Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в страну Грамматика""
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1) Введение.
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
- формирования орфографической грамотности учащихся;
- формирование интереса к изучению русского языка.
Одним из важных средств воспитания учащегося, стремящегося к знанию русского языка, является изучение языка в занимательной форме. Предлагаемая программа занятий факультатива «Путешествие в страну Грамматики» направлена на удовлетворение этих требований.
2) Пояснительная записка.
Представленная программа курса факультатива «Путешествие в страну Грамматики» рассчитана на применение в образовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов, проявляющих повышенный интерес к изучению русского языка. Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Цель программы:
- Углубленное изучение русского языка, формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и речи.
- Задачи курса:
- Познакомить с такими понятиями как метаграммы, фразеологизмы.
- Совершенствовать общее языковое развитие младших школьников.
- Обеспечить психологическую готовность учащихся к участию в предметных олимпиадах.
- Поддерживать интерес к разностороннему изучению русского языка.
Курс предусматривает разнообразные типы занятий:
- лекции;
- практикум;
- игра;
- работа с интернетными ресурсами.
3) Содержание программы.
Программа рассчитана на 17 учебных часов: из них теоретические занятия – 5 часов, практические занятия - 12 часов. Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу или 1 раз в неделю по 0,5 часа (по мере необходимости).
Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов.
Предлагаемая программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
тесты;
интеллектуальные игры;
творческие задания.
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет усвоен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
▫ что означает термин «метаграмма», фразеологизм, анаграмма, шарада;
▫ способы решения грамматических задач.
По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
▫ решать грамматические задачи;
▫ подбирать слова на заданную тему;
По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:
использовать полученные знания при изучении русского языка на уроках;
грамотно говорить и писать в реальной жизни.
По окончании курса обучения учащиеся должны иметь возможность научиться:
▫ составлять устный рассказ на заданную тему с помощью группы слов на эту тему;
▫ узнавать фразеологизмы в речи окружающих, использовать фразеологизмы в своей речи;
Содержание
Вводное занятие.(1час)
Знакомство с новым предметом. Значение русского языка в жизни известных писателей. Роль русского языка в жизни каждого человека.
Метаграммы.(3часа)
Цели и задачи:
Познакомить с понятием метаграммы.
Содержание: Составление цепочек метаграмм на фиксированное число замен. Повторять одно и тоже слово нельзя. Слова должны быть существительными. Объяснение значения неизвестных слов. Использование толкового словаря.
Форма занятий: беседа, практикум, игра.
Основные понятия: метаграммы.
Фразеологизмы.(3 часа)
Цели и задачи:
Познакомить с понятием фразеологизм; формировать образность речи в процессе работы над фразеологизмами; развивать умственные, речевые, эмоциональные способности.
Содержание: Выполнение упражнений, направленных на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике. Чтение текста, выделение из него фразеологизмов, отгадывание фразеологизмов по рисунку, объяснение значения фразеологизмов по контексту, изображение в рисунке прямого значения сочетания слов и переносного значения сочетания слов в целом.
Форма занятий: беседа, практикум, игра, рисование.
Основные понятия: фразеологизм, сочетание слов.
Слово о словах.
Цели и задачи:
Организовать деятельность учащихся по подбору слов на тему: «Осень», «Зима», «Весна»; расширять словарный запас учащихся.
Содержание: Подбор слов на заданную тему. Значение слов. Составление коротких устных зарисовок на темы: «Зима», «Осень», «Весна», сочинение стихотворений.
Форма занятий: беседа, устное сочинение.
Основные понятия: тема, сочинение.
Кроссворды.(3часа)
Цели и задачи:
Дать представление о том, что такое кроссворд, как его решать.
Содержание: Знакомство с понятием кроссворд, разгадывание кроссвордов; составление своих несложных кроссвордов.
Форма занятий: беседа, практикум, игра.
Основные понятия: кроссворд.
Языковые игры.
Цели и задачи:
Познакомить с такими понятиями как ребусы, анаграммы, перевёртыши, шарады, развивать смекалку и сообразительность.
Содержание: Знакомство с тем, что такое ребусы, анаграммы, перевёртыши. Знакомство со способами решения ребусов, анаграмм. Решение ребусов, анаграмм, чтение перевёртышей.
Форма занятий: беседа, практикум, игра.
Основные понятия: ребус, анаграмма, перевёртыш.
Итоговое занятие.(1час)
Устный журнал «Как делаются слова»
4) Тематическое планирование.
№п/п | Название темы | Количество часов | Всего | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Фразеологизмы | 1 | 2 | 3 |
3 | Слово о словах. Осенние слова. | 1 | 1 | |
4 | Метаграммы | 1 | 2 | 3 |
Слово о словах. Зимние слова. | 1 | 1 | ||
5 | Языковые игры. | 1 | 2 | 3 |
Слово о словах. Весенние слова. | 1 | 1 | ||
6 | Кроссворды | 1 | 2 | 3 |
7 | Итоговое занятие | 1 | ||
17 |
5) Литература для учителей.
- Г.М. Ставская. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся / Ставская Г.М. // Начальная школа. – 2000. - № 12
- Е.И. Лобчук. Усвоение фразеологизмов / Лобчук Е.И. // Начальная школа.- 1990.- №12.
- Т.М.Андрианова. Слово о словах. / Лобчук Е.И. // Начальная школа. – 1990. - №12.
- Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
- В.Г. Махров. Метаграммы на внеклассных занятиях / Махров В.Г. // Начальная школа. -1995. -№4.
- Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., 1964.
Литература для учащихся.
1. Маршак С. Весёлая азбука. – М., 1999.
2. Сборник загадок. / Сост. М.Т.Карпенко. – М.,1988.
3. Сапгир Г. Забавная азбука. – М.,2007.
4. Тимофеев Б. Весёлый букварь. – Л., 1999.
5. Шибаев А. Буква заблудилась. – Л., 2009.
6. Шанский Н. М. В мире слов.- М., 2007.
7.Маршак С. Про всё на свете. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...
Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "Секреты грамматики"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики» имеет предметную направленность в области русского языка.Программа разработана в соответствии с требованиями Федера...
Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"
Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "В мире грамматики"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен и удивителен мир слов. В процессе изучения грамма...