СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА МАУДО ДЮСШ №6 «БУДЬ СПОРТИВНЫМ, ЗДОРОВЫМ, УСПЕШНЫМ»
статья
Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие спортивно-одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования. Одаренные дети рано определяют свой профессиональный путь, который не всегда совпадает с мнением родителей. Если будущее ребенка - спорт, то ранняя специализация играет важную роль в развитии дарования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_sportivnym_zdorovym_uspeshnym.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ПРОЕКТА МАУДО ДЮСШ №6
«БУДЬ СПОРТИВНЫМ, ЗДОРОВЫМ, УСПЕШНЫМ»
Насонкин В.А., тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ №6
Раннее выявление, обучение, воспитание и развитие спортивно-одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования. Одаренные дети рано определяют свой профессиональный путь, который не всегда совпадает с мнением родителей. Если будущее ребенка - спорт, то ранняя специализация играет важную роль в развитии дарования.
В течение четырех лет педагогический коллектив МАУДО ДЮСШ №6 реализует проект: «Будь спортивным, здоровым, успешным», цель которого - проектирование и внедрение системы, обеспечивающей выявление и дальнейшее развитие одаренных детей в условиях детско-юношеской спортивной школы. В основе проекта - динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие. Базовая идея теории: «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий».
Несмотря на то, что проблема спортивного отбора до настоящего времени получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена, как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям. До 2013 года отбор заключался в случайном комплектовании групп. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" регламентировал порядок отбора в спортивную секцию. Однако тестирование, особенно при условии отсутствия конкурентной среды оказывается не всегда эффективным. Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда. Она формируется в МАУДО ДЮСШ №6, благодаря реализации сетевой программы «Юный дзюдоист» на базе МАОУ СОШ №1, которая позволяет в течение года осуществлять отбор из состава детей-первоклассников общеобразовательной школы, осуществляющих обучение по образовательной программе «Обучение дзюдо».
Педагогическая стратегия развития одаренности спортсменов-дзюдоистов включает четыре позиции.
- Повышение педагогического мастерства тренеров-преподавателей.
82% выпускников МАУДО ДЮСШ №6 продолжают работу в качестве тренеров-преподавателей. Общая численность тренеров-преподавателей (отделение дзюдо) составляет 11 человек, из них 50% являются участниками проекта.
Естественно, что мотивировать детей на содержание и процесс обучения может только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса. Для успешного развития способностей одаренных детей тренер-преподаватель сам должен обладать подобными качествами.
2. Формирование мотивационной сферы учащихся.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается значительных результатов, чем другая, имеющая более высокий уровень способностей.
«При выявлении одаренных детей учитываются следующие особенности: 1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе; 2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в дзюдо; 3) потенциальные возможности ребенка».
Мы создаем как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых спортсменов, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей. Методы поощрения одаренных детей: публикация в СМИ, премии и гранты на региональном и муниципальном уровнях, ежегодное чествование спортсменов МАУДО ДЮСШ №6 в номинациях: «Лучший спортсмен», «Юное дарование».
- Развитие способностей учащихся.
Осуществляется на основе базовой программы, в рамках которой тренер-преподаватель разрабатывает индивидуальный маршрут. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
4. Развитие потребности в разностороннем развитии.
«Анкета Д.Льюиса, содержащая характеристики, способные определить спортивную одаренность подчеркивает эту особенность: «Если у ребёнка спортивные способности, то он: энергичен и всё время хочет двигаться, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает, хорошо развит физически, имеет хорошую пластику, координирован в движениях, ловко управляется с лыжами, коньками, велосипедом, имеет спортсмена - кумира, которому старается подражать; с удовольствием посещает уроки физкультуры и спортивные секции».
Одаренный ребенок чётко проявляет потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному труду и самопознанию.
Итоги реализации проекта показывают динамику роста участников и победителей соревнований по дзюдо Всероссийского уровня. 70 % учащихся МАУДО ДЮСШ №6, которые внесены в банк данных одаренных детей Тамбовщины - это спортсмены-дзюдоисты.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Необходимо помнить, что к работе с одарёнными детьми должен быть готов в первую очередь тренер-преподаватель. От того, как он позиционируют себя в образовательном процессе, умеет ли организовывать образовательный процесс, стремится ли научить каждого своего ученика, готов ли сам учиться и повышать квалификацию, зависит очень многое.
Литература:
1. О.С. Андреева «Психодиагностический комплекс для выявления детской одаренности на разных возрастных этапах (методические рекомендации)», Рязань, 2012.
2. Основные современные концепции творчества и одаренности, ст. «Динамическая теория одаренности» Под ред. проф: Д. Б. Богоявленской М.: Молодая гвардия, 1997. С. 275-295.
3. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей/ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»: Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.:ДДТ «На реке Сестре», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня
Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...
Работа с одаренными детьми в рамках ДО. Циклограмма проектной деятельности.
Цель: Создание системы целенаправленного выявления, развития и поддержки одаренных детей; определение научно-методического обеспечения работы с одарёнными детьми, поддержка детской одарённости, ...
Условия успешной работы с одаренными детьми
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована эта деяте...
Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке
Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке...
Условия успешной работы с одаренными детьми
Статья рассказывает о том ,какими качествами и приемами должен обладать педагог при работе с одаренными детьми....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Среди форм...
Основные направления деятельности учителя предметной области "Искусство" в работе с одаренными детьми в рамках обновленных ФГОС
В 2021-2022 году предметы образовательной области «Искусство» изучают с 1 по 11 класс. Важным аспектом содержания преподавания области «Искусство» в соответствии с принятой Кон...