ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня , система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, внеклассная работа.
Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Как отмечал еще Л. С. Выготский: «...творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 42.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Щербатова Е.Г., Россия, Самарская область, м. р. Нефтегорский, ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска
«Способность мыслить, творить есть у каждого человека — именно этим он отличается от животного. Это дар природы человечеству. Кто-то может воспользоваться этими способностями с большим толком, кто-то с меньшим, но наделен этим даром каждый.
Но никому точно неизвестно, как их различить — одаренного ребенка и просто ребенка, никаким даром не отмеченного. Еще сложнее определить, о ком в будущем скажут «гений», а кто всю жизнь будет играть более чем скромную роль. Можно с уверенностью сказать только одно — в развитии, в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал всех детей: и одаренных, и тех, кто по каким-то причинам к этому разряду не отнесен. Роль родителей в процессе этого развития является решающей».
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Задача школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают дополнительные занятия и кружки, а также привлечение школьников к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня , система внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся, внеклассная работа.
Можно сказать, что внеурочная деятельность является одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети, проявляющие повышенный интерес к предмету. Как отмечал еще Л. С. Выготский: «...творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов».
Именно они, впоследствии, и становятся основными участниками творческих конкурсов, олимпиад и научно-практических конференций разного уровня.
В моем классе ведётся внеурочная работа по предметам: «Веселая грамматика» (1-4 класс), «Занимательная математика» (1-4 класс), на которых идет подготовка к олимпиадам, к конкурсам разного уровня. На занятиях дети выполняют разнообразные развивающие и творческие задания, при котором они дискутируют, выдвигают свои версии, предположения. Здесь, работая в малых группах, максимально реализуются дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяются разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Дети работают с учебно-лабораторным оборудованием, с нетбуками. В итоге участвуют в олимпиадах и конкурсах школьного и всероссийского уровня на порталах «Продленка», «Эрудит», «Минобр», «Рыжий кот» и др., где занимают призовые места.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. На предметных неделях проводятся конкурсы рисунков, поделок, конкурсы чтецов. Дети пишут интересные сочинения по темам. Проводятся концерты, инсценировки.
Хотя ребята еще маленькие, они уже участвуют в разработках интересных проектов, конечно, совместно с родителями.
Проект «Птичья столовая» никого не оставил равнодушным. Первоначально совместно с детьми была обозначена проблема: какие птицы конкретно зимуют в нашей местности и чем они питаются? Работа началась с изучения птиц, которые зимуют в нашей местности, с поиска информации о том, чем их можно кормить. Провели конкурс чтецов о птицах, конкурс рисунков и поделок. Продуктом этого проекта стали кормушки, изготовленные совместно с родителями. Какова была радость и восторг детей, когда на эти кормушки слетелись птицы!!!
Проект «Помоги бездомным животным» увлек всех. Совместно с учителем и родителями была организована акция «Помоги бездомным животным» в школе. К этому мероприятию дети подготовили стихи, инсценировки, касающиеся этой проблемы. Показали презентации, подготовленные совместно с родителями. Провели сбор корма для бездомных животных. Никто в школе не остался равнодушным. Даже учителя и администрация приняли участие в этом деле. Затем корм был упакован. Из класса путем голосования выбрали представителей для участия в межрегиональном экологическом марафоне «Земля – наш дом», который проводился в Самаре. Дети встретились с директором приюта для бездомных животных «Твои друзья», которой передали корм для питомцев.
Конечно, это не глобальные проекты, но начинать нужно с малого. Такие проекты воспитывают в детях доброту, милосердие, сострадание, развивают творческий потенциал одаренных детей.
Особенно в классе насыщенная внеклассная работа. Каждую неделю проводятся тематические классные часы, на которых полностью раскрывается потенциал детей. Также открытые классные часы с участием родителей и гостей.
Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Целостную картину результатов обучающихся даёт система портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня
Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Выступление на педагогических чтениях...
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Организация работы с одаренными детьми, как средство формирования универсальных учебных действий УУД в рамках ФГОС НОО.
Формы внеурочной работы с одаренными детьми...
Организация работы театральной студии в рамках внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности...