Формирование логического мышления на уроках математики в 1 классе.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
В конспекте урока приведены логические задачи для 1 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki_v_1_klasse.docx | 207.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование логического мышления на уроках математики в 1 классе.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Начиная с 1 класса, необходимо вводить специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использовать дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Цель: развивать умение учащихся выполнять задания творческого и поискового характера; развивать логическое мышление, математическую речь, умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного материала.
- Веселый счет.
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (2)
- Игра «Помоги Буратино».
3+2=6 2+0=2 4-1=1
5+0=6 9-1=7 8+1=9
- Задачи на смекалку.
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего нас?
- Три яйца сварилось за три минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?
- К Маше на день рождения пришли три подружки. На столе уже стоят две тарелки. Сколько тарелок еще нужно поставить на стол?
- Закрепление изученного материала
Задание 1.
У Антона, Андрея и Саши живут собаки, по одной у каждого мальчика. Все собаки разного цвета: рыжего, черного, серого. У Антона и Саши собака не серого цвета. У Саши – не рыжего. Какого цвета собака у Антона и у Саши?
-Прочитайте задание.
- Кто живет у мальчиков?
-Какого цвета собаки?
-Что сказано про Антона и Сашу? (У них собака не серого цвета.)
- Следовательно у кого собака серого цвета? (У Андрея)
- Каких собак нет у Саши? (Рыжей, серой)
- Следовательно, какая собака у Саши? (Черная)
- Если у Саши – черная, а у Андрея – серая, то каким цветом собака у Антона? (Рыжего)
Задание 2
К праздничному столу мама купила 9 тарелок из трех цветов: зеленые, оранжевые и красные. Больше всего было зеленых тарелок, а меньше всего – красных. Сколько могло быть тарелок каждого цвета.
Чтобы решить такую задачу, детям предоставляется таблица, которую надо заполнить.
Красные | 1 | 1 | 2 |
Оранжевые | 2 | ||
Зеленые |
(Обратить внимание детей, что в сумме тарелок должно получиться 9. Красных должно быть всегда меньше, а зеленых всегда должно быть больше.)
- Заполняем первый столбец. Если красная тарелка одна, а оранжевых 2, сколько тогда зеленых? (6)
- Заполняем второй столбец. Если красных 1 тарелка, а оранжевых 3, сколько будет зеленых? ( 5)
- Заполняем 3 столбец. Можно ли оранжевых тарелок взять меньше, чем красных? ( Нет. Потому что красных меньше всех). Сколько тогда можно взять оранжевых? (3). Если красных 2 тарелки, а оранжевых 3 тарелки, сколько тогда зеленых? ( 4)
Задание 3 (решение задач с опорой на рисунок)
У девочки 7 мишек, двух цветов: белого и бурого. Надо рассадить их так, чтобы каждый бурый мишка сидела между двумя белыми. Сколько белых и сколько бурых мишек было у девочки?
- Если бурый мишка должен сидеть между белыми, то где они будут находиться? (второй, четвертый и шестой).
- Закрасьте их. Сколько получилось бурых? (3)
-Сколько получилось белых? (4)
Физкультминутка
Раз-подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть опять.
Задание 4 (по картинке)
Есть ли утверждения, верные для данного рисунка?
- Все круги желтого цвета.
- Если фигура синего цвета, то это квадрат.
- Если фигура желтого цвета, то это треугольник.
Закончи высказывание, верное для данного рисунка.
Если фигура красного цвета, то это…
Дети выполняют самостоятельно, затем меняются тетрадями, проверяют и исправляют ошибки.
Задание 5
Какая картинка лишняя?
Лишний ежик, так как это живой предмет, а все остальные неживые.
Лишняя вишня – так она растет в саду.
Задание 6 (устно)
В двух коробках лежала 9 мячей. Из одной коробки в другую переложили 2 мяча. Сколько стало мячей в двух коробках?
- Сколько мячей в двух коробках?
- Сколько мячей переложили из одной коробки в другую?
- Сколько мячей стало в двух коробках?
Вспомним состав числа 9: 8 и 1, 7 и 2, 6 и 3, 5 и 4.
Предположим, если в первой коробке 8 мячей, а во второй 1, то когда мы уберем из первой коробки 2 мяча, в ней останется 6 мячей. Во второю коробку положим 2 мяча, в ней станет 3 мяча.
По рядам дети рассматривают другие варианты. Представитель от каждого ряда выходит и рассказывает свой вариант.
Пальчиковая гимнастика.
Задание 7
- Измерьте длины звеньев каждой ломаной.
- Вставьте пропущенные числа. Запишите неравенства.
- Какие это ломаные? (Одинаковые)
IV. Рефлексия. Итог урока.
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Поднимите зеленые карточки, у кого не было трудностей в выполнении задания.
- Поднимите красные карточки, кто при выполнении заданий столкнулся с трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование начальных приемов логического мышления на уроках математики
Формирование начальных приемов логического мышления на уроках математикиВведение………………………………………….....……………………..…..….31.1 Понятие о мышлении как о психич...
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
"Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.
Предлагаю вашему вниманию оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры" для формирования у детей логического мышления. Методика разработана доктором психологи...
Формирование логического мышления на уроке
Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательных УУД
Каждый учитель должен развивать логическое мышление у учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной сте...
Формирование логического мышления на уроках.
Учебный материал, изучаемый на уроках, от класса к классу становится всё сложнее, более формализованным, с более громоздким математическим аппаратом и поэтому интерес учащихся постепенно понижается. Ч...
Мастер-класс «Приемы развития логического мышления на уроках математики в начальных классах».
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...