Внеурочная деятельность"шашки - это интересно"
план-конспект занятия (4 класс)
Программа обучения игре в шашки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из-за снижения двигательной активности не во всех спортивных секциях они могут заниматься, и не весь спортивный инвентарь детям подходит, оригинальность программы состоит в том, что она впервые адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), приобщая их к спорту. Игра в шашки это эффективное средство умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Школа-интернат» Юргинский городской округ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического на заседании педагогического совета
объединения воспитателей протокол № 1 от 28.08.2020г.
протокол № 1 от 28.08.2020г. приказ № 100 от 02.09.2020г.
руководитель МО и.о. директора МКОУ «Школа-интернат»
______________ Т.А.Мащенко __________________В.В.Сайдаль
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШАШКИ – ЭТО ИНТЕРЕСНО»
Возраст детей: 14-17 лет
Составитель:
Кривых Ангелина Владимировна,
учитель начальных классов
2020
Программа обучения игре в шашки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из-за снижения двигательной активности не во всех спортивных секциях они могут заниматься, и не весь спортивный инвентарь детям подходит, оригинальность программы состоит в том, что она впервые адаптирована к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), приобщая их к спорту. Игра в шашки это эффективное средство умственного развития.
Шашки – это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера. Шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят. Игра в шашки способствует развитию усидчивости, концентрации внимания и логическому мышлению, пространственной ориентировки и воспитанию дисциплинированности.
Программа внеурочной деятельности «Шашки это интересно» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «Школа – интернат»;
- Уставом, локальными актами МКОУ «Школа - интернат».
Цель программы: раскрытие умственного, эстетического, нравственного, волевого потенциала личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Обучающие:
- обучить основам игры в шашки, теории и практики шашечной игры, простым комбинациям;
- научить обучающихся решать шашечные задачи в 1-2 хода, работать самостоятельно.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни,
- развивать личностные качества учащихся, такие как дисциплинированность, сознательность, активность,
- учить применению полученных знаний на практике.
Развивающие:
- расширить кругозор ребёнка;
- развивать творческое и абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение; формировать познавательную самостоятельность; развивать стремления к самостоятельности, осуществлять всестороннее физическое развитие обучающихся.
Коррекционные:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах, улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
Практическая значимость программы. Разработанная программа может использоваться другими педагогами для обучения детей с ОВЗ начальным азам игры в шашки. Она направлена на организацию досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активной форме познавательной деятельности. В центре современного образования лежит идея развития ребенка, формирования его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Овладев знаниями игры в шашки, воспитанники смогут свои знания применять на других образовательных предметах. Легко смогут ориентироваться в пространстве, понимать диагональное направление, не путать где слева, а где справа.
Формы организации деятельности
В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические занятия;
- соревнования и другие.
Виды деятельности, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по заданиям.)
Виды деятельности, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная работа учащихся на компьютере.
Виды деятельности, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Режим занятий: Обучение проводиться во внеурочное время 2 часа в неделю, 68 часов в год. Может произойти корректировка времени проведения, если городские конкурсы-соревнования выпадают на другие дни и часы, если конкурс занимает большее время, чем 2 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы:
По окончании обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны:
- ЗНАТЬ
- азбуку шашечной доски;
- ценность фигур;
- обозначение полей;
- правила шашечной игры;
- простые и сложные комбинации;
- позиционные приёмы шашечной борьбы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шашки – это интересно»
Наименование тем программы | Количество часов 68 часов | |
Теория | Практика | |
1. Введение в игру. | 10 | 8 |
2.Заповеди юного шашиста. | 2 | 5 |
3. Позиционные приемы шашечной борьбы. | 10 | 10 |
4. Вперед в дамки. | 5 | 7 |
5. Решение шашечных задач. | 4 | 7 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | дата | Название темы | Количество часов |
