Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа (4 класс)
Актуальностью данного курса обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihomotorika_igroterapiya_4_kl.docx | 68.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОМОТОРИКА (ИГРОТЕРАПИЯ) 4 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по психомоторике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основой для реализации учебного плана является «Программа подготовительного и 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 1 – 4 классы. Москва «Просвещение», 2008 год.
Основой для реализации учебного плана является программа по психомоторике в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, 1 – 4 классы, Москва, «Просвещение», 2007 год. под редакцией И.М. Бгажноковой.
Актуальностью данного курса обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Основная цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Методы и приемы. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику, коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д
- совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия детей по образцу, по инструкции;
- действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- использование рисунков и аппликаций.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «психомоторика» ставит следующие задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа состоит из двух блоков:
- сенсорное развитие
- психомоторное развитие.
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
- Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях.
- Содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать.
- Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
- Научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).
Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, сложной мыслительной и творческой деятельности.
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.
Развитие психомоторики идёт по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно - временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).
Задачи первого уровня:
• Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала.
• Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов.
• Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела.
• Развитие мелкой моторики, координации движений.
• “Развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.
Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности.
Задачи второго уровня:
• Развитие чувства ритма.
• Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации (зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной), память внимания.
• Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).
• Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”, переход от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и “разворачиванию”, учащихся собственных серийных программ.
• Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.
• Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий.
• Развитие ловкости.
• Развитие внимания
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.
Задачи третьего уровня:
• Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач.
• Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга.
• Развитие произвольного внимания и памяти.
Развивая моторику на разных уровнях, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, которые необходимы для успешного обучения.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «психомоторика» входит в коррекционно-развивающую область, является частью, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю. Из них:
в I четверти -________ ч
во II четверти -_________ч
в III четверти - ________ч
в IVчетверти -__________ч
Год – __________ ч
4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование БУД
Личностные:
- Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
- Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
- Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
- Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
- Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
- Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Базовые учебные действия:
Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений.
Обучающимся с нарушениями интеллекта свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.
Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.
Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.
Познавательные: на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в результате целенаправленных обучающих воздействий педагога-психолога у ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, осуществляется подготовка школьников к восприятию учебного материала на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи, математики и др.
В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков детей. Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса воспитанников.
Школьники учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Курс по развитию психомоторики и сенсорных процессов представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.
Умение соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.
Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Ребенок получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;
позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
БУД изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)
Регулятивные БУД
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться:
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение
Познавательные БУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
Учиться:
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные БУД:
Учиться:
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в организации совместного действия;
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:
адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).
продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. 5.Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
6. Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
7. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
8. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
9. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
10. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Критерии оценки выполнения любого задания
0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.
1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.
2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).
3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.
4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
- Содержание учебного предмета
Основное содержание по сенсорному развитию:
- Знакомить с основными цветами (жёлтый, зеленый, красный, синий, черный, белый), геометрическими фигурами (узнавание, различение, называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника). Величины больше – меньше, длиннее – короче и т.д.
- Учить сравнивать величины (наложением, приложение, «на глаз»).
- Учить определять цвет, форму, величину в знакомых окружающих предметах. Группировать предметы по основным признакам.
- Формировать пространственную ориентацию, ориентироваться в схеме собственного тела (расположение составляющих тела и отдельных частей тела) по вертикали, а затем по горизонтальному пространству. Формировать различение праволевосторонней организации среды с опорой на маркер, ориентация на листе бумаги.
- Знакомство с временными понятиями (называние дней: вчера, сегодня, завтра; называние частей суток: утро, день, вечер, ночь).
Содержание по психомоторному развитию:
I уровень – уровень активизации энергоснабжения психических процессов
Этому уровню уделяется в подготовительном классе больше времени и внимания, так как здесь реализуется важная цель:
Обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, то есть возникает повышение энергетического потенциала. Работа направлена на активизацию и энергоснабжение подкорковых образований головного мозга. На этом уровне решаются следующие задачи:
- Повышение общей работоспособности ,улучшение самочувствия и активности через:
- Постановку правильного дыхания, отработку дыхательных упражнений.
- Знакомство со стимулирующими упражнениями и массажем для кисти рук и пальцев, головы, ушных раковин, ног, стопы.
- Обучение правильным расслабляющим приёмам для мышц ног, рук, шеи.
- Знакомство с простыми упражнениями, направленными на тренировку в управлении отдельными частями тела в разном положении.
- Развитие устойчивости, чувства опоры на двух ногах с различным положением рук.
- Знакомство с упражнениями, направленными на формирование автономных движений отдельных частей тела и мышц.
II уровень – уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством (частично)
На этом уровне формируется владение телом и пространством, осуществляется тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности (слуховых, зрительных, тактильных ощущений).
Задачи этого уровня:
- Знакомство с ритмом (простым ритмическим рисунком, по зрительному восприятию и наглядным схемам, по показу).
- Повышение чувствительности к разной информации (слуховой, зрительной, тактильной).
- Развитие разных видов памяти и восприятия.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Наглядность | Основные виды учебной деятельности |
Формирование моторных и графомоторных навыков | |||||
1 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | Развитие согласованности движений | ||
2 | Соотношение движений со звуковым сигналом (один хлопок - бег вперед, два хлопка - бег назад…). Дидактическая игра «Разведчики». | 1 | Соотношение движений со звуковым сигналом | ||
3 | Выполнение действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет учащихся. Дидактическая игра «Запомни и повтори». | 1 | Выполнение действий по трехзвенной инструкции | ||
4 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). | 1 | мелкая мозаика, «Лего», кольца | Совершенствование точности мелких движений рук | |
5 | Вычерчивание геометрических фигур на бумаге. Дидактическая игра «Фантазер» (составление из геометрических фигур предметов: человечки, домики…). | 1 | шаблоны геометрических фигур | Вычерчивание геометрических фигур на бумаге. | |
6 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов: елочка, снежинка, яблоко). Дидактическая игра «Сделай как я». | 1 | ножницы, цветная бумага | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов | |
7 | Графический диктант с усложненными заданиями. Дорисовывание симметричной половины изображения. Дидактическая игра «Чего не хватает?». | 1 | незаконченные рисунки | Графический диктант с усложненными заданиями | |
Формирование тактильно-двигательного восприятия | |||||
1 | Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, колючий, горячий …). Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 1 | Предметы различных поверхностей | Тонкая дифференцировка предметов | |
2 | Игры с мелкой мозаикой. | 1 | мелкая мозаика | Тонкая дифференцировка предметов | |
Формирование кинестетических и кинетических ощущений | |||||
1 | Сочетание движений и поз различных частей тела, вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется» | 1 | Сочетание движений и поз | ||
2 | Упражнение на расслабление и снятие мышечныхнапряжений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку...). Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | зеркало | Упражнение на расслабление и снятие мышечныхнапряже-ний. | |
Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. | |||||
1 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | Геометрические фигуры разные по форме и величине | Сравнение и группировка предметов | |
2 | Использование мерок для измерения и сравнения отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте). Дидактическая игра «Портной». | 1 | сантиметровая лента | Использование мерок для измерения и сравнения | |
3 | Цветовой спектр. Смешивание цветов (оттенки). Дидактическая игра «Нарисуй и назови цвет». | 1 | цветные полоски, | Использование мерок для измерения и сравнения | |
4 | Конструирование сложный форм предметов. Работа с «Техническим конструктором», мелкимипазлами. | 1 | Технический конструктор, мелкиепазлы | Конструирование сложный форм предметов | |
5 | Составление сериационных рядов по величине по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. | 1 | сериационные ряды различных предметов | Составление сериационных рядов | |
6 | Узнавание предметов по одному элементу. Дидактическая игра «Узнай меня». | 1 | отдельные части знакомых предметов | Узнавание предметов по одному элементу | |
7 | Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай меня». | Узнавание предметов по словесному описанию. | |||
Формирование зрительного восприятия | |||||
1 | Нахождение отличительных и общих признаков предметов (сравнение 2-3 сюжетных, предметных картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?». | 1 | парные предметные и сюжетные картинки | Нахождение отличительных и общих признаков предметов | |
2 | Нахождение нелепиц на картинках. Дидактическая игра «Несуществующие животные». | 1 | нелепые картинки, краски, кисточка, альбом | Нахождение нелепиц на картинках | |
