Сообщение по теме «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»
статья (4 класс)
Cущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_rmo_2019.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №10
Сообщение на РМО по теме «Методические рекомендации по модульному обучению на уроках чтения в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №10
Паршина Валентина Сергеевна
28 февраля 2019
Проблемы обучения и воспитания относятся к числу тех, разработка которых требует системного подхода.
Обучение и воспитание – целенаправленное воздействие, обеспечивающее усвоение человеком общественного опыта, организатором усвоения которого является, прежде всего, учитель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека.
Современный педагогический подход нацеливает на предварительное проектирование образовательного процесса, в центр внимания ставит учебно-познавательную деятельность самого ученика, диагностичность целеобразования и объективного контроля (самоконтроля) результатов, целостность всего образовательного процесса. Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Такая деятельность наилучшим образом реализуется через технологию модульного обучения.
Таким образом, сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Самое важное в построении модулей – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация и.т.д.
В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока модульного чтения лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями через алгоритм определенных разноуровневых модулей.
Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения).
Алгоритм уроков чтения
Модуль 1
Подготовка к проверке домашнего задания
- Открой учебник на странице... (если это стихотворение, повтори его).
- Прочитай 1/3, страницы (стихотворение расскажи соседу по парте).
- Расскажи, о чем говорится в отрывке, что особенно запомнилось и почему.
- Оцени себя, выслушай оценку товарища.
Модуль 2
Разминка
1. Упражнение на дыхание: «надуй шарик», «остуди чай», «одуванчик», «сдуй пылинку», « задуй свечу».
2. Звуковая разминка: артикуляция звуков, скороговорки, мини-стихотворения, их чтение: тихо, громко, медленно, быстро, про себя, с ударением на каждом слове, хором (орфографическое чтение), с поучительной интонацией, на память (по желанию).
Модуль 3
Чтение-спринт. Начни по команде учителя «Начали»
- Читай как можно быстрее, подчеркивай непонятные слова.
- Ответь на вопросы к тексту.
- обсуди свой ответ с товарищем, посоветуйся.
- Прими участие в общем обсуждении.
Модуль 4
- Интенсивные упражнения в навыках беглого чтения
- Чтение за диктором (вполголоса).
- Чтение под ритмичный стук.
- Чтение с отрывом взгляда от текста.
- Чтение с убыстрением.
- Чтение в парах.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Жужжащее чтение.
- Чтение про себя, только глазами.
Модуль 5
- Правильно ставь ударение.
- Соблюдай паузы.
- Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Модуль 6
- Работа в творческих тетрадях (задания по выбору).
- Подведение итогов - научись высказывать свои мысли, вести
диалог - используй эмоционально-оценочную лексику.
Модульное чтение дает возможность учителю чередовать индивидуальную и коллективную деятельность учеников, менять состав групп в зависимости от категории задания и цеполагания. Это создает атмосферу сотрудничества, ответственности каждого ученика за свой вклад в решение задач урока.
Положительным является и то, что упрощается и конкретизируется труд учителя при подготовке к уроку. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей навыки самостоятельной деятельности через:
- самоанализ, самоцелеполагание,
- самопланирование, самоорганизацию,
- самоконтроль, саморегулирование.
Имея предложенный алгоритм учителю необходимо проявить творчество при выборе модулей или заданий из модулей, целесообразности и оптимальности их применения на определенных этапах образовательного процесса.
Список используемой литературы
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:/ Под ред. П.И. Третьякова. - М. :Новая школа, 2001
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. 2010.- №1. - С. 55 - 60.
- Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. Вильнюс: Минвуз ЛитССР, 2009. - 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках чтения в начальной школе
Данная работа имеет сугубо практическую направленность. Представлен опыт использования аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения обучающихся 3-го класса по УМК ...
Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...
Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе
Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раск...
Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...
Методические рекомендации по формированию навыков и умений чтения на начальном этапе обучения иностранному языку
Чтение является одним из эффективных способов формирования интереса к изучению иностранного языка и одним из основных аспектов в изучении иностранного языка и представляет собой одно из важнейших сред...