Статья "Нужна ли презентация на занятиях в ГПД."
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье автор рассматривает варианты использования презентаций на занятиях в группе продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_prezentatsiya_na_uroke.doc | 40 КБ |
nuzhna_li_prezentatsiya_na_uroke.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли презентация на занятиях в ГПД?
Начнем с того, что в обществе сложился некий стереотип “лекции со слайдами”: под размеренный голос учителя, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать – дети очень быстро начинают мирно позевывать и посапывать.
Хорошая беседа всегда похожа на театральное действие. Это - уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников – как преподавателя, так и обучаемых, насыщая содержание занятия идеями, которые генерируются, в том числе, и слушателями. Ученики здесь – такая же органичная часть занятия, как и преподаватель.
Слайды презентации PowerPoint здесь – не костыли, помогающие неопытному преподавателю не забыть материал, а лишь еще один инструмент, который помогает по-новому осветить тему лекции.
Итак, вывод первый, который хотелось бы сделать о «вреде презентаций PowerPoint»:
Все зависит от преподавателя – хороший урок презентация украсит, плохому же – все равно не поможет.
Второе, о чем хотелось бы поговорить – это о том, является ли презентация PowerPoint столь необходимой на уроке?
Именно так – не всегда презентации нужны на уроке. Смешно, когда PowerPoint используют только для того, чтобы объявить тему занятия. Но еще менее правильным являются “фильмы” из нескольких десятков слайдов.
Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что беседа с использованием таких средств должна быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации».
Если взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап — анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному занятию.
Определение места работы с презентацией в структуре урока.
«Сцепление» презентации с методическим приёмом.
Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации.
Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.
Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном занятии целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися группы, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить.
Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Воспитатели знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.
На занятии не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При длительном объяснении, особенно в группе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой занятия.
Если презентация задумана на всех этапах занятия, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
К занятию можно предложить учащимся подготовить защиту минипроекта по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.
Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, т.к. данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с временными перерывами.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
- Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
- Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
- Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь, не важно, из какого источника идет звук и, наверное, предпочтительнее магнитофон.
Итак, второй вывод, который можно было бы сделать – грамотная, продуманная, показанная в нужном месте и в нужное время презентация PowPoint, занятию не повредит.
Предварительный просмотр:
Нужна ли презентация на занятиях в ГПД?
Начнем с того, что в обществе сложился некий стереотип “лекции со слайдами”: под размеренный голос учителя, сопровождающего презентацию, в условиях приглушенного света и отсутствия необходимости что-то конспектировать – дети очень быстро начинают мирно позевывать и посапывать.
Хорошая беседа всегда похожа на театральное действие. Это - уникальный спектакль, сюжетная линия которого выстраивается совместными усилиями участников – как преподавателя, так и обучаемых, насыщая содержание занятия идеями, которые генерируются, в том числе, и слушателями. Ученики здесь – такая же органичная часть занятия, как и преподаватель.
Слайды презентации PowerPoint здесь – не костыли, помогающие неопытному преподавателю не забыть материал, а лишь еще один инструмент, который помогает по-новому осветить тему лекции.
Итак, вывод первый, который хотелось бы сделать о «вреде презентаций PowerPoint»:
Все зависит от преподавателя – хороший урок презентация украсит, плохому же – все равно не поможет.
Второе, о чем хотелось бы поговорить – это о том, является ли презентация PowerPoint столь необходимой на уроке?
Именно так – не всегда презентации нужны на уроке. Смешно, когда PowerPoint используют только для того, чтобы объявить тему занятия. Но еще менее правильным являются “фильмы” из нескольких десятков слайдов.
Любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание урока. Это значит, что беседа с использованием таких средств должна быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации».
Если взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап — анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному занятию.
Определение места работы с презентацией в структуре урока.
«Сцепление» презентации с методическим приёмом.
Продумать содержательную и техническую составляющие (стороны) конкретной презентации.
Определение наиболее приемлемой для данного этапа урока формы работы с обучающимися.
Прогнозирование результатов, т.е. что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.
Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном занятии целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися группы, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить.
Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Воспитатели знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.
На занятии не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При длительном объяснении, особенно в группе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой занятия.
Если презентация задумана на всех этапах занятия, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
К занятию можно предложить учащимся подготовить защиту минипроекта по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.
Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, т.к. данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с временными перерывами.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.
- Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
- Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
- Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь, не важно, из какого источника идет звук и, наверное, предпочтительнее магнитофон.
Итак, второй вывод, который можно было бы сделать – грамотная, продуманная, показанная в нужном месте и в нужное время презентация PowPoint, занятию не повредит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию "Государственная символика Р. Ф."
Цель:1.Познакомить учащихся с символами РФ: гербом, флагом, гимном, с их историей.2.Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.3.Воспитывать любовь к Родине[[wysiwyg_imageupload::height=145,...
Презентация. Конспект занятия по проектной деятельности.
Презентация поможет организовать занятие по проектной деятельности.....
Презентация к занятию кружка "Маленькие россияне" 1 занятие
Пользуясь презентацией, можно рассказать первоклассникам о России и ее символах....
Конспект занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» по учебнику О. Холодовой «Юным умникам и умницам» для 1 класса с презентацией к занятию.
Конспект занятия в 1 классе по курсу «Юные умники и умницы» , которое способствует совершенствованию мыслительных операций: развитию различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Презентация внеурочного занятия в 3 классе занятия "Догадайся сам,загадай своим друзьям"
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельного создания загадок про овощи и фрукты. Учебные задачи :...