3 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Тренировка памяти. Дидактическая игра «Запомни и нарисуй». | простые изображения предметов, геометрических фигур | Нахождение нелепиц на картинках | ||
Формирование представлений об особых свойствах предметов | |||||
1 | Температура. Измерение температуры тела, воды, воздуха. Развитие осязательных ощущений (сухое – влажное - мокрое…). | 1 | градусник, утюг, грелка | Развитие осязательных ощущений | |
2 | Развитие вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый - кислее), ароматов. Дидактическая игра «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху». | 1 | овощи и фрукты | Развитие вкусовых ощущений | |
3 | Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый –грязный ...). Дидактическая игра «Скажи по- другому». | 1 | весы | Развитие вкусовых ощущений | |
4 | Описание противоположных действий предметов, совершаемых с ними (одеть - раздеть...). Дидактическая игра «Что я делаю скажу и скажу и покажу». | Развитие осязательных ощущений | |||
Формирование слухового восприятия | |||||
1 | Дифференцировка звуков по длительности, громкости, высоте тона (неречевые, речевые, музыкальные). Дидактические игры «Определи звук», «Угадай по голосу». | 1 | детские музыкальные инструменты | Дифференцировка звуков | |
2 | Развитие слухомоторной координации. Определение на слух звучания музыкаль-ных инструментов. Дидактические игры «Запрещенный звук». | 1 | детские музыкальные инструменты | Развитие слухомоторной координации | |
3 | Формирование чувства ритма. Дидактическая игра «Запомни и повтори» (повторение ритмического рисунка за учителем). | 1 | детский барабан | Формирование чувства ритма | |
Формирование пространственных представлений | |||||
1 | Ориентировка в помещении, на улице. Определение расположения предметов в пространстве (близко –далеко). Дидактическая игра «Положи и объясни». | 1 | Ориентировка в помещении, на улице. | ||
2 | Моделирование расположения предметов в пространстве. Дидактическая игра «Мы - дизайнеры» расстановка мебели в кукольном домике). | Моделирование | |||
3 | Ориентировка на листе бумаги разного формата и разного расположения (горизонтально, вертикально, под углом). | листы бумаги разного формата: тетрадный, альбомный, ватман | Ориентировка на листе | ||
Формирование временных представлений | |||||
1 | Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку!». | модели часов | Определение времени | ||
2 | Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?». | модели: календарного года, календари: откидные и др. | Работа с календарем | ||
3 | Возраст людей. Последовательность основных жизненных событий. | Последовательность основных жизненных событий. |
- Учебно-методическое обеспечение
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М.«Просвещение».
- Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.
- Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
- Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
- Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
- Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
- Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
- Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
- Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
Материально- техническое обеспечение
- дидактические игры
- настольные игры
- предметные картинки
- сюжетные картины
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по психомоторике уч-ся 4 класса за … полугодие
Фамилия имя уч-ся Предметные результаты | |||||||||||||
ориентироваться на сенсорные эталоны; | |||||||||||||
узнавать предметы по заданным признакам; | |||||||||||||
сравнивать предметы по внешним признакам; | |||||||||||||
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; | |||||||||||||
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам; | |||||||||||||
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; | |||||||||||||
давать полное описание объектов и явлений; | |||||||||||||
различать противоположно направленные действия и явления; | |||||||||||||
видеть временные рамки своей деятельности; | |||||||||||||
определять последовательность событий; | |||||||||||||
ориентироваться в пространстве; | |||||||||||||
целенаправленно выполнять действия по инструкции; | |||||||||||||
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; | |||||||||||||
опосредовать свою деятельность речью. | |||||||||||||
Средний балл | |||||||||||||
Тип оценки | |||||||||||||
Уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта. ...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями.Учебный предмет «Русский язык» ставит сле...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная ...
Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).«Математика» является одним из ведущих общеобраз...
Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Чтение» является важным учебным предметом в программе специальной школы. Актуальностью является направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, формирование эмоционал...
Рабочая программа по игротерапии (психомоторике) для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деят...