Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа (3 класс)

Сухоставская Ирина Александровна

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе нормативно правовых документов:

  • Закона  Российской Федерации «Об образовании»№ 273 от 29.12.2012 г;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее _ ФГОС начального общего образования).
  • Примерной программы по изобразительному искусству Л.А.Неменской  ( Москва: «Просвещение» 2018.);
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования  (Приказ Минпросвещения России  от 28 декабря 2018 года № 345 );
  •  Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  • Приказа Минпросвещения России от 18.05.2020 № 2020 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  • Образовательной программы МБОУ Ефремовская СОШ по ФГОС НОО.

 

Цели и задачи предмета.

  Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • Развитие личности обучающихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

 Задачи:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_kl.docx67.49 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе нормативно правовых документов:

  • Закона  Российской Федерации «Об образовании»№ 273 от 29.12.2012 г;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее _ ФГОС начального общего образования).
  • Примерной программы по изобразительному искусству Л.А.Неменской  ( Москва: «Просвещение» 2018.);
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования  (Приказ Минпросвещения России  от 28 декабря 2018 года № 345 );
  •  Приказа Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  • Приказа Минпросвещения России от 18.05.2020 № 2020 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
  • Образовательной программы МБОУ Ефремовская СОШ по ФГОС НОО.

Цели и задачи предмета.

  Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • Развитие личности обучающихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

 Задачи:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». 3 КЛАСС.

    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения.

     Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие обучающегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача  не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Обучащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия   произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации  в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так-  же способность к осознанию своих собственных переживаний,  своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего  обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.        

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. 

Ведущие технологии, методы, формы обучения

  1. Метод поэтапных открытий (постепенное, медленное втягивание учеников в осознание темы).
  2. Метод единства восприятия и созидания (творческие практические работы).
  3. Метод широких ассоциаций (любое восприятие искусства личностью включает в себя интерпретацию).
  4. Метод привлечения (беседы на уроках).
  5. Метод коллективной поисковой деятельности (связь с жизнью).
  6. Метод свободы в системе ограничений.
  7. Метод сравнений (многовариантные возможности решений).

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Формы организации учебных занятий:

  • - фронтальная работа (до 10 минут на уроке). Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании.

  • - групповая работа. Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Она предусматривает работу в «небольших» группах (шесть и менее человек).
  • - парная работа. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля.

 

  • - индивидуальная работа. Самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценка
  • интегрированные уроки

деловая игра

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

     Личностные результаты.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,
  • Формирование представлений о добре и зле.
  • Обогащение нравственного опыта.
  • Развитие нравственных чувств.
  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.
  •  Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения  содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

  • Понимание учебной задачи.
  • Определение последовательности действий.
  • Работа в заданном темпе.
  • Проверка работы по образцу.
  • Оценивание своего отношения к работе.
  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.
  • Владение отдельными приемами контроля.
  • Умение оценить работу товарища.
  • Умение планировать учебные занятия.
  • Умение работать самостоятельно.
  • Умение организовать работу по алгоритму.
  • Владение пооперационным контролем.
  • Оценивание учебных действий своих и товарища.
  • Умение работать по плану и алгоритму.
  • Планирование основных этапов работы.
  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные.

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.
  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.
  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.
  • Наблюдение природы и природных явлений.
  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.
  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные.

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного

искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

произведений.

Предметные.

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»   В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

  На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю -  34 ч  (34 учебных недели). Данная рабочая программа по «Изобразительному искусству» разработана в соответствии с утверждённым «Календарным  годовым графиком МБОУ Ефремовская СОШ», «Учебным планом МБОУ Ефремовская СОШ на 2020-2021 уч.год» и рассчитана на 34  часа.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 3 КЛАССЕ

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей малой родины, — без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль Мастеров Изображения, Украшения, Постройки в создании среды жизни человека.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой темы должны строиться на основе вопроса: «А что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира (дома, улицы и т. д.)?» Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

                                                                                                       

Искусство в твоем доме (7 ч)

      Здесь Мастера ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге выясняется, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, без Мастеров не было бы и самого дома.
      
Твои игрушки
      
Игрушки придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Создание игрушки из пластилина, глины или других материалов.
      
Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева; бумага, гуашь, водоэмульсионная краска, тонкие кисти, тампоны.
      
Зрительный ряд: слайды народной игрушки: дымковской, городецкой, филимоновской, богородской резной; игрушки из подручного материала (упаковки, ткань, мех).
      
Музыкальный ряд: русская народная музыка; П. Чайковский. «Детский альбом».
      
Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.
      
Посуда у тебя дома
      
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды. Роль Мастеров Постройки, Украшения, Изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
      
Материалы: тонированная бумага, гуашь; пластилин, глина, водоэмульсионная краска.
      
Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда; слайды народной посуды; посуда из разных материалов (металл, дерево, пластмасса).
      
Мамин платок
      
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
      
Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.
      
Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков; платки и ткани; образцы детских работ по этой теме.
      
Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).
      
Обои и шторы в твоем доме
      
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу можно выполнить и в технике набойки.
      
Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.
      
Зрительный ряд: отрывки из какой-либо сказки, где приводится словесное описание комнат сказочного дворца.
      
Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф. Шопен. «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф. Шопен. «Мазурка ля-минор», соч. 17).
      
Твои книжки
      
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
      
Материалы: гуашь, кисти; белая или цветная бумага, восковые мелки.
      
Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке); книжки-игрушки; детские книжки.
      
Литературный ряд: текст выбранной сказки.
      
Поздравительная открытка
      Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
      
Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.
      
Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву (ксилография), по линолеуму (линогравюра), по металлу (офорт), с литографий; образцы детских работ в разных техниках.
      
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
      В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
      На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

      Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.
      
Памятники архитектуры — наследие веков
      
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
      
Материалы: восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага.
      
Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.
      
Парки, скверы, бульвары
      
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
      
Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.
      
Ажурные ограды
      
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
      
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды старинных оград в Москве и Санкт-Петербурге, современных декоративных решеток и оград в наших городах, деревянные резные украшения домов.
      
Фонари на улицах и в парках
      
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
      
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды разных фонарей.
      
Витрины магазинов
      
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
      При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
      
Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: слайды оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.
      
Транспорт в городе
      
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
      
Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: фотографии транспорта; виды старинного и современного транспорта.
      
Что сделал художник на улицах моего города (села)
      
Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (11 ч)

      В зрелищных искусствах Братья-Мастера принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
      
Театральные маски
      
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
      Конструирование выразительных острохарактерных масок.
      
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
      
Зрительный ряд: маски разного характера.
      
Художник в театре
      
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
      
Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.
      
Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников.
      
Литературный ряд: выбранная сказка.
      
Театр кукол
      
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
      
Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.
      
Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол; репродукции из книг о кукольном театре; диафильм.
      
Театральный занавес
      
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
      
Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (или обои).
      
Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.
      
Афиша, плакат
      
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
      
Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.
      
Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.
      
Художник и цирк
      
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
      
Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь.
      
Зрительный ряд: фрагменты циркового представления.
      
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
      Праздник в городе. Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают создать праздник. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей — родителей, детей.

Художник и музей (8ч)

      Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры, — Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
      Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры. Братья-Мастера помогают в грамотной организации таких музеев.
      
Музеи в жизни города
      
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
      
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
      
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
      
Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.).
      
Картина-пейзаж
      
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
      Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
      
Материалы: гуашь, кисти, белая бумага.
      
Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В. Ван Гог, Н. Рерих, И. Левитан, А. Рылов, А. Куинджи, В. Бялыницкий-Бируля).
      
Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.
      
Картина-портрет
      
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
      
Материалы: гуашь, кисти (или пастель), бумага.
      
Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф. Рокотова, В. Серова, В. Ван Гога, И. Репина.
      
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
      
Материалы: пластилин, стеки, подставки из картона.
      
Зрительный ряд: слайды из наборов «Третьяковская галерея», «Русский музей», «Эрмитаж» (произведения П. Трубецкого, Е. Лансере, А. Л. Бари и др.).
      
Исторические картины и картины бытового жанра
      Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
      
Материалы: большой лист цветной бумаги, мелки.
      
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
      «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».

        

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО». 3 КЛАСС

пп

Тема урока

Кол-во часов

Искусство в твоем доме

7 ч

1

Введение в предмет. Мастер, Изображения, Постройки и Украшения. Твои игрушки

1

2

Посуда у тебя дома

1

3

Обои и шторы в твоем доме

1

4

Мамин платок

1

5

Твои книжки

1

6

Открытки

1

7

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

Искусство на улицах твоего города

7 ч

8

Памятники архитектуры – наследие веков

1

9

Парки, скверы, бульвары

1

10

Ажурные ограды

1

11

Волшебные фонари.

1

12

Витрины магазинов

1

13

Удивительный транспорт в городе

1

14

Искусство на улицах твоего села. (Обобщение темы)

1

Художник и зрелище

11ч

15-16

Художник в цирке

2

17-18

Художник в театре

2

19-20

Театр кукол

2

21-22

Театральные маска

2

23

Афиша и плакат

1

24

Праздник в городе

1

25

Школьный праздник-карнавал  (обобщение темы)

1

Художник и музей

9 ч

26

Музей в жизни города

1

27

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж

1

28

Картина-пейзаж

1

29

Картина-портрет

1

30

Картина-натюрморт

1

3

Картины исторические и бытовые

1

32

Скульптура в музее и на улице

1

33-34

Художественная выставка (обобщение темы)

2

 Всего

34

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Искусство в твоем доме (7ч.)

1

03.09

Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

Твои игрушки.

1

Развитие умения  передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки.

Научить использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

2

10.09

Посуда у тебя дома.

1

Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».

3

17.09

Обои и шторы у тебя дома.

1

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой; строгий – для кабинета).

4

24.09

Мамин платок.

1

Познакомить с работой художника по тканям – художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

5

01.10

Твои книжки.

1

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки – раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.

6

08.10

Открытка.

1

Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах.

7

15.10

Обобщающий урок. Труд художника для твоего дома.

1

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.

Искусство на улицах твоего города  (7 ч.)

8

22.10

Памятники архитектуры.

1

Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны

9

05.11

Парки, скверы, бульвары.

1

Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари.

10

12.11

Ажурные ограды.

1

Ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики, ворота, фонари.

11

19.11

Волшебные фонари.

1

Ознакомить с ролью фонарей в человеческой жизни. Изучить образцы фонарей. Познакомиться с новыми понятиями- «электика», «коллаж».

12

26.11

Витрины

1

Ознакомить с разнообразием витрин и их назначением, сочетание оформления с профилем магазина. Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о 1соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

13

03.12

Удивительный транспорт.

1

Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

14

10.12

Обобщающий урок «Труд художника на улицах твоего города»

.Выставка работ.

1

Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Художник и зрелище (11ч.)

15,16

17.12

24.12

Художник в цирке.

2

Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом

17,18

14.01

21.01

Художник в театре.

2

Познакомить с элементами оформления зрелища;  дать представление о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример);  научить передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношения между ними;

19,20

28.01

04.02

Театр кукол.

2

Дать общие сведения о  театре, рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.

Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.

21,22

11.02

18.02

Театральные маски.

2

Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.

23

25.02

Афиша и плакат.

1

Познакомить с плакатом как видом графики и с работой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.

24

04.03

Праздник в городе.

1

развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

25

11.03

Школьный карнавал. Обобщающий урок по теме «Художник и зрелище». Выставка работ.

1

Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление

Художник и музей (9 ч.)

26

18.03

Музей в жизни города.

1

Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России.

27

01.04

Картина – особый мир.

1

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения.

Мир в картине. Роль рамы для картины.

28

08.04

Картина-пейзаж.

1

Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

29

15.04

 Картина-портрет.

1

Знакомство с жанром портрета.  3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты.Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир.

30

22.04

Картина-натюрморт.

1

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Изображение в картинах событий из жизни людей.

31

29.04

Картины исторические и бытовые.

1

Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра

32

06.05

Скульптура в музее и на улице.

1

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры

33

13..05

Обобщающий урок по теме: «Художник и музей».

1

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием.

34

20.05

Художественная выставка.

Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?

ИТОГО: 34 часа

                                       

                                       

   МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.
  1. Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.
  1. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный

      труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2017 г.

       4.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Под

      ред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2017 г.

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Заместитель директора по УВР

Методического совета             __________/Ледянкова О.А./

МБОУ Ефремовской СОШ                _____ _____2020 года

№____  ___2020 года

__________/Ледянкова О.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...