Формирование логического мышления на уроках.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мамонтова Елена Павловна

Учебный материал, изучаемый на уроках, от класса к классу становится всё сложнее, более формализованным, с более громоздким математическим аппаратом и поэтому интерес учащихся постепенно понижается. Чтобы этого избежать желательно использовать разные формы уроков с применением на них различных занимательных материалов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_logicheskogo_myshleniya.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления.

Учебный материал, изучаемый на уроках, от класса к классу становится всё сложнее, более формализованным, с более громоздким математическим аппаратом и поэтому интерес учащихся постепенно понижается. Чтобы этого избежать желательно использовать разные формы уроков с применением на них различных занимательных материалов.

Анализ педагогических исследований вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития мыслительных операций в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Он позволил определить не только важность и значимость занимательного материала в развитии мыслительных операций учащегося, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий их развития.

Для формирования логического мышления можно применить тесты, которые разделяются на три основные группы:

  • словесные;
  • символико-графические;
  • комбинированные.

К словесной группе относятся анаграммы и вербальные тесты. Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв.

  • Задание, сущность которого состоит в восстановлении “разрушенного” слова, например: МОПЮЬКЕРТ надо превратить в КОМПЬЮТЕР. 
  • Задание с анаграммой можно объединить с заданием “Исключить лишнее слово”. Например:         

БСЕЬЕЛТ (стебель),
ТОЕЦВК  (цветок),

БАКЛОО (облако),

ЕТЕКЛСПО (лепесток).

Лишнее слово, которое надо исключить - ОБЛАКО.

  • Можно использовать задания такого типа: Найдите слово из 3 букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго слова, например,   КАТА (...) ИКА (ответ: ЛОГ).
  • Другой тип заданий: Впишите в скобки слева такое слово, чтобы можно было решить эти уравнения.

Б+(ЖИВОТНОЕ)=(ДЕФЕКТ)                                                     (РАК)

В+(ИМЯ)=(СВОБОДА)                                                               (ОЛЯ)

Н+(ДЕРЕВО)=(ПОЛЕ)                                                                 (ИВА)

ПА+(КРЕСЛО)=(ПУЛЯ В ГИЛЬЗЕ)                                           (ТРОН)

Б+(РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИЦЕ)=УКРАШЕНИЕ                (УСЫ)

С+(ЦВЕТОК)=(ПРИЯТНОЕ ВКУСОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ)       (МАК)

У+(АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ)=(ЗАПУГИВАНИЕ)            (ГРОЗА)

Задания второго типа - символико-графического, предназначаются для формирования умений и навыков применения теоретического материала при решении задач, для повторения и закрепления материала, для ее систематизации и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики

Формирование начальных приемов логического мышления на  уроках  математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие  о   мышлении   как о  психич...

Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

"Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.

  Предлагаю вашему вниманию  оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры"  для формирования у детей логического  мышления. Методика разработана доктором психологи...

Формирование логического мышления на уроке

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса....

Формирование логического мышления на уроках математики в 1 классе.

В конспекте урока приведены логические задачи для 1 класса по программе "Школа России"...