II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: беседа, анализ пословицы | 4-5 мин | Фронтальная форма работы: (учитель включает презентацию, на которой перепутаны слова пословицы) - Ребята, вы только посмотрите, какая беда! Я приготовила для вас пословицу, но в программе произошел сбой и все перепуталось. Давайте вернем порядок словам. - Прочитайте, что получилось.
- Пословица: «Кто готовит корма с запасом, тот всегда с молоком и мясом».
- Подумайте, какой смысл заложен в этой пословице?
- Вы совершенно правы. Подумайте, о каких запасах может идти речь?
- Откуда люди берут овощи и фрукты для запасов? - Верно, многие люди держат свое хозяйство и это не только овощи и фрукты, но и домашнее молоко, яйца, мясо. |
Восстанавливают пословицу.
- Кто готовит корма с запасом, тот всегда с молоком и мясом. - Запасливый человек ни в чем не нуждается.
- Люди делают запасы на зиму.
- Покупают в магазине, выращивают в огороде. | К: владеть диалогической формой речи. Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение выражать свои мысли с достаточной Полнотой |
IV. Открытие нового знания
Практический: задача
Словесный: беседа
Практический: решение задач | 10 мин | Фронтальная форма работы: Слово учителя: чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем… В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т. е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Итак, садоводство, огородничество – древние занятия людей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. - Ребята, чтобы понимать, о чем мы будем говорить, давайте поработаем над некоторыми понятиями. На слайде: «приусадебное хозяйство» - Вы знаете, что это такое? Предположите, что оно может означать. - Данное понятие состоит из двух слов. Усадьба (от «садить», «сажать») - отдельное поселение, дом со всеми примыкающими строениями, угодьями. Хозяйство - Способ производства, совокупность производственных отношений того или иного общественного уклада. - Значит, приусадебное хозяйство – это? - Предлагаю сейчас всем вместе представить себя садоводами и собрать урожай. Я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушайте и отвечайте по поднятой руке. Загадки: 1: Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. | 2: Семьдесят одежек и все без застежек | 3: Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. | 4: Мала, как мышь, Красна, как кровь, Вкусна, как мед. | 5: И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом ... | 6: Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? ... | 7: Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? | 8: Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. |
- Молодцы, ребята, отгадали все загадки! Парная форма работы: - А теперь поразмышляйте в парах, как приусадебное хозяйство помогает своим владельцам. Какие задачи оно решает? Посовещайтесь в парах.
- Давайте проверим, верны ли ваши предположения. Вы правы, а самым главным предназначением хозяйства является: экономия денежных средств. - Я для вас подготовила задачу. Кто прочитает ее со слайда? Задача: Однажды Екатерина и Елена ждали гостей к столу и на горячее решили подать вкусный борщ. Екатерина занималась домашним хозяйством и для приготовления супа, из списка продуктов ей были необходимы только масло и соль, а Елена не имела своего огорода, поэтому в магазине купила весь перечень продуктов. Сколько денег затратила каждая из них на покупку ингредиентов для супа? Цена продуктов представлена в таблице. Примечание: в таблице указана приблизительная стоимость необходимых продуктов для приготовления борща. - Запишите решение и ответ на листочках.
- Какой мы можем сделать вывод на основе данной задачи? - Давайте посчитаем, насколько больше затратит на покупку продуктов Елена, чем Екатерина? - Совершенно верно, ведение домашнего хозяйства значительно сокращает расходы на покупку продуктов. - Приусадебное хозяйство предоставляет возможность не только сбережения денег, но и их приобретения. Вы согласны со мной? - Как вы думаете, какие виды предпринимательской деятельности можно развивать на приусадебном участке?
- Очень интересные проекты вы предложили. - А как можно будет рассчитать прибыль, полученную от предпринимательской деятельности? - Для расчета прибыли нужно знать себестоимость продукции и доход, полученный от продажи на рынке. Себестоимость — сумма, затраченная при производстве товара. Доход от продаж - это выручка, которую получает предприниматель, от продажи какого-либо товара на рынке за определенный период времени. - А как вы думаете, как можно вычислить себестоимость выращенной продукции? (ответы учащихся). - Правильно. - Скажите, а какие затраты должны быть сделаны, чтобы вырастить, например, рассаду? - Верно. Прибыль, которую можно получить при продаже садово-огородных культур, можно рассчитать по формуле: П=Д – С. Где Д – доход, рыночная стоимость товара; С – себестоимость выращенной продукции. - Урожай мы с вами уже собрали, давайте попробуем рассчитать, сколько мы можем получить с него прибыли?
- Будем продавать помидоры. Итак, представим, что мы посадили рассаду из 10 кустов. С каждого куста мы собрали по 3 кг помидор. Рыночная стоимость 1 кг помидор – 50 рублей. Себестоимость помидор составляет 100 рублей. Рассчитайте прибыль, которую мы получим после продажи наших помидор. - Какой мы можем сделать вывод? |
Слушают учителя.
Предположения детей.
- Хозяйство при доме или домашнее хозяйство.
- Арбуз. - Капуста. - Морковь. - Вишня. - Картошка. - Свекла. - Репка. - Редиска.
- Экономия денежных средств семьи на покупку продуктов; разнообразие семейного стола, пополнение его полноценным набором витаминов и микроэлементов; выращивание экологически чистой продукции; возможность выращивания наиболее необходимой в данное время культуры; пополнение семейного бюджета за счет развития предпринимательства на садовом участке.
Один учащийся читает задачу.
Решение: - 300 +50+40+30+30+80+20= 550 (руб) – потратила Елена.
- 80 + 20 = 100 (руб) – потратила Екатерина.
Ответ: Елена на покупку ингредиентов для супа в сумме потратила 550 рублей, а Екатерина 100 рублей.
- Вывод: Домашнее хозяйство сокращает расходы на приобретение продуктов. - 550 – 100 = 450 (руб.)
- Да.
- выращивание овощей или фруктов с целью их реализации; - выращивание цветов для продажи; - развитие кролиководства, птицеводства; - выращивание рассады для реализации на рынке.
Предположения детей.
- Необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство.
- Купить семена, минеральные удобрения, навоз, емкости для выращивания рассады, различные химикаты.
Решение: 10 * 3=30 (кг) – всего собрали помидор 50*30= 1500 (руб.) рыночная стоимость помидор 1500 – 100 = 1400 (руб.) прибыль
- Продажа урожая – прибыльное дело. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; К: умение высказывать и аргументировать свои мысли; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Практический: заполнение таблицы | 5 мин | Парная форма работы: - Как мы говорили ранее, урожай с огорода – экологически чистый продукт, а ещё он богат витаминами и микроэлементами. - У меня для вас следующее задание: у вас на листочках представлены продукты, которые нужно распределить по столбикам с витаминами и микроэлементами, которые они в себе содержат. Задание выполняем в парах. - Заканчиваем работу. Проверьте себя по эталону на слайде. Эталон: -черная смородина, брюссельская капуста, листья петрушки, хрен ( витамин С - «витамин роста»); - вишня, малина, красная смородина, крыжовник, морковь, укроп, лук- порей (витамин А); - вишня, смородина, малина, лук репчатый, листья петрушки, укроп, хрен, шпинат (кальций, столь необходимый для нормального формирования и роста костных тканей организма). |
Выполняют задание в парах.
Проверка по эталону, выставление баллов. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа |