Занятие по риторике в 4-м классе по теме:« Вербальные и невербальные средства общения. Поделись улыбкою своей»
план-конспект занятия (4 класс)
Цель: познакомить с этикетным средством невербального общения – улыбкой и её значением.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разновидностью улыбки;
- дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”;
развивающие:
- развивать умение чувствовать настроение окружающих.
воспитательные:
- побуждать проявлять свои положительные эмоции, доброжелательность, использовать улыбку в общении;
- укреплять чувство уважения к другим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki_v_4_klasse_po_teme_ulybka.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Занятие по риторике в 4-м классе по теме:
« Вербальные и невербальные средства общения. Поделись улыбкою своей»
Автор: Бурдыгина Татьяна Владимировна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
Болотное, 2020
Цель: познакомить с этикетным средством невербального общения – улыбкой и её значением.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разновидностью улыбки;
- дать понятия “улыбка, ухмылка, усмешка”;
развивающие:
- развивать умение чувствовать настроение окружающих.
воспитательные:
- побуждать проявлять свои положительные эмоции, доброжелательность, использовать улыбку в общении;
- укреплять чувство уважения к другим людям.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, презентация, атрибуты костюмов для инсценирования, бумага, фломастеры
Ход занятия
- Приветствие. Стихотворение «С добрым утром!» (слайд 1)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам!
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Постараемся создать хорошее настроение на весь день.
2.Вступительная беседа
Предмет риторика – наука особенная, многим малознакомая. Вспомним, где и когда она возникла, чему учит риторика? (слова М.В.Ломоносова) ( слайд 2)
Верно, ребята!
Говорить будем красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
- Учит ли риторика общению?
- Какие средства общения знаете? (слайд3)
Все эти средства общения: словесные и несловесные (вербальные и невербальные) мы используем в нашей «Театральной мастерской» при постановке спектаклей. (слайд 4)
Предлагаю посмотреть миниатюры по сказкам «Кот и лиса» и «Репка на новый лад».
3.Инсценирование (работа в группах)
Сказка «Кот и лиса» - выступление 1 группы.
Сказка «Репка на новый лад» - выступление 2 группы.
Обсуждение игры актёров (Какими средствами пользовались, удалась ли игра актёров?)
4.Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.
Об одном очень важном и интересном средстве общения мы узнаем сегодня подробнее. Попробуйте догадаться, что я имею ввиду:
Её нельзя купить, её можно только подарить. (слайд 5)
Верно, речь пойдёт об улыбке.
Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка. (слайд 6)
Посмотрите, сколько улыбок, и какие они разные!
Многие пользуются электронной улыбкой – смайликом, посылая его друг другу.
Так хотят выразить чувства или поднять настроение. А изобрёл его Харви Бэлл. (слайд 7)
Я всем желаю, чтобы улыбка стала вашим постоянным спутником.
Как говорил барон Мюнхаузен : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Самые большие глупости на земле делаются именно с серьёзным выражением лица».
Давайте же будем улыбаться и делиться своей улыбкой, как поётся в песне.
5.Исполнение песни «Улыбка» (слайд 8 фонограмма)
6. Стихотворение об улыбке (читает ученик) (слайд 9)
7. Разминка:
- артикуляционная (слайд 10)
(«Улыбочка», «Лягушки», «Заборчик», «Чистим зубки», «Бегемотик»);
- дыхательная («Насос»); (слайд 11)
- пальчиковая «Воздушные шарики» (слайд 12)
Надуваем быстро шарик, (вдох носом - выдох через «трубочку»)
Он становится большой, (показ размера)
Вдруг шар лопнул (хлопок),
Воздух вышел ( на улыбке произносим: с – с – с),
Стал он плоский и худой. (показ - ладони вместе прижаты)
Я надул воздушный шарик. (вдох носом - выдох через «трубочку»)
Укусил его комарик. (хлопок)
Шарик сдулся – ( на улыбке произносим: с – с – с) – не беда!
