Методическая разработка по учебному предмету "Чтение" для 1 класса школы VIII вида
презентация к уроку по чтению (1 класс)

Шорникова Елена Леонидовна

Технологическая карта и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chtenie_zvuk_i_bukvachch_shornikovae.l._1b.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 78

Учитель:   Шорникова Е.Л.

Предмет:  чтение

Класс:  

Тема урока:

Звук и буква Чч.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока:  :  учиться выделять звук в словах, читать слоги и слова со звуком и буквой Чч.

Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- знать буквы, различать звуки и буквы;

- различать гласные и согласные звуки;

- определять звуки в начале и в конце слова;

- определять количество слогов в слове;

- читать по слогам слова,

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Минимальный уровень

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- знать  и различать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Личностные результаты

- уважительное отношение к иному мнению

- навыки коммуникации и нормы социального взаимодействия;

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Основные (новые) понятия, изучаемые на уроке

Звук и буква Чч

УМК, ЭОР

Аксёнова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. Учебник 1 класс. В 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Дидактические средства урока, оборудование

Лента букв.,красный, синий кружок, палочки,пластилин.Презентация «Звук и буква Чч»

Базовые учебные действия учащихся, формируемые  в ходе урока

Личностные базовые учебные действия

Регулятивные базовые учебные действия

Познавательные базовые учебные действия

Коммуникативные базовые учебные действия

1. Осознание себя как ученика заинтересованного обучением, занятиями.

2. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

1. Адекватно соблюдать нормы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

1. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

2. Читать.

3. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).

2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

3. Обращаться за помощью и принимать помощь.

4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся основной группы/деятельность учащихся «группы риска»

1.Орг. момент

Проверка готовности к уроку по инструкции учителя

Прозвенел звонок, начался урок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

Самостоятельно проверяют  готовность к уроку (письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь) / помощь оказывает учитель

2. Актуализация

знаний

 Звучит музыка.

Смотрите, ребята! К нам прилетела птичка на урок.

 - Эта птичка – чижик.

- Чижик будет нам помогать на уроке.

- Вы согласны?

- Покажем чижику упражнения для язычка и губ.

 Артикуляционная  гимнастика.

Приклей конфетку.

 Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

"Вкусное варенье

Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

"Лошадка"

Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Отвечают на вопросы/повторяют ответы за другими учениками и учителем

Высказывают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока

Выполняют задания.

3.Сообщение темы, постановка

учебной проблемы

- Сегодня мы совершим путешествие в городок «Букварию»  на этом  паровозике.

- Паровозик поведёт чижик.

- Чижик отправится в путешествие, если правильно выполните задание.

- Послушайте скороговорку.

Чижик был в гостях у тётки,

Он на чай летел к чечётке.

- Какой звук часто встречается?

- Какой новый звук и букву будем изучать на уроке?

- Правильно, это звук [ч].

- Сегодня на уроке мы будем изучать звук[ч] и букву «Чч».

Отвечают на вопросы/повторяют ответы за другими учениками и учителем

Высказывают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока 

4. Физминутка

Глаза вверх, вниз, влево, вправо. 

«Нарисовали глазами» по кругу восьмёрку.
Закрыли глазки. И снова открыли!

Выполнение задания по инструкции/ повторение за учителем и другими учениками

5. Основная часть

Давайте научимся правильно произносить звук [ч].

- Губы слегка выдвинуты вперёд, произнести звук ТЬ при поднятом вверх кончике языка и отодвинуть язык вглубь рта, повторяя звук ТЬ. Получится звук Ч. (Работа с зеркалом).

- Можно ли петь звук [ч].

Значит какой это звук гласный или согласный?

-Каким цветом обозначим звук [ч]? 

Чистоговорка

ча-ча-ча—не горит свеча,

ач-ач-ач—к больному пришел врач,

чо-чо-чо—ранило в плечо,

чу-чу-чу—я к луне лечу,

оч-оч-оч—наступила ночь.

-Повторите  скороговорку:

Чижик был в гостях у тётки,

Он летел на чай к чечётке.

- Произнесём медленно.

- Произнесём быстро.

- Произнесём ещё быстрее.

 Игра «Кто внимательный».

- Услышите звук [ч], поднимите синий круг.

- Что вы должны услышать? (Звук [ч]) 

- Что вы сделаете? (Поднимите синий круг).

Слова: чайник, часы, чудак, чипсы, щенок,  птичка, грач, шапка,

Игра«Четвёртый лишний».

- Что нарисовано на картинках?

Давайте произнесём.

       чашка         бочка        мяч        яблоко

- Какая картинка лишняя?

- Почему? (В слове яблоко нет звука [ч]).

Определение места звука ч в словах.

           Чашка            бочка             мяч

Отвечают на вопросы

Повторяют  за учителем

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

6.Физминутка

Чистил Чижик Чемодан,
Чашки чистил, чайник, чан.
Черепахе – Чугунок,
Чистил Чибису челнок.
Четверть часа чаевал…
Час черкал, часок читал.
Чиж читал: чело, чепец…
Чудный Чижик! Чижик-Чтец!

- Какие запомнили слова со звуком [ч]?

- Молодцы!

Выполнение задания по инструкции/ повторение за учителем и другими учениками

7. Основная часть

- Чижику очень понравилось у нас на уроке, он решил никогда не расставаться с нами. Посмотрите, что он придумал.

 

Чижик в книгу залетел.    

  Превратился в букву ч.

- А почему Чижик превратился в букву ч? (Слово чижик начинается со звука).

- Ребята, а вот и буква «Чч»  

- Прочитайте хором буквы.

- Где  букву можно встретить? (В учебниках, газетах, журналах).

- На какую цифру похожа буква Чч?

Да, вы правильно решили. 
"Ч" мы пишем как четыре. 
Только с цифрами, друзья, 
Буквы путать нам нельзя. 

Составление буквы «ч» из палочек на партах.

- Какую букву составили?

- Слепим из пластилина.

- Какую букву слепили?

Чтение слогов с буквой «ч».

-Мы приехали в сказочный городок « Букварию»

 Сделаем остановку у домика, где живут буквы. (Азбука).

- Давайте прочитаем  буквы, которые мы уже знаем и найдём  букву Ч.

 Заселим букву «ч» в домик (работа с лентой букв)

Работа над составлением слов.

- Дальше мы не можем идти, дорога закрыта. Надо разгадать загадки и составить слова из букв.

Загадки.

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы).

  •  Сколько слогов?
  • Какой первый слог? Какие слышите звуки?
  • Какой второй слог? Какие слышите звуки?
  • Составьте слово из букв, прочитайте. 

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …туча.

  • Сколько слогов?
  • Какой первый слог? Какие слышите звуки?
  • Какой второй слог? Какие слышите звуки?
  • Составьте слово из букв, прочитайте. 
  • Сколько букв? Сколько гласных? Сколько согласных?

Беседа по картинке букваря,определение места звука[ч]?

- Кто нарисован на картине?(девочки и мальчики)

-На чём катаются дети.

-Сколько вагонов в паровозе?

-Сколько человек сидит в каждом вагоне?(четыре)

- Чтение слогов , слов  и соотнесение с картинками букваря

 Чтение учителем начала сказки «Красная шапочка»

Работа над содержанием сказки. Пересказ.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Читают слоги.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, выполняют задания.

8. Итог урока

. Какой звук и букву изучали?

- В каких словах живёт звук [ч]?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи. 4 класс. Школа VIII вида

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.

  Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...

Методическая разработка: календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.

Методическая разработка: Календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека.

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида. Органы чувств человека

Методическая разработка по учебному предмету «Мир природы и человека» для 1 класса школы VIII вида.  Органы чувств человека План:1. Глаза.2. Уши.3. Нос.4. Рот....