Активные методы обучения на уроках чтения в начальной школе
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Обобщение опыта работы. Использование различных методов активного обучения способствует вовлечению обучающихся в образовательный процесс, активизирует творчество на уроках, развивает воображение, раскрывает способности каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moturnyak_a._g._aktivnye_metody.docx | 29.08 КБ |
amo_na_chtenii.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках литературного чтения
в начальной школе.
Мотурняк А. Г., учитель начальных классов
МБОУ СШ №7 г. Ярцева
«Деятельность –
единственный путь к познанию…»
Бернард Шоу
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире . Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
По определению А. М. Смолкина, « Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики»
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Итак.
1 этап Организационный
Динамично помогают начать урок такие методы, как , “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Начиная урок, я иногда прошу детей поднять руки вверх. Потянуться, посмотреть в окно, потянуться навстречу солнышку, чтобы оно улыбнулось вместе с нами, а дети улыбнулись друг другу и учителю. Метод «Добро в ладошках» Учащиеся соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
2 этап Выяснение ожиданий, опасений.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Поляна снежинок”, “Разноцветные листы”, “Фруктовый сад”, «Солнышко и туча» , «Что у меня на сердце» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. Например, Метод «Что у меня на сердце»
Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
В первом классе детям раздавались разноцветные квадратики, Красный цвет – опасение, страх, жёлтый – неуверенность, зелёный- всё хорошо, можно двигаться дальше.
Сегодня у нас – солнышки и тучки. - Уважаемые коллеги, предлагаю на солнышках написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на тучках.
3 этап Актуализация знаний.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:
"Магазин"
"Парный выход"
-"Светофор"
"Сундучок знаний" (соотнести карточки).
На разноцветных листочках фамилии авторов и на других – отрывки стихотворений, рассказов. Соотнести. О каком ещё не знаем. Кто догадается , какая тема будет сегодня на уроке?
4 этап Изучение нового материала
Применяем такие методы, как «Инфо-угадайка»
«Кластер»
«Мозговой штурм»
«Мозаика»
Алекс Осборн(1888- 1966) – американский журналист. В 1942 году он издал книгу, где описал первый вариант мозгового штурма. Алекс Осборн один из пионеров в области исследования творчества, говорил: «Количество, количество и ещё раз количество. Вот девиз дня» И добавлял: « Чем больше попыток, тем больше вероятности попадания в цель»),
благодаря соблюдению четырёх принципов:
1) принцип исключения критики(можно высказать любую мысль без боязни, что её признают плохой);
2) поощрение самого необузданного ассоциирования(чем более дикой покажется идея, тем лучше);
3) требование, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе их монополизировать, каждый ученик вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, улучшать и совершенствовать
В 1-2 классе использую метод «Мозаика» . Раздаётся записанный на цветных листочках текст. В группе составить каждому свою часть и соединить потом в логической последовательности.
«Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
«Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто…»
5 Самостоятельная работа
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы “Ульи”, “Визитные карточки”. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы “Cветофор”, “На линии огня”. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как “Инфо-карусель”, “Автобусная остановка”, “Творческая мастерская”.
6 этап Релаксация
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” “Земля, воздух, огонь и вода”, “Зайчики” и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
!)«Земля» - плотно прижали ступни ног к полу. Напрягли мышцы, усилив давление на пол,
«Воздух»- вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Глубоко, так чтобы воздух как бы наполнял грудь при вдохе.
«Вода»- совершаем плавательные движения руками, чувствуя себя свободно и непринужденно
«Огонь» - совершаем такие движения как языки пламени, при этом представляем как всё тело наполняется теплом.
2)Следующее упражнение «Кулачки»
Учитель. Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза!Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
3)Упражнение «Кулачки» Палец большой прижат- рука прямая, а другая рука сжата в кулачок, но палец большой тоже прижат. Меняем руки. Это позволяет сосредоточиться, сконцентрировать внимание.
7 этап Закрепление изученного
"Автобусная остановка"
"Инфо-карусель"
"Инсерт"или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
8 этап Обобщение и систематизация знаний
Уже давно и с разными детьми применяю метод «Синквейн»
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Метод “Творческая мастерская” с большим успехом может быть применён на обобщающих уроках литературного чтения . К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.
9 этап Итог урока
завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как«Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
Напишите мудрый совет , как использовать активные методы обучения на уроках литературного чтения.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
10 этап Рефлексия
На этапе рефлексии можно применить следующие методы:
"Незаконченное предложение"
"Телеграмма"
«Дартс»
«Корзинка настроения», «Буриме»
Игра «Буриме». На заданную рифму надо придумать двустишие, четверостишие (ералаш – репортаж, апрель – капель, весна – тишина, злится – стучится, дворец – скворец , пень –лень и др.)
Расцветает старый пень,
Значит, на дворе весна.
И учиться стало лень-
В классе- тишина!
