Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности. Эта программа рассчитана для 3 класса на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.).
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_psihomotoriki_i_sensor_protsessov_3b_kl.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любимовская Средняя Общеобразовательная школа»
Большесодатского района Курской области
Рассмотрено yа заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол от «26» мая 2017г. №5 | Согласовано заместитель директора по УВР ___________ / О.И. Алтухова / От «26» мая 2017г. | Утверждаю директор школы _____________/ В.И. Алтухов/ Приказ от «29» мая 2017г. №48/3 |
Рабочая программа
по
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для 3 б класса
на 2017/2018 учебный год
Составил:
Педагог психолог
Спевакова Ольга Владимировна
С.Любимовка
2017г.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Содержание учебного курса
Программа рассчитана на учебный год, 2 раза в неделю (68ч.). Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.).
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (2 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Календарное планирование
№п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Обследование детей. | 1 | |||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 12 | |||
Тактильно-двигательное восприятие. | 5 | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 | |||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 14 | |||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 6 | |||
Восприятие особых свойств предметов. | 6 | |||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 6 | |||
Восприятие пространства. | 6 | |||
Восприятие времени. | 7 | |||
Итого 68ч. |
Календарно-тематический план курса
№п/п | Название раздела, тематика занятий | Количество | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
1 | Обследование детей | 1 | |||
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (12ч.) | |||||
2 | Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») | 1 | |||
3 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | 1 | |||
4 | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | 1 | |||
5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | |||
6 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | |||
7 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | 1 | |||
8 | Рисование бордюров по образцу | 1 | |||
9 | Графический диктант (зрительный и на слух) | 2 | |||
10 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 2 | |||
11 | Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | |||
Тактильно-двигательное восприятие (5ч.) | |||||
12 | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | 1 | |||
13 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» | 2 | |||
14 | Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 1 | |||
15 | Игры с сюжетной мозаикой | 1 | |||
Кинестетическое и кинетическое развитие(4ч.) | |||||
16 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | 2 | |||
17 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | 2 | |||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (14ч.) | |||||
18 | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | |||
19 | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | 1 | |||
20 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | |||
21 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) | 1 | |||
22 | Дидактическая игра «Часть и целое» | 1 | |||
23 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 2 | |||
24 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 | . | ||
25 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | |||
26 | Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 | |||
37 | Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | 1 | |||
28 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 2 | |||
29 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей () | 2 | |||
Развитие зрительного восприятия (6ч.) | |||||
30 | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | |||
31 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | |||
32 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | |||
34 | Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») | 1 | |||
35 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | |||
Восприятие особых свойств предметов (6ч.) | |||||
36 | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 1 | |||
37 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 1 | |||
38 | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) | 2 | |||
39 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз | 2 | |||
Развитие слухового восприятия(6ч.) | |||||
40 | Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 | |||
41 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» | 2 | |||
42 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 | |||
43 | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 | |||
44 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики» | 1 | |||
Восприятие пространства(7ч.) | |||||
45 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 | |||
46 | Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» | 1 | |||
47 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 | |||
48 | Деление листа на глаз, на две и четыре равные части | 1 | |||
49 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа | 1 | |||
50 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 1 | |||
51 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | |||
Восприятие времени (7ч.) | |||||
52 | Определение времени по часам | 2 | |||
53 | Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч) | 2 | |||
54 | Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» | 1 | |||
55 | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) | 2 | |||
56 | Времена года, их закономерная смена. | 1 | |||
57 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс VIII вид.
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 4 класса
Рабочая программа по психомоторике и сенсорике...
Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе коррекции VIII вида
Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процесов во 2 классе коррекции VIII вида" разработана на 34 часа, содержит цели и задачи. Подробно прописаны виды работ на зан...
Рабочая программа корррекционно-развивающих занятий для 1-2 классов "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Данная рабочая программа составлена для работы с детьми с легкими интеллектуальными нарушениями (1 вариант) 1 и 2 классов. Занятия проводятся учителем индивидуально или по подгруппам в рамках коррекци...
Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Класс: 3
Психологическая игра «Волшебный камешек» Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда...