Организация экскурсионной работы по программе «Здравствуй, музей!»
статья
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.
Таким образом, можно сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ekskursionnoy_raboty_po_programme_zdravstvuy._muzey.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экскурсионной работы
по программе «Здравствуй, музей!»
Многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» разработана сотрудниками отдела с целью продуктивного взаимодействия художественных музеев России с системой образования на всех ее ступенях.
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» представляет собой уникальный, технологически оснащенный учебно-методический комплекс соответствующий новым образовательным стандартам.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Она способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей. Музей, тем самым, служит целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Таким образом, музей – это многофункциональный институт, предназначенный для сохранения культурно-исторических ценностей, накопления и распространения информации, выполняет различные функции: научную, образовательно-воспитательную, пропагандистскую, охранную, коммуникативную, профориентационную и другие. «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и я научусь», - эту мудрость мы стараемся использовать в своей работе, приобщая, таким образом, своих учеников к искусству.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей. На основании базовых национальных ценностей строится программа «Здравствуй, музей!» по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Санкт-Петербург – город музеев, и здесь нет недостатка в музейных проектах и программах, рассчитанных на посетителей с самыми разными запросами. Однако большинство из этих программ предполагают либо разовое посещение музея, либо путешествие по нескольким музеям, которое совершается за короткий промежуток времени, например, в каникулярную неделю.
Для реализации программы «Здравствуй, музей!» в нашей школе составлена программа посещения музеев, которая помогает детям посетить наиболее значимые места и за время обучения в школе систематически знакомиться с искусством.
С учетом мнений родителей и погодных условий допускается изменение экскурсий на экскурсии аналогичной темы.
Как принято считать, экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Школьная экскурсия это – форма учебно–воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Дети начальной школы, усваивая некоторый минимум художественной информации и терминологии по искусству, уже способны сопоставлять и элементарно анализировать факты художественной жизни. Они оказываются в состоянии систематизировать материал занятий, всё это позволяет расширить тематику экскурсий. В экскурсионной работе с детьми этого возраста наиболее результативна диалоговая форма ведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Особое значение в экскурсионной работе художественного музея с младшими школьниками имеет формирование визуальной грамотности. Последнее включает развитие таких качеств, как наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное. Поэтому на экскурсиях с детьми этого возраста необходимо предоставить им возможность внимательного, вдумчивого рассматривания, побуждать к высказыванию своих впечатлений, а также к диалогу об особенностях элементов художественной формы того или иного произведения — цвета, фактуры, ритма, композиции и т. д. Сведения об искусстве общего характера должны опираться на непосредственное восприятие и подкрепляться зрительными и эмоциональными впечатлениями от конкретного зрительного образа. Такие экскурсии проводятся специалистами центра Российской педагогики при Русском музее.
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них есть не только познавательные элементы, но и большое количество познавательных и воспитательных моментов.
Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроках, предшествующих экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии.
Экскурсии по учебному курсу «Учись смотреть и видеть»
1 класс
1. Наблюдение действительности
Экскурсия способствует развитию у детей наблюдательности. Рассматривая признанные шедевры отечественного искусства, они учатся анализировать и переживать увиденное. Сюжет и детали изобразительного мотива, на которых в данном случае концентрируется особое внимание, развивают творческое воображение первоклассников.
2. Прекрасное в обычном
На экскурсии дети рассматривают натюрморты и пейзажи, что способствует развитию у них цветовидения, а природные формы раскрывают перед юными зрителями свое неисчерпаемое многообразие и богатство. Школьники учатся замечать красоту окружающей природы и любоваться ею.
3. Мир наших чувств
В портретах, демонстрируемых детям в ходе экскурсии, выразительно запечатлен внутренний мир человека. Портреты формируют у них способность к восприятию эмоций, воплощенных в ярких художественных образах.
Экскурсии по учебному курсу «Введение в музей»
2 класс
1. Что такое музей. Коллекция художественного музея
На примере экспозиции Русского музея дети получают представление о специфике коллекции художественного музея, экспонатами которого являются произведения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
2. Рождение музея. Михайловский замок
Экскурсия посвящена резиденции императора Павла I – Михайловскому (Инженерному) замку, который вместе с Михайловским, Строгановским и Мраморным дворцами образует один из крупнейших в Европе музейных комплексов – Русский музей.
3. Античные мифы в русском искусстве
Занятие проводится на экспозиции главного здания музея – Михайловского дворца. Учащиеся познакомятся с сюжетами и героями античных мифов, которые нашли воплощение в живописи, скульптуре, в росписях стен и потолков залов, в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Экскурсии по учебному курсу «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру»
3 класс
1. Живопись
На экскурсии дети знакомятся со спецификой живописи как вида изобразительного искусства, ее видами (станковая, монументальная и др.), а также различными сферами применения.
2. Скульптура
В ходе экскурсии дети получают первоначальное представление о скульптуре как о виде изобразительного искусства, узнают о главном отличительном свойстве скульптуры – объемности, о роли света и тени в восприятии скульптурных произведений. Экспозиция музея дает возможность познакомиться с образцами станковой, монументальной, декоративной скульптуры и скульптуры малых форм.
3. Народное искусство
В процессе экскурсии учащиеся познакомятся с различными видами народного искусства: резьбой по дереву, кузнечным ремеслом, ткачеством, игрушкой и др.; узнают об особенностях природных материалов.
Экскурсии по учебному курсу «В мире художественных образов»
4 класс
1. К. П. Брюллов: художник и картина
На примере картины «Последний день Помпеи» дети получат представление о процессе формирования и воплощения замысла художественного произведения, о роли впечатлений и творческой фантазии художника в создании знаменитого исторического полотна, ставшего творческим отражением гибели античного мира и воплощением нравственной красоты человека.
2. Модель и образ
Нередко качество живописного портрета определяется зрителем только по наличию внешнего сходства изображения с позирующей моделью. Однако портрет – не механическое воспроизведение облика человека, а художественный образ, в котором заключена оценка характера и особенностей портретируемой личности. О непростых взаимодействиях модели и образа и других особенностях портретного жанра дети узнают на этой экскурсии.
3. Предмет и форма в произведениях изобразительного искусства
В процессе экскурсии дети узнают о том, что зрительное восприятие художника имеет более широкое значение, чем простое наблюдение натуры, о том, как подчас самый простой бытовой предмет обретает в картине свойства объекта искусства, наделенного художественной формой и многообразными связями с другими предметами, а также окружающей его световой и цветовой средой.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.
Таким образом, можно сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги и перспективы музейно-педагогической работы с детьми четвертого класса общеобразовательной школы по программе «Здравствуй, музей!»
Подведение итогов работы с учащимися 4 класса общеобразовательной школы по программе "Здравствуй, музей!" на базе Русского музея г. Санкт-Петербурга....
Программа "Здравствуй,музей"
Рабочая программа по предмету Здравствуй,музей в 1 классе....
Урок по программе "Здравствуй, музей!" по теме "Рисунок".
Разработка урока по музейной педагогике, на котором ребята знакомятся с инструментами, материалами и техниками выполнения рисунка....
Из опыта работы по программе "Здравствуй, музей!"
В статье я делюсь размышлениями о работе по программе "Здравствуй, музей!"...
Из опыта работы по прогамме "Здравствуй, музей!"
Сюжетно-ролевая игра "Музей"...
Обобщение опыта работы по программе «Здравствуй, музей!»
Описание опыта работы по программе музейной педагогике "Здравствуй, музей" в начальной школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье обозначены общие цели посещения музеев, тематических выставок и образовательных объектов школьниками начальной школы и способы их реализации....