Игра «Продолжение известных строк»
«Весна, весна на улице, весенние деньки…»
«Жил на свете крокодил, он подарки разносил…»
«Прозвенел звонок, начинается урок…»
«Как-то раз, в конце недели, в наши сельские края…»
«На столе стояла чашка, в чашке было молоко…»
Стихотворчество – одно из весёлых и интересных занятий, а постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, рождают творческую смелость, веру в свои силы. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стихотворения, учатся подбирать рифму к словам.
В. А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребёнка».
Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
***
И, кажется. Что в лучшем из миров
Порхает бабочка над счастьем нежно,
Мы говорим и говорим без слов
так искренне. Беспечно, безмятежно.
И пусть улыбки детские вокруг
Почаще согревают наши души,
И никогда не разомкнётся круг,
В котором ты всегда кому-то нужен…
Здоровья всем и творчества! Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Деятельность – единственный путь к познанию…» Бернард Шоу
« Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики» А. М. Смолкин
1. Нетрадиционное начало традиционного урока Г Галерея портретов алерея Г У лыбнёмся друг другу алерея ГППоздорова алерея Поздоровайся локтями ГППоздорова алерея Добро в ладошках ГзЗд Здороваемся глазами ороваеППоздорова алерея
2 . Активные методы выяснения целей, ожидания, о пасений . Г Д ерево ожиданий алерея Г П оляна снежинок алерея ГППоздорова алерея Разноцветные листы ГППоздорова алерея Фруктовый сад ГППоздорова алерея Солнышко и туча Г Ч то у меня на сердце алерея
4. Изучение нового материала Г Мозаика алерея Г Кластер алерея ГППоздорова алерея Инфо- угадайка ГППоздорова алерея Мозговой штурм ГППоздорова алерея Игра – ассоциция «Словесная цепочка
5.Самостоятельная работа алерТворческая мастерскаяея Г Светофор алерея ГППоздорова алерея Инфо-карусель ГППоздорова алерея Ульи Творческая мастерская
6. Релаксация алерТворческая мастерскаяея Г Кулачки алерея ГППоздорова алерея ГППоздорова алерея Зайчики Земля, воздух. Огонь и вода»
7 . Активные методы обучения на этапе обобщения, систематизации знаний алерТворческая мастерскаяея Г М удрый совет алерея Гитоговый кругППоздорова алерея ГППоздорова алерея Ромашка Синквейн Итоговый круг Гитоговый кругППоздорова алерея
8. Активные методы обучения на этапе рефлексии алерТворческая мастерскаяея Г Дартс алерея Гитоговый кругППоздорова алерея ГППоздорова алерея Корзинка настроения Незаконченное предложение Телеграмма Гитоговый кругППоздорова алерея Буриме Продолжение известных строк
Сундучок знаний.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: «Куда ты собрался?» - «В школу». - «Ты еще мал, не ходи», - и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра yeхал в лес, а мать ушла на поденную работу. Л.Н.Толстой «Филиппок»
Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. Л.Н.Толстой «Котёнок»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
«МОЗАИКА» « Вот пошел он к синему морю; Видит, — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» « Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто… »
Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Русские народные сказки Колобок. Круглый, жёлтый. Катится, веселится, смеётся. Он сдобный и вкусно пахнет. Еда. Кащей . Бессмертный, костлявый. Царствует, злится, разрушает. Непобедимый, но очень боится смерти. Игла. Мышь. Мелкая, вредная. Бегает, пищит, портит. Слишком у неё длинный хвост. Проблема!... Курочка Ряба. Добрая, глупая. Снесла она золотое яйцо и разбила. Курица! Репка. Жёлтая, большая. Растёт, вытаскивают, едят. Репка очень вкусная и полезная. Овощ. Синквейны составлены обучающимися 4 класса.
Методы активные. Позитивные, коммуникативные. Учат, развивают, бодрят. Увлекают и приносят результат. Новые подходы эффективные.
Игра «Буриме». Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, На заданную рифму надо придумать двустишие, четверостишие (ералаш – репортаж, апрель – капель, весна – тишина, злится – стучится, дворец – скворец , пень –лень и др.) Расцветает старый пень, Значит, на дворе весна. И учиться стало лень- В классе- тишина!
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою… пряжу Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и … года. три Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба … . говорила Незаконченное предложение
Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои …. сани Не посмел я взять с нее выкуп; Так пустил ее в синее … . море Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою … ! дворянкой
Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам… . откуп Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, … !» старче Воротился старик ко старухе, У старухи новое… корыто
*** И , кажется. Что в лучшем из миров Порхает бабочка над счастьем нежно, Мы говорим и говорим без слов Так искренне, беспечно , безмятежно. И пусть улыбки детские вокруг Почаще согревают наши души, И никогда не разомкнётся круг, В котором ты всегда кому-то нужен…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы. Но стремительно развивающиеся изменения в...
Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.
Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....
Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.
Деятельностный метод обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...
Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе
Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...
«Метод проектов на уроках чтения в начальной школе».
выступление на ШМО учителей начальных классов....
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...
Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе
Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...