Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театра-студии "Премьера"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа театра -студии "Премьера". Руководитель объединения: Вершинина Людмила Сергееевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ДТ "Островок", п. Бор, Туруханского района, Красноярского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_obedineniya_premera_2020.docx | 63.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА «ОСТРОВОК»
РЕКОМЕНДОВАНО Административно-методическим советом Протокол №____ от_______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКУ ДО ДТ «Островок» Приказ № ________________ « »______________2020 г. ___________ Т.В. Медведева
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
ТЕАТРА-СТУДИИ «ПРЕМЬЕРА»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Автор-составитель:
Вершинина Людмила Сергеевна,
педагог дополнительного образования
п. Бор
2020 г.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театра-студии «Премьера» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 3013-2020 годы;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 –р;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации N 996-р от 29.05.2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 №14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
- Муниципальные правовые акты;
- Устав МКУ ДО ДТ «Островок»;
- Лицензия МКУ ДО ДТ «Островок».
Модифицированная программа театра-студии «Премьера» составлена на основе авторской программы «Арт-фантазия» (автор - Э. Г. Чурилова). Данная программа имеет художественную направленность, относится к программам с этно-художественным компонентом.
Театрализованная деятельность является одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, сочетающей такие виды искусства как музыка, живопись, танец, литература и актерская игра, что позволяет развивать личность ребенка и воздействовать на активизацию его эмоционального мира, в полной мере реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Актуальность данной программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении воспитанников к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России;
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Основной целью программ такой направленности является развитие творческих способностей детей, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода, требующих не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем
Отличительные особенности данной программы от программы «Арт-фантазия» (автор - Э. Г. Чурилова) заключаются в том, что она направлена не только на приобретение знаний о театре и умений по актерскому мастерству, но и на реализацию идеи изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание играть; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Кроме того, программа учитывает возможности воспитанников, их запросы. Темы занятий предполагают углубление содержания знаниевой составляющей в соответствии с запросом обучающихся, их познавательным интересом.
Характеристика контингента обучающихся: предназначена для работы с обучающимися в возрасте7-11 лет. Наполняемость учебной группы составляет не более 10 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов освоения программы 140 часов.
Формы обучения: обучение очное с сочетанием групповой, индивидуальной форм работы. При необходимости возможно дистанционное обучение в форме выполнения творческих заданий по темам программы, с предъявлением результатов при помощи электронных ресурсов.
Особенности организации образовательного процесса: группы обучающихся состоят из воспитанников одного возраста или разных возрастных категорий. В программе предусмотрено проведение благотворительных акций и этнических и культурных праздников, подготовка творческих работ для участия в традиционных разноуровневых мероприятиях и конкурсах.
Набор воспитанников: свободный.
Состав группы: постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
1 группа (8-9 лет): 2 раза в неделю по 1 занятию равному 2 академическим часам (академический час равен 40 минутам с перерывом 10 минут), (4 ч.).
Всего учебных недель в год: 35.
Всего учебных часов в год: 140.
Место реализации программы: занятия проводятся в кабинете, оснащенном необходимым оборудованием в МКУ ДО ДТ «Островок» по адресу ул. Кирова, 79 А.
- Цель и задачи программы
Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре. Поэтому основной целью программы является создание условий для нравственно - эстетического воспитания и развития творческой личности, её самореализации через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.
Реализация содержания программы осуществляется через задачи, способствующие адаптации личности обучающихся в окружающей его социальной среде, подготовке каждого к активной творческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся с понятием «театр», его видами, с основами театрализации и актерского мастерства;
- создать условия для формирования представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного русского, музыкально – поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.
метапредметные:
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства;
- развивать двигательные способности через драматизацию;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонацию;
- создавать условия для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;
- развивать эмоциональную сферу, артистические способности, творческое воображение и фантазию.
личностные:
- формировать нравственные человеческие качества: толерантность, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу.
- Содержание программы
Программа театра-студии являет собой совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на достижение определенных целей. Процесс осуществляется в нескольких направлениях:
Базовая театральная культура. Воспитанники имеют возможность познакомиться с основными терминами и понятиями театрального искусства. Они получают знания касательно основ актерского мастерства, а также изучают правила культуры зрителя.
