Из опыта работы по прогамме "Здравствуй, музей!"
статья (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра «Музей» Цель: формирование умений создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода, эксперта-оценщика, хранителя музея; принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета согласно теме. Задачи: 1. Познакомить с профессиями «экскурсовод», «реставратор», «архивариус», «эксперт- оценщик», «директор», «художник», «хранитель музея». 2. Учить варьировать ход игры при изменении сюжета. 3. Формировать доброжелательное отношение к людям, работающим в музее. 4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в обществе. 5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка средствами многократного повторения действий взрослых. 6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание. 7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами «архивариус», «хранитель», «музейный фонд», «реставратор», «краеведческий музей», «изобразительное искусство», «мольберт», «палитра», «экскурсанты», «экспонат», «Кунсткамера» и т. д. 8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию. Воспитывать уважение к труду работников музея, закреплять правила поведения в общественных местах. Оборудование для игры «Музей»: • Игровая зона "Музей" (включает: рисунки детей – экспонаты, организованные в экспозицию, билетная касса). • Стол реставратора (лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки и др.) • Рабочее место художника (кисти, краски, мольберт, атрибуты художника, холсты, палитра и пр.) • Рабочее место скульптора (глина, стеки, чашка с водой, кисти) • Таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода • Детский фотоаппарат Вид игры: игра на общественную тему. Игра «Музей» Цель: Раскрытие смысла деятельности работников музея. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к музейным работникам. Игровой материал: рисунки детей – экспонаты, лупа, краски, кисти, мольберт, нож, ножницы, холст, пробирки, атрибуты художника (берет, шарф, глина, стеки, чашка с водой, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, схемы музея, указка для экскурсовода, детский фотоаппарат. Подготовка к игре. Экскурсия в областной музей изобразительных искусств. Беседа с персоналом музея. Чтение произведений о музее (рассказ «Посещение музея – роскошь», стихотворений школьников о школьном музее «Музею посвящается», «Ода», стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина») Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. Знакомство с новыми терминами, объяснение их значений, закрепление. Игровые роли: экскурсовод, экскурсант, реставратор, архивариус, эксперт, художник, хранитель, экскурсант. Ход игры: Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии музей и беседы с персоналом. В музее надо показать детям разделы экспозиции, схему их расположения в здании музея, рабочие места реставратора, эксперта, архивариуса. На протяжении всей экскурсии педагог стремится создать положительный отклик в детях, сформировать любовь к «вечным ценностям», обогатить духовный мир ребёнка. После посещения музея необходимо повести с детьми итог экскурсии. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков. Воспитатель задает детям вопросы о том, что они увидели, услышали, подталкивает их к расспросам, обсуждению. В детском саду педагог проводит занятие по изобразительному искусству с целью создания экспонатов для предстоящей выставки. Также для подготовки к игре педагог читает детям произведения о музее: «Посещение музея – роскошь», стихотворений «Музею посвящается», «Ода» школьников г. Череповец, стихотворение С. Михалкова «В музее В. И. Ленина» и т. д. А также рассказывает о знаменитых музеях мира, страны более подробно останавливается на музеях родного города Кемерово, демонстрирует иллюстрации. Затем в беседе предназначение музея, его значение в истории стран, роль в нравственном и духовном воспитании. После этого педагог призывает детей помочь ему в изготовлении атрибутов для игры: табличек, схем экспозиции. Для организации игры воспитатель в качестве игрового материала может использовать работы детей (рисунки, поделки для выставки, «Набор художника» (кисти, краски, холсты, мольберт, палитра и пр.) Для первой игры воспитатель вместе с детьми организует выставку детских работ, при этом каждая из них должна быть подписана, на экспозиции должно быть название и схема, у экскурсовода должен быть бейджик и указка. Во время первой игры роль экскурсовода берет на себя воспи-татель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи экскурсоводом, педагог разговаривает с экскурсантами, показывая детям, как необходимо вести диалог, игровые взаимодействия. В первый день достаточно ролей экскурсантов и экскурсовода. На следующий день воспитатель уже может поручить роль экскурсовода детям группы, а на себя берет роль другого специалиста музея. И так постепенно вводя новые роли, тем самым педагог ста-рается показать взаимодействия между персоналом музея, показать их роли и значение в функционировании музея. При последующих играх роли работников музея поручаются детям, но только после того, как они были проиграны самим воспитателем. Это необходимо для знакомства детей с новыми профессиями, усвоения их работы, запоминания основных функций. С каждой новой игрой возможно добавление новых персонажей для обогащения игры и вовлечения большего количества игроков с разными ролями. Так же можно играть как в музей изобразительных искусств, краеведческий музей, музеи народных промыслов, создавая при этом каждый раз новые экспонаты для выставки. В итоге всей подготовки должна получиться игра с ходом сюжета от создания экспоната художником или скульптором до показа её экскурсантам, т. е. должно быть взаимодействие всех профессий (художник создаёт произведение искусства, отдаёт работу на экспертизу, эксперт передаёт для учёта архивариусу, позже она выставляется на экспозицию, где экскурсовод рассказывает о ней, потом реставратор работает над ней и в заключении она сдаётся хранителю и т. д.) Приложение 6 Словарь терминов Архив - учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее приём, комплектование и хранение архивных документов в интересах пользователей. Архивариус - хранитель или сотрудник архива. Изобразительное искусство - специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры. Краеведческий музей – музей об истории края. Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании. Палитра - небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки. Реставратор - специалист по реставрации. Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Художник - человек, занимающийся изобразительным искусством. Экскурсии - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п. ; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсант - участник экскурсии. Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий. Эксперт-оценщик - специалист, дающий заключение о подлинности и стоимости экспоната. Экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. Организацию экспозиции можно разделить на три метода - коллекционный, ансамблевый, эллюстративно-тематический. Экспонат - предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке. Список использованной литературы: 1. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki 2. World Art - http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php? id=1466
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Из опыта работы по программе "Здравствуй, музей!"
В статье я делюсь размышлениями о работе по программе "Здравствуй, музей!"...
Проектно-исследовательская работа по теме: "Музей моей мечты"
Исследование достопримечательностей Курской области....
Обобщение опыта работы по программе «Здравствуй, музей!»
Описание опыта работы по программе музейной педагогике "Здравствуй, музей" в начальной школе....
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Задание для самостоятельной работы по теме "Музей в жизни города"
Задание для самостоятельной работы...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....