и темные качества человека»
- Ребята, давайте вспомним наши правила работы в группе.
(Дети вспоминают правила)
Правила:
1.Доверие друг к другу.
2.Активная работа на занятии каждого участника.
3.Солюдение внимания к говорящему.
4.Недопустимость насмешек.
5.Право каждого на свое мнение.
6.Не выносить обсуждение за пределы занятия.
3.- У каждого человека есть имя. Каждая буква нашего имени обозначает какое-то качество человека. В имени спрятаны положительные качества, о которых вы даже не знаете. Попробуйте расшифровать свое имя и найти эти положительные качества.
Игра. «Мои качества»
-Ребята, я теперь я предлагаю поиграть в игру. Я буду называть вам качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас.
-Помашите мне рукой те, у кого есть искренность;
-троньте себя за ухо те, в ком встречается лень…;
- встаньте и махните мне рукой те, в ком есть такое качество, как отзывчивость;
-сожмите руки в замок, у кого встречается зависть…;
-встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость.
-Спасибо, ребята, за честные ответы.
-Оказывается в каждом из нас живут… Продолжите мое высказывание… (Как светлые, так и темные качества).
-Ребята, скажите, а нужны ли человеку темные качества? Обсуждение.
4. Путешествие на сказочную поляну.
-ребята, я вчера была в волшебном лесу и насобирала целую корзину «наших душевных человеческих качеств».
Давайте пройдём на эту поляну и вы убедитесь сами.
Идут на поляну. Пока дети рассаживаются звучит мелодия.
Показываю корзину.
-Но одни из них здесь «светлые», а другие «тёмные».
- Может вы знаете, какие качества человека мы называем светлыми?
(Под «светлыми» понимаем те, которые помогают человеку жить счастливо и приносить радость окружающим.)
- А какие качества человека мы называем темными?
(Под «темными « качествами будут пониматься те, которые мешают жить дружно и счастливо как самому человеку, так и его окружению)
- Как солнышко в природе, когда оно греет, то всем радостно, приятно, хорошо. Так и от человека, который обладает «светлыми» качествами веет теплом, радостью. Поэтому мы «светлые» качества давайте прикрепим на лучики солнышка.
- А что мы чувствуем, когда пасмурный день, на небе большая чёрная туча?
- Такое же чувство у нас возникает, если мы общаемся и с человеком с «плохими, тёмными» качествами. Верно? Поэтому мы поместим эти качества на тучу.
- Существуют ли ребята, у которых качества только светлые или только тёмные?
(Подвести детей к выводу, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и тёмные и светлые качества).
- В каждом человеке есть и тёмные и светлые качества. Эти качества борются в человеке, соперничают. И от самого человека зависит, станет он лучше, светлее, добрее или, наоборот, озлобится, станет завистливым, несчастным.
Каждую минуту своей жизни человек стоит у «черты между добром и злом»
- Как вы думаете, каким человеком легче быть: добрым или злым? Почему?
- Конечно, чтобы быть добрым нужно много сил, работы над собой каждый день, каждую минуту, нужно постоянно бороться со своей ленью. Так мы укрепляем волю. А люди сильные духом могут справиться со всеми жизненными трудностями и проблемами.
6. – Теперь давайте вернёмся с волшебной поляны за свои школьные парты. Нам ещё надо о многом поговорить.
- сейчас возьмите листочки на парте со сказкой «Перчатка». Внимательно её слушайте, после прочтения необходимо будет ответить на мои вопросы.
Чтение и обсуждение сказки «Перчатка»
Сказка «Перчатка».
В старом стенном шкафу, жили перчатки. Они были теплые, почти новые. Разница между ними была лишь в том, что одна была Левая, а другая – Правая.
Правая носила сумку, открывала двери, выполняла всю работу и , как результат , - чуть больше износилась. Левая же перчатка носила часы, браслеты, иногда на нее надевали колечко с бирюзой. Левая перчатка чувствовала себя самой изысканной и элегантной. Поэтому, ее очень возмущало , что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра.
«Как ты можешь так жить?» - говорила Левая перчатка Правой.
-Ты работаешь целый день, ты держись и грязные деньги, и бумажки, и самый различный хлам, и потом лежишь рядом со мной!. Я веду светскую жизнь - - кому – то махну рукой, на что-то укажу, не ношу тяжелые сумки и чище тебя. Зачем ты мне нужна, когда мне и без тебя хорошо?».
