Педагогический проект "Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников"
материал

Звездина Флера Харисовна

Любить чтение-это обменивать

часы скуки на восхитительные часы.

Шарль Луи Монтескье

 

 

 

Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности». Таким образом, государственный образовательный стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно-полноценной личности.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков чтения. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Педагогическая практика показывает, что маленькие дети с большим трудом овладевают навыком чтения. Самостоятельное чтение для них — процесс, требующий напряжения сил и, порой, не приносящий никакого удовольствия. Первые трудности могут навсегда отвратить ребёнка от чтения.

Возможно, именно поэтому среди младших, да и более старших школьников так редко встречаются читающие много и с удовольствием. Низкий уровень сформированности навыка чтения у обучающихся любого класса зачастую является причиной слабой успеваемости не только по литературе, но и по другим учебным дисциплинам.

Почему я занялась этой проблемой? При проверке техники чтения в мае 2019 года мною было выявлено следующее: у 7 учащихся моего класса низкая техника чтения и большое количество ошибок при чтении. При анализе навыков чтения я пришла к следующим выводам, что первой задачей по чтению надо поставить — формирование навыков осознанного чтения как залог достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников.

Поэтому я решилась заняться изучением данной темы:

Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников.

Целью моего профессионального проекта является владение приёмами работы по совершенствованию навыков чтения у учащихся, сформировавшие сознательного читателя.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по совершенствованию навыков правильного, сознательного, выразительного чтения младших школьников;

  • составить систему упражнений по совершенствованию навыков чтения и развития техники чтения на уроках литературного чтения;

  • систематически использовать упражнения по развитию техники чтения в урочной деятельности;

  • систематизировать работу по совершенствованию выразительного чтения на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt_formirovanie_navykov_osoznannogo_chteniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

г. Нефтеюганск

              Педагогический проект

Тема: Формирование навыков осознанного чтения

 как   способ достижения

 личностных и метапредметных результатов

у младших школьников

Выполнила: учитель начальных классов

Звездина Флера Харисовна

2020 г.

        

Любить чтение-это обменивать

часы скуки на восхитительные часы.

Шарль Луи Монтескье

Цель литературного образования в школе - «становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности». Таким образом, государственный образовательный стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно-полноценной личности.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Сегодня, перед школой стоит задача: подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков чтения. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

 Педагогическая практика показывает, что маленькие дети с большим трудом овладевают навыком чтения. Самостоятельное чтение для них — процесс, требующий напряжения сил и, порой, не приносящий никакого удовольствия. Первые трудности могут навсегда отвратить ребёнка от чтения.

Возможно, именно поэтому среди младших, да и более старших школьников так редко встречаются читающие много и с удовольствием.                         Низкий уровень сформированности навыка чтения у обучающихся любого класса зачастую является причиной слабой успеваемости не только по литературе, но и по другим учебным дисциплинам.

Почему я занялась этой проблемой? При проверке техники чтения в мае 2019 года мною было выявлено следующее: у 7 учащихся моего класса низкая техника чтения и большое количество ошибок при чтении. При анализе навыков чтения я пришла к следующим выводам, что первой задачей по чтению надо поставить — формирование навыков осознанного чтения как залог достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников.

Поэтому я решилась заняться изучением данной темы:

Формирование навыков осознанного чтения как способ достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников.

Целью моего профессионального проекта является владение приёмами работы по совершенствованию навыков чтения у учащихся, сформировавшие сознательного читателя.

Задачи:

  •  изучить теоретический материал по совершенствованию навыков правильного, сознательного, выразительного чтения младших школьников;
  • составить систему упражнений по совершенствованию навыков чтения и развития техники чтения на уроках литературного чтения;
  • систематически использовать упражнения по развитию техники чтения в урочной деятельности;
  • систематизировать работу по совершенствованию выразительного чтения на уроках литературного чтения.

     Во 2а классе обучаются 7 учащихся с низкими учебными возможностями. На весь процесс обучения этих детей влияют характерные для них недостаточная сформированность основных мыслительных, ограниченность запаса знаний, представлений и навыков, которые возникают как следствие недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабости внимания, памяти, сниженной умственной работоспособности. На обучении чтения сказывается сниженная познавательная активность, бедность словаря, недостаточная сформированность фонематических представлений и грамматического строя речи, слабость межанализаторных связей, замедленность протекания мыслительных процессов.

    В 1 четверти 2019 года(сентябрь) мною была проведена проверка навыков чтения у учащихся 2 а класса.

Темп чтения учащихся 2 класс 1 четверть(сентябрь).

  Выше нормы читают 50 %(15 человек).

Норму вычитывают 27%(8 человек).

Ниже нормы — 23% (7 человек).