Новый шар надую я!
8. Мозговой штурм
-Что такое улыбка? Что она выражает? Обратимся к словарю (слайд 13)
Улыбка - движение мышц лица (губ, глаз), показывающая расположение к смеху или выражающая привет, удовольствие и др. чувства.
-Виды улыбки, в чём разница?
Ухмылка, усмешка (разг.) - это улыбка, обычно с оттенком иронии, насмешки, недоверия.
-Какое это средство общения? Как помогает? Каким делает лицо? (слайд 14)
Улыбка – несловесное средство общения. Улыбка помогает в общении;
Улыбка подчёркивает красоту лица;
Улыбка говорит о настроении человека, это лекарство от плохого настроения, скуки, она прогоняет усталость.
- В каких ситуациях общения используется улыбка? ( слайд 15)
- Доброе… (приветствие)
- Извини, что я … (извинение)
- Спасибо тебе за … (благодарность)
- Я не смогу … (отказ)
- Прошу тебя .. (просьба)
- Ты удачно … (похвала)
- Поздравляю тебя … (поздравление)
- Когда человек улыбается, какие эмоции испытывает? (слайд 16)
-Какой может быть улыбка? ( добрая, весёлая, грустная, ироничная, растерянная, самодовольная, глупая, злая, насмешливая, странная, застенчивая, добродушная, лукавая, очаровательная, странная, обаятельная, обезоруживающая).
Улыбка мира (Ю.А.Гагарин) (слайд17)
Улыбка Джаконды - загадочная (слайд18)
«Голливудская улыбка» (слайд19)
9. Работа с пословицами (слайд 20)
10. Отрывок из м/ф «Крошка Енот». А всегда ли легко улыбнуться? (слайд 21)
11. Игра «Весёлые диалоги» (работа в парах) (слайд 22)
Этюды с использованием вербальных и невербальных средств общения.
1.- Давай дружить.
- Давай: то я к тебе, то ты к себе.
2. - Иван, скажи моей лошади: “Тпру!”
- “А сам что ж?”
- “Губы замерзли.”
3. - Медведя поймал!
- Веди сюда!
- Да, не идет!
- Так иди сам!
- Да не пускает!
4. - Что везешь?
- Сено.
- Какое сено, ведь то дрова!
- А коли видишь, чего спрашиваешь?
5. - Чего ты делаешь?
- Ничего.
- А ты что?
- А я тебе помогаю.
6. - Федул, чего губы надул?
- Да кафтан прожег!
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Обсуждение: Что вы заметили, наблюдая друг за другом? ( губы непроизвольно растягивались в улыбке). Какие артисты показались самыми выразительными? Какие средства общения использовались? Улыбались ли наши герои?
12. Рефлексия Синквейн «Улыбка» (слайд 23)
13. Итог занятия
Вот мы и раскрыли секреты улыбки. (слайд 24)
Берём их «на вооружение»?
Предлагаю девиз для жизни: (слайд 25)
Дышите полной грудью, пускай никто не плачет,
Дарите радость людям, чтоб быть самим богаче.
Спасибо всем за работу! Молодцы, ребята! (слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поделись улыбкою своей
Внеклассное занятие о доброте, отзывчивости...
Классный час Поделись улыбкою своей. 3 класс.
Цель урока: сформировать в сознании детей понятие " улыбка"....
Конспект занятия по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста на тему:«Поделись улыбкою своей!»
Толерантность -это то что как никогда в наше время необходимо детям.В современном жестоком мире,где всё больше сфера интересов детей крутится вокруг интернета и телевидения,далеко не всегда пропаганди...
Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"
Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...
материал на тему: "Невербальные средства общения учителя начальных классов"
quot;Невербальные средства общения учителя начальных классов"...
«Вербальные и невербальные средства общения»
laquo;Вербальные и невербальные средства общения»...
Вербальные и невербальные средства общения.
Из чего складывается общение...