"Проблемы формирования логического мышления у младших школьников на уроках русского языка"
статья на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы формирования логического мышления у младших школьников на уроках русского языка
Михалёва Л.П., учитель начальных классов
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, меняется социальная окружение, формируется учебная деятельность, которая в этом возрасте становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Мышление становится доминирующей функцией. Поэтому одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения, устанавливать простые закономерности. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы.
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Формирование универсальных логических действий (логического мышления) младших школьников возможно через изучение морфемного состава слов на уроках русского языка.
Морфемика и словообразование в начальной школе изучаются формально, традиционно всё сводится к механическому выделению частей слова. Однако именно изучение данных разделов русского языка способствует развитию личностных, метапредметных познавательных и других универсальных учебных действий. Как же обеспечить развитие универсальных логических действий у младших школьников в процессе изучения морфемного состава слова?
К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». При всём разнообразии концепций, подходов, аспектов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. В процессе обучения школьников русскому языку помогут различные приёмы и методы, способствующие развитию логического мышления детей, а значит, и формирования у них универсальных логических действий. Потенциал развивающейся личности формируется именно на начальном этапе обучения.
Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Актуально использовать в своей практике технологию системно-деятельностного подхода: это и соответствующая структура урока, и использование разных зон кабинета, и применение на уроках групповой работы для выполнения детьми различных практических заданий. Предлагаем использовать комбинирование методик развивающего обучения и современных ИКТ согласно требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторы используют на уроках русского языка электронные пособия, Интернет-технологии, цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, пособия для интерактивных досок, способствующие повышению мотивации учебной деятельности и развитию логических универсальных действий у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка
курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) с презентацией....
«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».
Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...
Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"
Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...
"Формирование нравственной самооценки у младших школьников на уроках русского языка"
тема эксперимента...
Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Методические материалы...
Развитие креативного мышление у младших школьников на уроке русского языка
В данной статье описаны формы работы по развитию креативного мышления на уроке русского языка. Его значимость в процессе обучения и способы формирования....
Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения...