Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа (2 класс)
программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности кружка «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2016.
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой (слабый фонематический слух, низкий уровень зрительного восприятия, логически непоследовательная устная и письменная речь, небольшой словарный запас, ограниченный кругозор, невысокий уровень развития познавательных процессов и т.д.). Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Секреты русского языка» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
- формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
- развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Програ «Занимательная грамматика» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
- Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
- Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
- Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
- Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
- Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
- Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Общая характеристика курса.
«Секреты русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:
- об истории русского языка,
- рассматривают памятники древней письменности,
- знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
- осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 2-3 классов.
Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
- наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
- практические (устные, письменные, графические упражнения);
- проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
- самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
- игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Занятия программы «Занимательная грамматика» для младших школьников проходят в разнообразных формах:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
- индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
- работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
- групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
- фронтальная.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видовуниверсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
- проявление познавательных мотивов;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия по результату;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения;
- формулировать проблемы с помощью учителя;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;
- знакомиться с книгой с опорой на иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
- стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса» (Приложение 1), «Уровень развития познавательных процессов» (Приложение 2); в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса (Приложение 3);
- текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
- итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей.
Этапы педагогического контроля
Класс | Название раздела | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
1 | «В мире звуков» | Различать звуки, давать им характеристику. | Игра-конкурс «Мир звуков» |
«В гостях у Слова» | Выделять многозначные слова, слова-сорняки в тексте, находить синонимы, антонимы, омонимы. Использовать в речи «вежливые» слова. | КВН «Да здравствует слово!» | |
«В царстве предложений» | Правильно конструировать предложения, употреблять их с нужной интонацией. | Практическая работа «Строим диалог» | |
2 | «Чистоговорки, скороговорки, тараторки» | Правильное произношение скороговорок, чистоговорок, четкое выговаривание звуков и звукосочетаний. Умение отличать выразительную речь от невыразительной. | Игротека «Мы говорим правильно» |
«К истокам слова» | Верное толкование и точное употребление слов в речи. Установление взаимосвязей. Составление предложений. | Презентация альбома | |
«Пословицы, поговорки, крылатые выражения» | Умение отличать пословицу от поговорки, находить в тексте крылатые выражения. Употреблять в речи пословицы и поговорки. | Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я» | |
3 | «Изучаем кроссворд» | Составление кроссворда с установленными правилами. | Презентация кроссвордов |
«Поговорим о загадках» | Составление загадок с учетом полученных знаний. | Презентация альбома загадок | |
«Шаги в науку» | Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада. | Занятие-отчет «Наши выступления» | |
4 | Встречи с фразеологизмами | Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности. | Презентация «Словаря фразеологизмов» |
Русский народ – носитель языка | Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности. | Презентация «Справочника слов» | |
Юные исследователи | Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям. | Исследовательская конференция |
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Секреты русского языка». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя, хранящихся в портфолио младших школьников.
В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы по классам:
Класс | Название раздела |
2 |
|
3 |
|
Показателями эффективности занятий будут являться критерии:
- самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
- активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
- результаты выполнения итоговых форм контроля.
Содержание программы 2 класса
Введение (1 час)
Краткий обзор изучаемых тем во 2 классе. Повторение материала за 1 класс.
Чистоговорки, скороговорки и тараторки (7 часов)
Знакомство с понятиями «чистоговорка», «скороговорка», «тараторка». Составление чистоговорок. Знание скороговорок, чистоговорок. Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок.
Игротека «Мы говорим правильно»
К истокам слова (18 часов)
Понятие о науке «этимология». Знакомство с этимологическими словарями. Появление современных названий месяцев, школьных принадлежностей, цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму.
Игры со словами.
Практическая работа «Составляем альбом».
Пословицы, поговорки, крылатые выражения (8 часов)
Понятия о поговорках и скороговорках, крылатых выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными источниками.
Игры с пословицами и поговорками.
Составление ребусов.
Работа с литературными примерами из произведений русских писателей.
Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
Учебно-тематический план для 2 класса
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Введение | |||
1.1 | Вводное занятие. «Что ждет нас впереди?» | 0 | 1 | 1 |
| Итого: | 0 | 1 | 1 |
2 | Чистоговорки, скороговорки и тараторки |
| ||
2.1 | Шутки-чистоговорки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.2 | Составляем чистоговорки. | 1 | 0 | 1 |
2.3 | Скороговорка – что это? | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.4 | Импровизационное инсценирование скороговорок. | 1 | 0 | 1 |
2.5 | Поговорим о тараторках. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.6 | Учим тараторки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2.7 | Итоговая работа. Игротека «Мы говорим правильно». | 1 | 0 | 1 |
| Итого: | 5 | 2 | 7 |
3 | К истокам слова | |||
3.1 | Народный календарь. | 0 | 1 | 1 |
3.2 | Названия осенних-зимних месяцев. | 1 | 0 | 1 |
3.3 | Названия весенних-летних месяцев. | 1 | 0 | 1 |
3.4 | Происхождение названий цветочных растений. | 0 | 1 | 1 |
3.5 | Названия садовых цветов. | 1 | 0 | 1 |
3.6 | Названия полевых цветов. | 1 | 0 | 1 |
3.7 | Откуда пришли школьные вещи. | 0 | 1 | 1 |
3.8 | Названия школьных вещей. | 1 | 0 | 1 |
3.9 | Слова, обозначающие цветовую гамму. | 0 | 1 | 1 |
3.10 | Читаем цветовую гамму. | 1 | 0 | 1 |
3.11 | Почему птиц так назвали? | 0 | 1 | 1 |
3.12 | Работа с толковым словарем. | 1 | 0 | 1 |
3.13 | Птицы нашего края. | 1 | 0 | 1 |
3.14 | Поиграем со словами. | 1 | 0 | 1 |
3.15 | Практическая работа «Придумываем игры». | 1 | 0 | 1 |
3.16 | Итоговая практическая работа «Составляем альбом» (начало). | 1 | 0 | 1 |
3.17 | Итоговая практическая работа «Составляем альбом» (окончание). | 1 | 0 | 1 |
3.18 | Презентация альбома. | 1 | 0 | 1 |
| Итого: | 12 | 6 | 18 |
4 | Пословицы, поговорки, крылатые выражения | |||
4.1 | Пословицы и поговорки русского народа. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.2 | Какие выражения называются крылатыми? | 0,5 | 0,5 | 1 |
4.3 | Словари и другие литературные источники. | 1 | 0 | 1 |
4.4 | Пословицы и поговорки в ребусах. | 1 | 1 | 2 |
4.5 | Литературные примеры использования крылатых выражений в речи. | 1 | 1 | 2 |
4.6 | Итоговая работа. Викторина «Русские пословицы и поговорки от А до Я». | 1 | 0 | 1 |
| Итого: | 5 | 3 | 8 |
К концу второго года обучения младший школьник будет иметь представления:
- о малых жанрах фольклора (чистоговорка, скороговорка, тараторка, пословица, поговорка);
- о крылатых выражениях;
знать:
- о различиях между малыми жанрами фольклора;
- об употреблении их в литературных источниках;
уметь:
- ориентироваться в словарях и других литературных источниках;
- составлять простые игры со словами;
- использовать элементы инсценировок;
- анализировать смысл пословиц и крылатых выражений.
Планируемые результаты освоения курса к концу второго года обучения
Личностные результаты:
- определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
- учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
- нести ответственность за свои поступки;
- быть способным к саморазвитию;
- осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- удерживать учебную задачу;
- выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.
б) Познавательные УУД:
- пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
- анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
- использовать общие приемы решения задачи;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить рассуждения.
в) Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог.
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- следить за правильностью своей речи и речи собеседника;
- толковать значения слов;
- составлять игры со словами;
- использовать в своей речи пословицы;
- создавать альбомы с соблюдением норм русского языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться крылатыми выражениями в своей речи;
- работать с литературными источниками;
- предвидеть свой уровень усвоения знаний.
Содержание программы 3 класса
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе. Повторение материала за 2 класс.
Изучаем кроссворд (11 часов)
Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.
Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».
Презентация кроссвордов.
Поговорим о загадках (11 часов)
Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».
Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».
Презентация альбома.
Шаги в науку (11 часов)
Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.
Практическая работа «Пишем доклад».
Занятие-отчет «Наши выступления».
