Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Светлана Олеговна , и сегодня я проведу у Вас внеурочное занятие по окружающему миру. -А перед началом нашего занятие, я прочитаю вам стихотворение, внимательно слушаем, о чем оно. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! -Давайте на нашем занятии мы будем работать усердно, стараться и внимательно слушать. | - Здравствуйте. Готовятся к уроку
| Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Раскрытие темы. | На множествах верст до большого Урала Раскинулась ты, дорогая моя Нет краше тебя Ты родною мне стала Родная, любимая, Коми Земля! Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? Да, сегодня мы поговорим о нашей малой Родине, о нашей Республике Коми Каждый человек любит то место, где он родился и вырос, где он живет. Несмотря на суровость, наш край по-своему красивый в любое время года. Для нас с вами самым дорогим является Республика Коми, и наша встреча посвящена ей – любимой республике. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Республике Коми. Сейчас я раздам вам на парту маршрутный лист на котором прописаны все станции, которые мы с вами посетим. |
О родном крае, о Республике Коми.
| Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, испытывают чувство сопричастности к своей Родине.
|
Ход урока. | 1 станция «Знайкино» Ребята, где находится наша Республика? (Северо-запад России)
Я думаю, вы знаете, что у каждого субъекта Российской Федерации есть символы государственности. Назовите эти символы.
Флаг: Ребята, что такое флаг? (Государственный символ, полотнище определенного цвета и размера)
Какие цвета и в какой последовательности расположены на флаге РК? Что означает каждый из цветов? (синий, зеленый, белый)
Синий цвет является символом небесного начала и бескрайности северных просторов. Зелёный цвет обозначает основное богатство Республики Коми – необъятные таежные массивы. Белая полоса флага, воплотила белизну и чистоту снега, суровую красоту северной природы, символизирует принадлежность республики к Северу. А теперь мы проверим, как вы внимательно меня слушали. У каждого из вас на парте лежит шаблон флага, ваша задача разукрасить его в правильной последовательности. А теперь давайте проверим. (Демонстрация изображения флага РК на слайде)
Герб: Что такое герб? (Это отличительный знак государства, республики, города).
Что изображено на гербе Республики Коми? На гербе Республики Коми на красном щите изображена золотая хищная птица; на груди птицы помещён лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Что символизирует птица на нашем гербе?
Что символизирует лик женщины? Все верно, ребята, лик женщины связан с образом Зарни Ань, в переводе с коми языка – Золотой женщины, жизнедарующей солнечной богини. А что символизирует образ лося? Верно, образ лося символизирует силу, благородство и красоту. (Демонстрируется изображение герба РК на слайде) Гимн: Что такое Гимн? (Это главная торжественная песня страны) А что такое Гимн РК? (Это торжественная песня Республики Коми.) Ребята, кто является автором слов и музыки Государственного Гимна Республики Коми? Виктор Савин – коми поэт, основоположник коми литературы, общественный деятель, он является автором слов и музыки.(на слайде портрет Савина) Мелодия Виктора Савина звучит современно потому, что обработку музыки сделал известный коми-композитор. А вы знаете, как зовут этого композитора? ( Михаил Герцман) Сейчас прозвучит Гимн, как нужно его слушать? (Стоя.) Встанем и внимательно прослушаем. Подумайте, о чем поется в гимне? (Звучит гимн РК) (Читаем перевод гимна) Север, наш родимый край, Глубоки твои снега, Холодны твои ветра, Высока твоя тайга!
Нас несут через века Соколиные крыла. Коми край, твоя судьба Благодатна и светла! -О чем же поется в гимне РК? В Гимне поется об удивительной красоте Республики Коми, о невиданных широких просторах, о душевной доброте и сердечности северян. | Отвечают на поставленные вопросы - На Северо-западе страны -Флаг, греб, гимн
Отвечают на вопросы - Полотно с определенной расцветкой - Синий, зеленый, белый. -Синий - небо, зеленый-леса, белый - снег
Внимательно слушают
Разукрашивают.
Отвечают на поставленные вопросы -Опознавательный знак - Птица, орел.
Птица является символом солнца. Лик женщины связан с образом Зарни Ань Образ лося символизирует силу, благородство и красоту
Отвечают на вопрос -Песня страны -Песня РК -Возможно, затрудняются ответить
-Возможно, затрудняются ответить
-Стоя
В Гимне поется об удивительной красоте Республики Коми, о невиданных широких просторах, о душевной доброте и сердечности северян. |
Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции, испытывают чувство сопричастности к своей Родине.
Коммуникативные: воспринимают текст, активно взаимодействуют с учителем.
Познавательные: Осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для осознания темы внеурочного занятия. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Воспринимают текст Гимна.
Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания». Проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, искусству РК.
|
| 2 станция: «Города» - А вы знаете, сколько городов в Республике Коми? Перечислите их. -У нас в Коми всего 10 городов. Давайте перечислим их: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Печора, Усинск, Сосногорск, Инта, Емва, Вуктыл, Микунь. И у каждого города есть свой Герб. (Демонстрация на слайде) А теперь давайте обозначим их. У каждого из вас на парте лежит карта. Давайте подпишем наши города. Первый город, который мы обозначим на карте, расположен на севере Республики Коми. Он находится в зоне распространения вечной мерзлоты. Это? (Воркута) Второй город – Этот город в военное время снабжал углем Ленинград и Москву. Как вы думаете, что это за город? (Инта). Обозначают вместе на карте. Третий город – Этот город расположен на северо-востоке Республики Коми в Предуралье, в бассейне средней Печоры и её правого притока реки Уса. (Усинск). Четвертый город - небольшой город республики Коми, расположенный реке Печоре.(Печора). Пятый город – Этот город родина первой российской нефти. Небольшой город в Республике Коми, расположенный на реке Ухте. (Ухта). Шестой город - небольшой город в республике Коми, расположенный на берегу реки Ижмы. (Сосногорск) Седьмой город - расположен на востоке Республики Коми и граничит с территориями Печорского, Троицко-Печорского, Сосногорского районов Республики Коми. (Вуктыл) Восьмой город – этот город находится в Усть-Вымском районе нашей республики. (Микунь). Девятый город - небольшой город Республике Коми, расположенный на берегу реки Вымь.(Емва). Десятый город – этот город является столицей Республики Коми. (Сыктывкар) |
- 5,7,10:Сыктывкар, Воркута, Печора, Инта, Ухта…
- 7,12,20.
-Воркута.
-Инта.
-Усинск.
-Печора.
-Ухта. -Сосногорск.
-Вуктыл.
-Микунь.
-Емва. - Сыктывкар. | Познавательные: вспоминают ответы на вопросы, опираясь на знания из других предметов и жизни
Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Формируют чувство сопричастности к своей Малой Родине.
|
| 3 станция: «Памятные места» Ребята, какие памятные места у нас есть в Республике Коми?
Верно, ребята, на территории Коми расположены заповедники, национальный парки. Как они называются? Да, действительно, это Печоро-Илычский заповедник и национальный парк ЮгыдВа. (Демонстрация на слайде)
У каждого из вас на парте лежит карточка под №1. Ваша задача в парах из слов составить определение. Что такое заповедник - ( проверяют на слайде) Что вы знаете о Печоро-Илычском заповеднике?
Печоро-Илычский государственный природный заповедник расположен на западном склоне Уральских гор в Республике Коми. Он является одним из наиболее старых природных заповедников России. Именно там находятся столбы выветривания Маньпупунёр, которые считаются одним из семи чудес России. На парте у вас лежит еще одна карточка под №2. . Ваша задача в парах из слов составить определение. Что такое национальный парк - ( проверяют на слайде)
А что вы знаете о нац.парке «Югыд Ва»? Национальный парк «Югыд Ва» переводится как «светлая вода». Он расположен на Северном и Приполярном Урале на юго-востоке Республики Коми. На юге национальный парк «Югыд Ва» граничит с Печоро-Илычским заповедником. И он является самой большой особо охраняемой природной территорией в России. Предлагаю посмотреть короткий видеоролики о Печоро-Илычский заповеднике и национальном парке Югыд Ва -Какие впечатления у вас вызвали видеоролики? -Хотели бы вы побывать в Печоро-Илычский заповеднике и национальном парке Югыд Ва? Почему? |
-Достопримечательности, заповедники, национальные парки. - Печоро-Илычский заповедник и нац. Парк Югыд Ва Составляют определение.
Известен своими столбами выветривания.
Просмотр видеороликов
Отвечают на вопросы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.
Регулятивные: открыто принимают учебные задания, осмысливают и оценивают свою деятельность.
Коммуникативные: высказывают вою точку зрения |
| 4 станция «Быт Коми» -Как вы думаете, чем занимались коми люди? Древнейшими занятиями коми-зырян были охота и рыболовство. Охотились нередко на расстоянии сотен километров от дома. Что же помогало охотнику передвигаться на такие далекие расстояния? Действительно, зимой самым надежным средством передвижения были лыжи. Известны коми-лыжи двух типов: обшитые камусом – шкурой с ног лося или оленя – лызь – и голицы, лямпы. Брали с собой охотничий посох – койбедь, верхний конец которого представлял собой лопатку, а нижний – железный копьевидный наконечник. Развитым было и животноводство. Считается, что коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах. 5 станция «Животные» -Что вы видите на слайде? Ваша задача сгруппировать этих животных.
Подсказка: выберите животных, которые обитают в РК. Как вы думаете, какое самое большое животное? (Если не догадаются: Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.) Бурый медведь – крупный и сильный зверь. Перед наступлением зимы он заранее выбирает себе берлогу под корнями поваленных деревьев. Время от первых снегов до наступления весны он проводит в спячке. А теперь, ребята, я проверю вас, как вы внимательно меня слушали. Я буду читать вам вопрос, а вы должны ответь на него «Да или Нет». 1)Зимой самым надежным средством для передвижения у коми- людей были лыжи? (Да) 2)Самый крупный и сильный зверь это белка? (Нет) 3)С момента первых снегов и до наступления весны медведь бродит по лесу? (Нет) |
-Охотились, сажали картошку.
Лыжи.
Выполняют задания. Отвечают на вопросы.
-Медведь
-Да.
-Нет. -Нет. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Регулятивные: открыто принимают учебные задания, осмысливают и оценивают свою деятельность.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Познавательные: находят ответы на вопросы. Осуществляют анализ., классифицируют объекты.
|
| 6 станция «Растения» Коми люди так же занимались земледелием. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым. На парте у вас у каждого лежит карточка под №3. Ваша цель: переставить буквы и получить названия растений. У и а н б з | Бузина | А а и л к н | Калина | О о п л т ь | Тополь | Я и а р б н | Рябина | Е ё а у м х р ч | Черемуха | И и е а т с в л н н ц | Лиственница |
Давайте проверим что же у вас получилось. (Сверяют со слайдом)
Итак, ребята, чем же мы занимались с вами на сегодняшнем занятии? Что же нового вы сегодня узнали на уроке?
| Выполняют задания
Отвечают на вопросы:
Путешествовали по РК. (Ответы детей.)
|
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Выражают мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные: открыто осмысливают свою деятельность на уроке. Ставят оценку. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности. Понимают успех и неуспех своей деятельности. |