Формирование логического мышления на уроках математики в 1 классе.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Стрекалова Полина Валерьевна

В конспекте урока приведены логические задачи для 1 класса по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления на уроках математики в 1 классе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Начиная с 1 класса, необходимо вводить специальные  задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использовать дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Цель: развивать умение учащихся выполнять задания творческого и поискового характера; развивать логическое мышление, математическую речь, умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к предмету.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала.
  1. Веселый счет.

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

По тропинке зайчик шел,

Подосиновик нашел.

Походил вокруг осин

И нашел еще один.

Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (2)

  1. Игра «Помоги Буратино».

3+2=6                2+0=2            4-1=1

5+0=6                9-1=7             8+1=9

  1. Задачи на смекалку.

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего нас?

- Три яйца сварилось за три минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?

- К Маше на день рождения пришли три подружки. На столе уже стоят две тарелки. Сколько тарелок еще нужно поставить на стол?

  1. Закрепление изученного материала

Задание 1.

У Антона, Андрея и Саши живут собаки, по одной у каждого мальчика. Все собаки разного цвета: рыжего, черного, серого. У Антона и Саши собака не серого цвета. У Саши – не рыжего. Какого цвета собака у Антона и у Саши?

-Прочитайте задание.

- Кто живет у мальчиков?

-Какого цвета собаки?

-Что сказано про Антона и Сашу? (У них собака не серого цвета.)

- Следовательно у кого собака серого цвета? (У Андрея)

- Каких собак нет у Саши? (Рыжей, серой)

- Следовательно, какая собака у Саши? (Черная)

- Если у Саши – черная, а у Андрея – серая, то каким цветом собака у Антона? (Рыжего)

Задание 2

К праздничному столу мама купила 9 тарелок из трех цветов: зеленые, оранжевые и красные.  Больше всего было зеленых тарелок, а меньше всего – красных. Сколько могло быть тарелок каждого цвета.

Чтобы решить такую задачу, детям предоставляется таблица, которую надо заполнить.

Красные

1

1

2

Оранжевые

2

Зеленые

(Обратить внимание детей, что в сумме тарелок должно получиться 9. Красных должно быть всегда меньше, а зеленых всегда должно быть больше.)

- Заполняем первый столбец. Если красная тарелка одна, а оранжевых 2, сколько тогда зеленых? (6)

- Заполняем второй столбец. Если красных 1 тарелка, а оранжевых 3, сколько будет зеленых? ( 5)

- Заполняем 3 столбец. Можно ли оранжевых тарелок взять меньше, чем красных? ( Нет. Потому что красных меньше всех). Сколько тогда можно взять оранжевых? (3). Если красных 2 тарелки, а оранжевых 3 тарелки, сколько тогда зеленых? ( 4)

Задание 3 (решение задач с опорой на рисунок)

У девочки 7 мишек, двух цветов: белого и бурого. Надо рассадить их так, чтобы каждый бурый  мишка сидела между двумя белыми. Сколько белых и сколько бурых мишек было у девочки?

- Если бурый мишка должен сидеть между белыми, то где они будут находиться? (второй, четвертый и шестой).

- Закрасьте их.  Сколько получилось бурых? (3)

-Сколько получилось белых? (4)

Физкультминутка

Раз-подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты сесть опять.

Задание 4 (по картинке)

Есть ли  утверждения, верные для данного рисунка?

- Все круги желтого цвета.

- Если фигура синего   цвета, то это квадрат.

- Если фигура желтого цвета, то это треугольник.

Закончи высказывание, верное для данного рисунка.

Если фигура красного цвета, то это…

Дети выполняют самостоятельно, затем меняются тетрадями, проверяют и исправляют ошибки.

Задание 5

Какая картинка лишняя?

Лишний ежик, так как это живой предмет, а все остальные неживые.

Лишняя вишня – так она растет в саду.

Задание 6 (устно)

В двух коробках лежала 9 мячей. Из одной коробки в другую переложили 2 мяча. Сколько стало мячей в двух коробках?

- Сколько мячей в двух коробках?

- Сколько мячей переложили из одной коробки в другую?

- Сколько мячей стало в двух коробках?

Вспомним состав числа 9: 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4.

Предположим, если в первой коробке 8 мячей, а во второй 1, то когда мы уберем из первой коробки 2 мяча, в ней останется 6 мячей. Во второю коробку положим 2 мяча, в ней станет 3 мяча.

По рядам дети рассматривают другие варианты. Представитель от каждого ряда выходит и рассказывает свой вариант.

Пальчиковая гимнастика.

Задание 7

- Измерьте длины звеньев каждой ломаной.

- Вставьте пропущенные числа. Запишите неравенства.

- Какие это ломаные? (Одинаковые)

IV. Рефлексия. Итог урока.

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Поднимите зеленые карточки, у кого не было трудностей в выполнении задания.

- Поднимите красные карточки, кто при выполнении заданий столкнулся с трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики

Формирование начальных приемов логического мышления на  уроках  математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие  о   мышлении   как о  психич...

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

"Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.

  Предлагаю вашему вниманию  оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры"  для формирования у детей логического  мышления. Методика разработана доктором психологи...

Формирование логического мышления на уроке

Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательных УУД

Каждый учитель должен развивать логическое мышление у учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной сте...

Формирование логического мышления на уроках.

Учебный материал, изучаемый на уроках, от класса к классу становится всё сложнее, более формализованным, с более громоздким математическим аппаратом и поэтому интерес учащихся постепенно понижается. Ч...

Мастер-класс «Приемы развития логического мышления на уроках математики в начальных классах».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...