Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
творческая работа учащихся по русскому языку (1 класс) по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

 Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

 «Рассмотрена»

Руководитель МО учителей базового начального образования

_____________Т.В.Поддубная

Протокол №4

от «27» мая 2013г.

«Согласована»

 Заместитель директора по УВР

МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________ С.А.Мертюкова

  «___»___________________2013г.

«Утверждена»

 Директор МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Ныда»

______________И.А.Малинин

Приказ №_____

от «___»________2013г.

 

  МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА  

по  развивающему курсу «Занимательная грамматика»

1 класс  

Поддубной Татьяны Владимировны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории 

 

                                                                                   

                                                                                  Рассмотрена на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                              протокол № 1

                                                                             от «__ » августа 2013 г.

Ныда

2013

 Пояснительная записка

             Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит развивающий курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Модифицированная программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

 Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного развивающего курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 

Цель курса:  расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку,  понимание того, что грамматика - увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретать знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творчество и обогащать словарный запас;
  • совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
  • углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;
  •  формировать и развивать у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

 Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  развивающего обучения;
  • ИКТ

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 17 часов. В   Занятия проводятся во втором полугодии 1 раз в неделю по 25 минут.  Курс изучения  программы  рассчитан на  обучающихся 1 класса.

 Формы контроля:

Контроль осуществляется в формах:

- практические работы;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Уровни развития

Уровни результата воспитания

Показатели воспитанности и развития

Зона актуального развития

Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность.

1 уровень результата

Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков.

Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать.

2 уровень результата

Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов.

Зона ближайшего развития

Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

3 уровень результата

Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Ударение.

Сложные слова.

Родственные  слова.                                                                                                  

Синонимы, антонимы, многозначные слова.                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Делить слова на слоги.                                                                                            

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                  

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Объяснять крылатые выражения.

Инсценировать рассказы.

 Тематический план

Тема занятия

теория

практика

Кол-во

часов

1

Слова, слова, слова….

1

1

2

Превращения слов

1

1

3

Скороговорки

1

 1

4

Тематические группы слов

1

1

5

Знаете ли вы?

1

1

6

Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что

1

 1

7

Ударение

1

 1

8

Многозначность слов

1

1

9

Грамматические игры

1

1

10

Синонимы

1

1

11

Антонимы

1

1

12

Крылатые выражения

1

1

13

Состав слова. Корень

1

1

14

Сложные слова

1

 

1

15

Как интереснее изучать словарь

1

1

16

Родное слово

1

 1

17

КВН по русскому языку

1

1

Итого:

6

11

17

Содержание программы

1.Слова, слова, слова….        

Рассказ «Волшебные слова». Игра «Начало и конец слова». Сказка «Без одного слова». Ребусы.

2.Превращения слов        

Сценки. Скороговорки. «Доскажи словечко». Сказка «Вот что с буквами случилось». Считалки. Загадки.

3.Скороговорки        

Стихотворение «На Хоря напала хворь». Скороговорки-ребусы. Загадки.

4.Тематические группы слов        

Игра «Дополни группу», «Общее»  «Лишнее».  Найди слова. Загадки. «Доскажите словечко»

5.Знаете ли вы?        

Сценка-загадка «Лесной карнавал». Крылатые выражения. Скороговорки. Загадки. «Доскажите словечко»

6.Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что        

Веселое зачеркивание. Ребусы. Загадки. Сквозная буква.  «Доскажите словечко». Анаграммы.

7.Ударение        

Практическая работа. Игра «Слово рассыпалось». Вопросы-шутки. Игра «Соображай быстро». Сценка «На арене цирка».    

8.Многозначность слов        

Практическая работа. Сказка-малютка «Про хвосты и головы». Инсценировка по рассказу Н.Сладкова «Овсянка». Крылатые выражения.  Наборщик. Анаграммы.

9.Грамматические игры        

Игры деда-Буквоеда «9 ос». «Змейка», анаграммы, загадки, шарады, «Шифровальщик», Буква заблудилась»

10.Синонимы        

Сказка «Переполох», игра «Найди друга», задачи Знайкина, игра «Из двух слов – одно». Загадки. «Доскажите словечко».

11.Антонимы        

Сказка «Яблоко» (Г.Сапгир). Игра «Наоборот». Грамматические задачи. «Зашифрованное слово». Грамматическая арифметика.

12.Крылатые выражения        

Сценка «Три загадки» (Н.Сладков). Ирга «Кто больше». Ира «Третье слово». Загадки. Игры деда-Буквоеда «9 ква».  

13.Состав слова. Корень        

Инсценировка «Кор и Ень». Игра Кто первый?». Игры деда-Буквоеда «9 котов». Игра «найди слова». Загадки.

14.Сложные слова        

Загадки.  Практическая работа. Игры деда-Буквоеда «1, 2, 3 ». Шифровальщик. Игра «Третье слово». Анаграммы.

15.Как интереснее изучать словарь        

Работа с текстами.  Игра «Заглянем в окошко». Игры деда-Буквоеда «9 люков». Загадки. Ребусы. Крылатые выражения.

16.Родное слово        

Инсценировка «Буква заблудилась». Шарады. Игра «Веселые буквы». Наборщик.

17.КВН по русскому языку        

Методическое обеспечение программы

Технические средства обучения (ТСО)

  1. Аудиторная доска  
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер
  4. Мультимедийный проектор

Литература

Список литературы для учителя:

  1. Вакуленко Ю.А. Веселая грамматика: разработки занятий, задания, игры. – Волгоград: Учитель, 2011
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

 

Список литературы для обучающихся: 

1. Волина В.В.. Попробуй, отгадай!» Книга для детей.- Р –н –Д: Феникс, 2000

 2.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.


Календарно-тематическое планирование

 дата

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

14.01

1

Слова, слова, слова….

УИПЗЗ

21.01

2

Превращения слов

УИПЗЗ

28.01

3

Скороговорки

УИПЗЗ

04.02

4

Тематические группы слов

УИПЗЗ

11.02

5

Знаете ли вы?

УИПЗЗ

25.02

6

Ребусы, игры, головоломки и еще кое-что

УИПЗЗ

04.03

7

Ударение

 УЗЗВУ

11.03

8

Многозначность слов

УЗЗВУ

18.03

9

Грамматические игры

УИПЗЗ

01.04

10

Синонимы

УИПЗЗ

08.04

11

Антонимы

УИПЗЗ

15.04

12

Крылатые выражения

УИПЗЗ

22.04

13

Состав слова. Корень

УИПЗЗ

29.04

14

Сложные слова

УИПЗЗ

06.05

15

Как интереснее изучать словарь

УИПЗЗ

13.05

16

Родное слово

УЗЗВУ

20.05

17

КВН по русскому языку

 УКИЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Внеурочная деятельность. Программа кружка . Весёлая грамматика.

Кружок  "Весёлая  грамматика"    даёт  возможность   дополнительно   привлечь  больше  матариала  для  изучения  русского  языка...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной программы "Занимательная грамматика" 1-4 классы...