Театральная игра. Метод учит ориентироваться в заданном пространстве, самостоятельно строить диалоги на конкретные темы, развивать внимание, память, образное мышление и общий интерес к искусству.
Ритмопластика. Метод направлен на заучивание и запоминание нужных поз во время спектакля. Содержит в себе игры и упражнения ритмического, поэтического и музыкального характера. Это направление обеспечивает природную потребность детей к движению.
Техника и культура речи. Содержит в себе разные виды деятельности, которые позволяют развивать дыхание и раскрывать дополнительные возможности речевого аппарата. Для этого используются песни, скороговорки, разный уровень интонации и др.
Знакомство с конкретными пьесами, байками, сказками и др. Это позволяет не только развивать навыки действий с воображаемыми предметами, но также способствует общему интеллектуальному развитию воспитанников.
Для реализации практической части программы педагогом могут быть внесены изменения в её содержание в связи с подбором репертуара* по запросам воспитанников объединения и Планом работы учреждения ДТ «Островок». Педагог вправе варьировать количество часов** на подготовку к практической части, учитывая индивидуальные особенности и стартовые возможности воспитанников объединения.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение | 4 | 2 | 2 | Конкурс рисунков «Профессии театра». Создание памятки «Правила поведения в театре» | |
Осень, осень, в гости просим. Приметы и календарь. | 42 | 21 | 21 | Кроссворд «Осенние месяцы и праздники народного календаря» | |
Хрустальный звон зимы | 46 | 23 | 23 | Викторина «Зимние народные праздники». | |
Весна – всему году ключ | 48 | 24 | 24 | Викторина «Весенние народные праздники». Игра «Сказочный экзамен» | |
Итого: | 140 | 70 | 70 |
Содержание учебного плана
- Введение (4 ч.)
(1 з.) Тема: «Волшебный мир театра. Рождение спектакля». Теория. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Инструктаж по ТБ и ПБ. Особенности и виды театрального искусства. Знакомство с понятиями театральная культура, театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи. Театральные термины (сцена, авансцена, задник, карман, мизансцена, занавес, кулисы, аплодисменты, театрал, гардероб, фойе, антракт, декорация, реквизит, бутафория, грим, софит, прожектор, оркестровая яма, театральная программка, ложа, афиша, репетиция, премьера, прима, репертуар, реплика). Профессии театра (актер, костюмер, режиссёр, декоратор, бутафор, хореограф, суфлер, художник, композитор, осветитель, звукорежиссер, гример). Практика. Конкурс рисунков «Профессии театра».
(2 з.) Тема: «Мы в театре. Культура зрителя». Теория. Знакомство с понятием театральная культура. Правила поведения в театре. Практика. Создание памятки «Правила поведения в театре».
- Осень, осень, в гости просим. (Народный календарь. Русский народный фольклор) (42 ч.)
(1 з.) Тема: «Народный календарь». Теория. Сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях). Практика. Игры на развитие зрительного и слухового внимания. Викторина «Народный календарь». (2 з.) Тема: «Осенние праздники. «Встреча осени (Осенины)». Теория. Знакомство с понятиями народные традиции, фольклор, с традицией празднования осеннего праздника «Встреча осени (Осенины)», формирование знаний о приметах осени. Практика. Упражнения на развитие дикции (техника речи). Игры на развитие памяти, наблюдательности (театральная игра). (3 з.) Тема: «Осенние праздники. «Семенов день», «Праздник урожая»» . Осенние заклички». Теория. Знакомство с традициями празднования, историей возникновения праздников «Семенов день», «Праздник урожая», понятием «закличка». Практика. Музыкальный фольклор: закличка «Осень». Музыкально-фольклорная игра: «Пошел козел в огород». (4 з.) Тема: «Русские народные песни». Теория. Знакомство с понятиями обрядовые песни, колыбельные, частушки. Практика. Музыкальный фольклор: песни «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот». (5 з.) Тема: «Октябрь - свадебник», «День Сергия Радонежского». Теория. Знакомство с традициями празднования праздников «Октябрь - свадебник», «День Сергия Радонежского», русскими народными играми. Практика. Игры «Утена», «Капуста», «У дедушки Трифона». (6 з.) Тема: «Пословицы об осени». Теория. Понятие пословица, диапазон голоса, сила голоса. Практика (техника речи). Изучение пословиц об осени Речевое дыхание. Диапазон и сила голоса. Упражнения на развитие речи. (7 з.) Тема: «Устный фольклор. Загадки». Теория. Знакомство с понятием загадка, видами загадок. Практика. Сочинение загадок. Игры со словами для пополнения словарного запаса, развития связной образной речи. («На что похоже задуманное?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание») (техника речи).