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Практика | Теория | Всего | ||
1 | Введение | |||
1.1 | Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 3 класса» | 0 | 1 | 1 |
| Итого: | 0 | 1 | 1 |
2 | Изучаем кроссворд |
| ||
2.1 | Что называют кроссвордом? | 0 | 1 | 1 |
2.2 | Разновидности кроссворда. | 1 | 0 | 1 |
2.3 | Правила составления кроссворда. | 0 | 1 | 1 |
2.4 | Шифровка слов (начало). | 1 | 0 | 1 |
2.5 | Шифровка слов (окончание). | 1 | 0 | 1 |
2.6 | Составление сетки кроссворда (начало). | 1 | 0 | 1 |
2.7 | Составление сетки кроссворда (окончание). | 1 | 0 | 1 |
2.8 | Оформление кроссворда (начало). | 1 | 0 | 1 |
2.9 | Оформление кроссворда (окончание). | 1 | 0 | 1 |
2.10 | Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд». | 1 | 0 | 1 |
2.11 | Презентация кроссвордов. | 0 | 1 | 1 |
| Итого: | 8 | 3 | 11 |
3 | Поговорим о загадках | |||
3.1 | Знакомство с загадкой. | 0 | 1 | 1 |
3.2 | Наши любимые загадки. | 1 | 0 | 1 |
3.3 | Составляем загадку. Модель 1. | 1 | 0 | 1 |
3.4 | Загадки об объектах неживой природы (работа в группах). | 1 | 0 | 1 |
3.5 | Составляем загадку. Модель 2. | 1 | 0 | 1 |
3.6 | Загадки о животных (работа в группах). | 1 | 0 | 1 |
3.7 | Составляем загадку. Модель 3. | 1 | 0 | 1 |
3.8. | Загадки о растениях (работа в группах). | 1 | 0 | 1 |
3.9 | Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (начало). | 1 | 0 | 1 |
3.10 | Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (окончание). | 1 | 0 | 1 |
3.11 | Презентация альбома загадок. | 0 | 1 | 1 |
| Итого: | 9 | 2 | 11 |
4 | Шаги в науку | |||
4.1 | Понятие о сообщении, выступлении, докладе. | 0 | 1 | 1 |
4.2 | Как подготовиться к сообщению. | 1 | 0 | 1 |
4.3 | Работа с литературными источниками. | 1 | 0 | 1 |
4.4 | Оформление сообщения. | 1 | 0 | 1 |
4.5 | Выбор темы доклада и источников работы. | 1 | 0 | 1 |
4.6 | Отбор содержания доклада. | 1 | 0 | 1 |
4.7 | Написание доклада. | 1 | 0 | 1 |
4.8 | Редактирование доклада. | 1 | 0 | 1 |
4.9 | Оформление доклада (начало). | 1 | 0 | 1 |
4.10 | Оформление доклада (окончание). | 1 | 0 | 1 |
4.11 | Занятие-отчет «Наши выступления». | 0 | 1 | 1 |
| Итого: | 9 | 2 | 11 |
К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:
- о видах кроссворда;
- о моделях составления загадок;
- о сообщении, выступлении, докладе;
- о редактировании текста;
знать о:
- правилах составления и оформления кроссворда;
- о сходстве и различии между сообщением, докладом;
- о выборе литературных источников по заданной теме;
уметь:
- составлять кроссворд, загадки;
- работать с литературными источниками;
- готовить сообщение и доклад;
- презентовать свою работу.
Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
- определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
- учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
- нести ответственность за свои поступки;
- быть способным к саморазвитию;
- осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
- осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
- развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- удерживать учебную задачу;
- выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- сличать способ действия и его результат;
- соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
- пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
- анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
- использовать общие приемы решения задачи;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить рассуждения;
- осуществлять смысловое чтение;
- устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение;
- строить монологичное высказывание;
- оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- составлять кроссворд;
- придумывать загадки согласно изученным моделям;
- готовить сообщения;
- различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять тему сообщения и доклада;
- работать с литературными источниками;
- оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
- владеть нормами грамотной, правильной речи.
Список литературы для учителя:
- Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
- Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
- Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
- Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
- Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
- Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
- Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
- Начальная школа №12, 2010. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
- Начальная школа №1, 2013. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в страну Грамматика""
Программа внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность. Программа кружка . Весёлая грамматика.
Кружок "Весёлая грамматика" даёт возможность дополнительно привлечь больше матариала для изучения русского языка...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...