 Способ чтения учашихся 2 класс 1 четверть(сентябрь).

Читают:

  • целыми словами 23%(7 человек).
  • плавное слоговое чтение 54% (16 человек).
  • по слогам 23% (7 человек).

  Имея такие данные, я решила вплотную заняться изучением проблемы техники чтения.

  Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н.Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития личности.

  В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, и выразительность.

   В связи с этим, я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей. Все виды работ разделила на четыре группы (деление групп условное): задания, направленные на отработку техники чтения, выразительности, осмысленности и правильности чтения.

     Беглость чтения-такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

      Первая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.

  1)Чтение с подсчётом слов(строчек). Читая текст, ученик механически считает слова (строчки). Досчитав до десяти, начинает считать заново. Перед чтением можно дать задание найти ответы на поставленные перед чтением текста вопросы.

   2) Поиск в тексте заданных слов. Перед чтением учитель даёт задание найти в тексте определённое слово и подчеркнуть его.

    3) Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребёнку ускорить темп чтения.

   4) Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой. Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.

      5) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию скачкообразного движения взгляда во время чтения.

               Задание:

Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.

    Зимует                                        оляпка

    у полыньи.                                Неплохо

    зимует:                                      на льдинках

     качается, в                               полынье ку

     пается. Еще и                            песни поёт!

 При проведении упражнений, развивающих скорость чтения, необходимо обращать не только на темп чтения, но и на смысловую сторону предлагаемых текстов. Большое значение имеет стимуляция к быстрому чтению, а также показ образца чтения.

      Правильность чтения -это чтение без искажений, т. е. Без ошибок, влияющих на смысл читаемого.

      Существует несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися.

1.Искажение звукобуквенного состава.

2. Наличие повторов.

3. Нарушение норм литературного произношения.

     Ведут к этому чтению такие факторы:

  • несовершенство зрительного восприятия;
  • неразвитость артикуляционного аппарата;
  • нехватка дыхания;
  • незнание орфоэпических норм;
  • незнание значения слова;
  • догадка, вызванная субъективным чтением.

  Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

1) Чтение строчек, наоборот, по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произволность регуляции движения глаз, также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.

 Задание: прочитай текст вслух, читая слова наоборот, справа налево.  

  яджод елсоп  олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд агудаР.

  1. «Заколдованное слово».

    Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) -справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.

3)Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слово, а конец его либо домысливается, либо читается с искажением.

Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

 

     Осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

    Группа упражнений, направленная на формирование осознанного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.

  1. Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

    Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части содержатся смысловые слова или слово. Проверь, совпадают ли твои слова с теми, то были в стихотворении.

  1. Поиск в тексте смысловых несуразностей. Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

        Задание. Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.

 В одном доме жили у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять, подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.

Л.Каминский.

  1. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части. Задание: Найди отрывок из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.

    Весёлая лягушка жила в одной руке. Вверх дном её избушка стоял бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно-конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне. Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, лягушка развлекалась, в зелёном сарафане плясала пара-пам!

Выразительность чтения — это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение.

Условия работы над выразительностью чтения.

  1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения.
  2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.
  3. Работа над языком произведения.
  4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников.

      Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

2. Чтение скороговорок.

3. Чтение одного предложения с разной интонацией.

4. Чтение под музыку.

5. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

6. Инсценирование.

7. Чтение по ролям.

       В первые годы педагогической деятельности я использовала большинство упражнений. Но не всегда добивалась желаемого результата, так как работа проводилась от случая к случаю. Теперь при подготовке к уроку я выбираю несколько упражнений (в зависимости от текста, задач урока и т. д.).

      На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

     Использование такой системы по совершенствованию навыков чтения на каждом уроке литературного чтения приводят к положительному результату.

   По результатам проверки техники чтения (ноябрь, 2019г.) видно, как изменился темп и способ чтения у учащихся по сравнению с сентябрем 2019г.

Темп чтения учащихся 2 класс, 2 четверть(ноябрь).

Выше нормы читают 57 %(17 человек).

Норму вычитывают 30%(9 человек).

Ниже нормы — 13% (4 человека).

 Способ чтения учашихся 2 класс, 2 четверть (ноябрь).

Читают:

- целыми словами 37%(11 человек).

- плавное слоговое чтение 50% (15 человек).

- по слогам 13% (4 человека).

Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся — это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей школьников.

Подобные индивидуальные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.

 

   

  Список использованной литературы

1 .Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.

2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.

5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья о роли внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов у младших школьников...

Эффективные пути достижения личностных и метапредметных результатов обучения.

Развитие личностных и метапредметных результатов на уроках математики в 1-м классе...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Презентация: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения личностных и метапредметных результатов у младших школьников

       Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – э...

Семинар на тему: "Формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Этот материал можно использовать для учителей начальных классов...