Однажды хозяйка, гуляя зимой по улице, сняла перчатки и положила в карман. Левая перчатка выпрыгнула оттуда со словами «Прощай, я больше не хочу быть рядом с такой грубой и невежественной сестрой. Я наверняка займу почетное место где- нибудь в другом доме.»
Перчатка упала на тротуар, она еще не знала, что одна никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой – то прохожий поднял ее и повесил на сучок дерева, где она провисела три дня. На ней появились сосульки. Вдруг ею заинтересовалась пролетавшая мимо ворона. Она схватила Левую перчатку, потрясла ее, сбив сосульки, и понесла ее в гнездо. Сообразив в чем дело, перчатка умудрилась вырваться и, пролетев через весь двор, упала в мусорный бак, где находились старые вещи. Перчатка начала понимать, какую ошибку она совершила, сбежав от своей старой хозяйки.Среди старых вещей ходили разговоры, что ее, элегантную перчатку, хотят распустить на нитки и смотать в клубок. Она очень этого боялась, так как потерять свою неповторимую форму – значило умереть! В тот момент она больше всего завидовала своей Правой сестре, которая лежала в теплом уютном шкафу.
Она мечтала только об одном, быть дома вместе с сестрой и выполнять любую работу. Перчатка погрузилась в грустные мысли, как вдруг услышала знакомое рычание, и чьи – то зубы крепко схватили ее и понесли . Она узнала собаку своей хозяйки и молила судьбу только об одном – чтобы ее отнесли домой.
Собака выбежала и побежала, через некоторое время, бросила перчатку на землю. Испуганная, порядком износившаяся, грязная и порванная перчатка упала к ногам хозяйки… та подняла ее, отряхнула и положила в карман.
С того момента Левая перчатка опять живет в ящике большого шкафа, крепко дружит с Правой перчаткой и с другими вещами в шкафу.
Помогает сестре носить сумки, а также по хозяйству. Никогда не зазнается. Дружба у них крепкая, водой не разольешь.
После прочтения детям необходимо поделиться чувствами по поводу прослушанной сказки. Дети отвечают на вопросы:
Чего так сильно хотелось Левой Перчатке? (Быть лучшей, быть всегда на виду)
Как вы думаете чего она не знала о себе? (Что у нее есть недостатки)
Что помогло Перчатке узнать себя лучше? (Жизненные трудности)
При обсуждении сказки необходимо подчеркнуть, что герои в разное время проявляли разные качества.
(Сначала Левая перчатка обладала такими качествами как себялюбие, гордость, хвастовство, высокомерие. Затем она почувствовала обиду, грусть, печаль. А в конце стала радостной и весёлой).
7. Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Ребята, как вы понимаете фразу, что «в каждом человеке живёт 2 волка»?
- Что значит мы их кормим?
8. Итог
- Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, приносить радость, помогать друг другу.
- Это вечные ценности, с ними не произойдёт ничего. Эти прекрасные качества человека обогревают, как солнышко, не только самого человека, но и других людей.
Сегодня каждому из вас я хотела бы подарить солнышки. Приложите их к своей щеке. Чувствуете от него тепло?
Так пусть же оно вас согревает всегда, а вы будете согревать всех окружающих своей добротой, лаской, нежностью.
Каждый день трудитесь над собой, занимайтесь своим внутренним воспитанием, чтобы стать достойными гражданами нашей Родины-России.
Звучит песня «Дорогою добра»
- Вы сегодня потрудились для души! До чего же вы, ребята, хороши.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка школьника — важный пункт в развитии личностных качеств человека.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система...
Родительское собрание в 6 классе « Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека »
Цели собрания:показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес...
Мастер – класса на тему: «Духовные качества человека – противоядие для коррупции»
Мастер – класса на тему:«Духовные качества человека – противоядие для коррупции»...
Конспект занятия по педагогике, 2 класс, тема "Светлое и темное в людях", УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях. Предметные:Знат...
Конспект классного час на тему: "Светлое и темное в людях" , 1 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях.Предметные:Знать: положительные и отрицат...
Конспект классного часа. Светлое и темное.3класс
Цели деятельности учителя: формирование умений видеть и ценить положительные качества окружающих, стремления поступать нравственно во всех жизненных ситуациях. Предметные:Знать: положительн...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»
В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....