Программа "Здравствуй,музей"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по предмету Здравствуй,музей в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-zdravstvuy_muzey.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41
Рассмотрено на заседании Утверждена на заседании Разрешена к применению
МО начальных классов Педагогического Совета приказом директора
МАОУ СОШ № 41 МАОУ СОШ № 41 МАОУ СОШ № 41.
Протокол № Протокол № Приказ № от
от от Симонова Э. А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Здравствуй, музей!»
для 1 «Б» класса
на 2012-2013 уч. год
Составитель:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 41
Ларионова Мария Эдуардовна
Калининград
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять о увиденном, формируется с раннего детства. Период от шести до десяти лет представляется нам наиболее благоприятным для начала систематической работы в данном направлении, так как этот возраст совмещает в себе черты, свойственные младшим детям, с уже формирующимися особенностями подростков. Дети обладают хорошей зрительной памятью. Любознательностью. Их мышление носит конкретно-образный характер, а зрительное восприятие, ещё не утратив черты ранней условности, уже имеет основу для формирования сложности системы цветоразличения и пространственного видения. Способность детей анализировать свои впечатления, выделять главное в восприятии объекта и словесно сформулировать суждение о нем требует от школьного и музейного и педагога поддержки и развития, так как эти ценные качества необходимы для формирования визуальной культуры.
Цель курса: развитие навыков визуальной грамотности.
Задачи:
- Развитие эмпатии – эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.
- Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.
- Развитие навыков визуального мышления.
- Развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.
- Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.
На решение этих педагогических задач направлены двадцать пять уроков три музейно-педагогических занятия на экспозиции художественного музея по курсу визуальной грамотности «Учись смотреть и видеть».
В процессе педагогической реализации названного курса предполагается использование учебно-методического комплекса, который включает: учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.
Тетрадь для творческих работ представляет собой систему упражнений, заданий и творческих работ, направленных на успешное освоение визуальной грамотности. В тетради применяются условные обозначения, которые ориентируют учащихся на содержание задания. Кроме того, в начале каждой темы располагаются рисунки, изображающие зеркальца, которые выявляют эмоциональный настрой учащихся и способствует определению их отношения к занятиям по курсу «Учись смотреть и видеть».
В тетради предлагаются разнообразные задания:
- нарисуй;
- раскрась;
- соедини линиями;
- найди лишнее;
- пофантазируй;
- придумай рассказ;
- выбери нужное;
- рассмотри и найди;
- дорисуй воображаемый объект;
- напиши рассказ;
- сравни.
Многие задания выполняются в классе индивидуально или совместно с одноклассниками и учителем, но некоторые из них могут быть выполнены с помощью родителей.
Работа на уроках по данному курсу осуществляется при демонстрации изображений электронного альбома, который содержит папки с иллюстрациями, соответствующие урокам, тематическое планирование по курсу и список иллюстраций, которые выполнены в соответствии с современными требованиями к цифровым изображениям. Зрительный ряд представляет собой разнообразные по художественной технике, жанру и задачам иллюстрации.
В ученом курсе «Учись смотреть и видеть» зрительный ряд и комментарии даются к каждому уроку. Такое построение материала курса предоставляет учителю возможность хорошей подготовки.
Курс «Учись смотреть и видеть» содержит следующие темы:
Тема 1. Введение. 1 час
Тема 2. Наблюдение действительности. 2 часа
Тема 3. Действительность и фантазия 2 часа
Тема 4. Прекрасное в обычном. 2 часа
Тема 5. О чём говорят вещи. 3 часа
Тема 6. Наблюдение природы. 4 часа
Тема 7. Мир наших чувств. 4 часа
Тема 8. Я и ты. 4 часа
Тема 9. Чему мы научились. 3 часа
Материал курса распределен на 9 тем (25 уроков).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(начало занятий по курсу со второй четверти)
№ тем и уроков | Название тем и уроков | Страницы тетради для творческих работ | № иллюстраций на диске |
Тема 1 | Введение (1 час) | ||
1 урок | Знакомство с предметом | С. 1-5 | |
Тема 2 | Наблюдение действительности (2 часа) | ||
2 урок | События, действия, сюжет | С. 6-7 | Ил. 1-3 |
3 урок | Детали и обобщения | С. 8 | Ил. 4-5 |
Тема 3 | Действительность и фантазия (2 часа) | ||
4 урок | Среда и объект | С. 9-11 | Ил. 1-4 |
5 урок | Сюжет и впечатление | С. 12-13 | Ил. 5-7 |
Тема 4 | Прекраснное в обычном (2 часа) | ||
6 урок | Прекрасное вокруг нас | С. 14-15 | Ил. 1-5 |
7 урок | Неожиданное впечатление | С. 16-18 | Ил. 6-9 |
Тема 5 | О чём говорят вещи (3 часа) | ||
8 урок | Красота обычных предметов | С. 19 | Ил. 1-4 |
9 урок | Значение предметов | С. 20-21 | Ил. 5-8 |
10 урок | Практическое занятие | С. 22-24 | |
Тема 6 | Наблюдение природы (4 часа) | ||
11 урок | Времена года | С. 25 | Ил. 1-4 |
12 урок | Состояние природы | С. 26 | Ил. 5-8 |
13 урок | Экскурсия на природу | ||
14 урок | Явление природы | Ил. 10-13 | |
Тема 7 | Мир наших чувств (4 часа) | ||
15 урок | Внутренний мир человека | С. 27 | Ил. 1-3 |
16 урок | Проявление наших чувств | С. 28-30 | Ил. 4-6 |
17 урок | Мир чувств глазами художника | С. 31-32 | Ил. 7-11 |
18 урок | Практическое занятие. Мир чувств глазами художника. | ||
Тема 8 | Я и ты (4 часа) | ||
19 урок | Взаимоотношения людей | С. 33 | Ил. 1-4 |
20 урок | Практическое занятие. Моя семья и мои друзья | С. 34 | |
21 урок | Мы и наши любимцы | С. 35 | Ил. 5-7 |
22 урок | Практическое занятие. Человек и мир живой природы | ||
Тема 9 | Чему мы научились (3 часа) | ||
23 урок | Экскурсия на природу | ||
24 урок | Реальный мир и наше восприятие | С. 36-37 | Ил. 1-6 |
25 урок | Повторение пройденного | С. 38-39 | Ил. 7-10 |
Рекомендованы 3 экскурсии в Русский музей |
ЛИТЕРАТУРА
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.-СПб., 1999.
- Ребёнок в музее. Новые вкторы детского музейного движения: учебное пособие\отв. Ред. М. Ю. Юхневич.х-2006.
- Соколова Н. Д. Ты пришёл в музей: путеводитель для младших школьников.-Самара, 2003.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика.-М., 2004.
- Художественное образование ребёнка: история и современность\Сб. науч. Ст.\ под ред. Т. А. Барышевой, В. А. Шекалова. – СПб., 2007.