Введение в игру. | 68 | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с шашкой. | 1 | |
2 | История развития шашек. | 1 | |
3 | Инвентарь для игры в шашки. | 1 | |
4 | Шашечная доска ( вертикали, горизонтали, диагонали). | 1 | |
5 | Шашечная доска ( вертикали, горизонтали, диагонали). | 1 | |
6 | Название диагоналей (двойник, тройник, косяк, большая дорога). | 1 | |
7 | Название диагоналей (двойник, тройник, косяк, большая дорога). | 1 | |
8 | Обозначение полей. | 1 | |
9 | Начальное положение фигур . | 1 | |
10 | Начальное положение фигур. | 1 | |
Заповеди юного шашиста. | |||
11 | Ценность фигур ( название и сила фигур). | 1 | |
12 | Ценность фигур ( название и сила фигур). | 1 | |
13 | Правила шашечной игры. | 1 | |
14 | Правила шашечной игры. | 1 | |
15 | Правила шашечной игры. | 1 | |
16 | Этика поведения во время партии. | 1 | |
17 | Повторение правил шашечной игры | 1 | |
18 | Что такое комбинация. | 1 | |
19 | Как найти шашечную комбинацию. | 1 | |
20 | Как найти шашечную комбинацию. | 1 | |
21 | Как не пропустить в дамки. | 1 | |
22 | Как не пропустить в дамки. | 1 | |
23 | Ловушка в начале партии. | 1 | |
24 | Ловушка вначале партии. | 1 | |
25 | Первая ловушка. | 1 | |
26 | Вторая ловушка. | 1 | |
27 | Третья ловушка. | 1 | |
28 | Четвёртая ловушка. | 1 | |
29 | Шашечные окончания. | 1 | |
30 | Повторение правил. Учебные игры в шашки. | 1 | |
31 | Повторение правил. Учебные игры в шашки. | 1 | |
Позиционные приёмы шашечной борьбы. | |||
32 | Способы выигрыша шашек. Расчёт ходов. | 1 | |
33 | Как можно выиграть шашку. | 1 | |
34 | Размен. | 1 | |
35 | Выигрыш. | 1 | |
36 | Связка. | 1 | |
37 | Окружение. | 1 | |
38 | Заключение (запирание). | 1 | |
39 | Повторение правил шашечной игры. | 1 | |
40 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
41 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
42 | Разбор партий. | 1 | |
Вперёд в дамки. | |||
43 | Как провести шашку в дамки. | 1 | |
44 | Дамки с обеих сторон. | 1 | |
45 | Дамки с обеих сторон. | 1 | |
46 | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 1 | |
47 | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | 1 | |
48 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
49 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
50 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
51 | Малый чемпионат в классе. | 1 | |
52 | Разбор партий. | 1 | |
Решение шашечных задач. | |||
53 | Ход со взятием шашки. | 1 | |
54 | Ход без взятия шашки. | 1 | |
55 | Ход со взятием одной шашки. | 1 | |
56 | Ход со взятием двух и более шашек. | 1 | |
57 | Решение задач в один ход. | 1 | |
58 | Решение задач в один ход. | 1 | |
58 | Решение задач в два хода. | 1 | |
60 | Решение задач в два хода. | 1 | |
61 | Запись решения задач со взятием шашки. | 1 | |
62 | Запись решения задач без взятия шашки. | 1 | |
63 | Повторение правил шашечной игры. | 1 | |
64 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
65 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
66 | Учебные игры в шашки. | 1 | |
67 | Разбор партий. | 1 | |
68 | Турнир « Чудо-шашки». | 1 |
Содержание программы
Тема 1. Введение в игру.
История развития шашек. Шашечная доска (вертикали, горизонтали, диагонали). Ценность фигур. Обозначение полей. Изложение правил шашечной игры с упражнениями. Этика поведения во время партии.
Тема 2. Заповеди юного шашиста.
Заповеди юного шашиста. Игра на турнире. Разбор партий.
Тема 3. Позиционные приёмы шашечной борьбы.
Как можно выиграть шашку. Что называется оппозицией. Размен. Выигрыш. Связка. Зажим. Жертва. Угроза. Окружение. Заключение (запирание). Игра на турнире. Разбор партий.
Тема 4. Вперед в дамки.
Как провести в дамки шашку. Дамки с обеих сторон. Этюды. Игра на турнире. Разбор партий.
Тема 5. Решение шашечных задач.
Решение задач в I ход. Решение задач в II хода. Запись решения задач со взятием шашки. Запись решения задач без взятия шашки.
Турнир «Чудо-шашки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки
Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"...
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Шашки")
Программа по внеурочной деятельности "Шашки"...
Каклендарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок по шашкам "В гостях у шашечной дамы"
Кружок по шашкам "В гостях у шашечной дамы"...
Внеурочная деятельность 1 класс "Интересные люди - твои помощники"
Аннотация Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО; материал занятия н...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шашки, 1 класс
Разработана в соответсвии с ФГОС и САНПИН....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа по внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Шашки"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Шашки» 3-4 класс разработана в соответствии с результатами освоения курса внеурочной деятельности....