Рабочая программа кружка «Логические ступеньки» для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Иванова Евгения Юрьевна

Рабочая программа кружка  «Логические ступеньки» для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_logicheskie_stupenki.doc136 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.  Курс «Логические ступеньки» будет одной из таких форм.

          Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.  Программа  курса предназначена для обучающихся 1 класса. Программа  направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение и на формирование креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

        Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с  учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.

      Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.

     Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность

рассуждать.  В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

            Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

             Дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

             Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

           Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.

             Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

             Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Логические ступеньки» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Логические ступеньки» связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность курса «Логические ступеньки» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у первоклассником, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Возраст участников творческого объединения: курс «Логические ступеньки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 8 лет.

Курс включает 33 занятий за учебный год в первом классе. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Цель программы:  развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий: 1 занятие в неделю ( продолжительность 45 минут)

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу «Логические ступеньки» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом,


Планируемые результаты. В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;
  • находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  • определять последовательность действий;
  • находить истинные и ложные высказывания;
  • наделять предметы новыми свойствами;
  • переносить свойства с одних предметов на другие.

Содержание программы

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

     Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов (8 часов)

     Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

  1. Элементы логики (5 часов)

     Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

  1. Сравнение (3 часа)

     Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

  1. Комбинаторика (2 часа)

     Хаотичный и систематический перебор вариантов.

  1. Развитие творческого воображения (4 часа)

     Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

  1. Практический материал (3 часа)

     Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.


Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт-

роль

1.

Вводное занятие.

1

1

Тест №1

2.

Сравнение предметов по цвету.

1

1

3.

Сравнение предметов по форме.

1

1

4.

Сравнение предметов по размеру.

1

1

5.

Признаки предметов.

1

1

6.

Признаки предметов и значение признаков.

1

1

7.

Обобщение по признаку.

1

1

8.

Описание последовательности действий.

1

1 Исследование

9.

Логические упражнения.

1

1

10.

Последовательность действий и состояний в природе.

1

1

Викторина

11.

Целое действие и его части.

1

1

12.

Соотношение между целой фигурой и её частями.

1

1

13.

Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.

1

1

14.

Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.

1

1

15.

Одно действие, применяемое к разным предметам.

1

1

16.

Промежуточный тест.

1

1

Тест №2

17.

Функции предметов.

1

1

18.

Логическая операция «и».

1

1

19.

Выделение главных свойств предметов.

1

1 Исследование

20.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

1

21.

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

1

Семинар

22.

Упорядочивание серии предметов по разным признакам.

1

1

23.

Последовательность событий.

1

1

24.

Высказывания.

1

1

25.

Истинные и ложные высказывания.

1

1

26.

Комбинаторика. Расстановки и перестановки.

1

1

1

27.

Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).

1

1

28.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.

1

1

29.

Перенос свойств с одних предметов на другие.

1

1

 Конкурс

30.

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.

1

1 Исследование

31.

Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.

1

1

32.

Итоговый тест.

1

1

Тест №3.

33.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1

1

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.


Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. /Литера Санкт-Петербург 2013г.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2014г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2013г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2015г.
  9. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг, 2013г.
  10. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2014г.

Литература для учащихся

  1. Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2015г.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Логические минутки

Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования...

Рабочая программа "Азбука" (Бадулина "Ступеньки детства", УМК "Гармония")

Тематическое планирование "Азбука" разработано по пособимя Бадулина О., Ступеньки детства. (УМК "Гармония")...

программа кружка "Логические игры"

В течении учебного года можно познакомить детей с различными популярными логическими играми, устраивать турниры и первенства....

Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс

Рабочая программа кружка "Логические задачи" 4 класс составлена в соответствии ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)....

Рабочая программа. Математика. "Раз - ступенька, два - ступенька."

Рабочая программа по дошкольной подготовке для детей 6 - 7 лет. Имеет пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты знаний, умений и навыков....

Рабочая программа по ВНД " Ступеньки мудрости"

Авторская рабочаая программа "Ступеньки мудрости" по внеурочной деятельности, направление «Духовно-нравственное», предназначена учащимся начальных классов и составлена на 4 года....