(8 з.) Тема: «Праздник «Покров». Теория. История возникновения. Покровские ярмарки. Практика. Театрализация: праздник «Господин урожай». (9 з.) Тема: «Грим актера». Теория. Понятие грим. Гигиена грима и технических средств в гриме. Практика. Игра «Мастер грима». (10 з.) Тема: «Сценическое искусство». Теория. Понятия сценическое искусство, сценический образ, площадка, речь, костюм. Практика. Действия с воображаемыми предметами. (11 з.) Тема: «Устный фольклор. Потешки». Теория. Знакомство с понятием потешка, их назначением. Практика (техника речи). Развитие монологической и диалогической речи. (12 з.) Тема: «Народные детские песенки». Теория. Знакомство с понятием народная песенка, ее предназначением. Практика. Заучивание и проигрывание песенок. Упражнения на развитие интонации и выразительности речи (техника речи).
(13 з.) Тема: «Введенские ярмарки». Теория. Традиция праздника «Введенские ярмарки». Практика. Тренинг на развитие коммуникабельности. Сочинение этюдов по теме.
(14 з.) Тема: «Синичкин календарь». Теория. Народный календарь: Ноябрь. Праздник «Синичкины именины». Практика. Игры на праздник «Синичкины именины». Песня «За морем синичка жила». Тренинг по ритмопластике «Развитие умений выполнять одни и те же действия в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному». (15 з.) Тема: «Устный фольклор. Считалки». Теория. Знакомство с понятием считалка, ее предназначением. Практика (техника речи). Игры по развитию языковой догадки («Ищем вторую половину», «По первой букве», «Из нескольких – одно»). Развитие умения равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом (ритмопластика). (16 з.) Тема: «Русские народные сказки». Теория. Беседа «Русская народная сказка (бытовая, о животных, волшебная)». Практика. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик»). Тренинг на формирование четкой, грамотной речи в статическом положении (техника речи). (17 з.) Тема: «Хоровод - основной жанр русского народного танца». Теория. Понятия «хоровод». Виды хороводов: орнаментальный игровой хоровод, построение и шаги в хороводе, предназначение. Практика. Хороводные игры «Каравай», «Мак». Техника речи: тренинг на формирование четкой, грамотной речи во время движения. Ритмопластика: тренинг на развитие чувства ритма и координации. (18 з.) Тема: «Жест. Поклон». Теория. Знакомство с понятиями жест, поклон, русский поклон и их предназначением. Практика. Тренинг на развитие двигательных способностей (ритмопластика). Тренинг на формирование четкой, грамотной речи (техника речи). (19 з.) Тема: «Пантомима». Теория. Понятия «пантомима, мим, театр пантомимы». Практика (ритмопластика). Образы предметов и живых существ. Пластическая импровизация. Пантомимические этюды «Угадай, кто?». (20 з.) Тема: «Итоговое занятие по разделу «Осень, осень, в гости просим»». Теория. Повторение изученного. Практика. Кроссворд «Осенние месяцы и праздники народного календаря». Конкурс чтецов стихотворений о маме.
- Хрустальный звон зимы (46 ч.)
(1 занятие). Тема: «Хрустальный звон зимы». Теория. Сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Народный календарь: Декабрь. Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме. Практика. Музыкальный фольклор: разучивание песни «Где ты был, наш заинька?» (2 з.) Тема: «Праздник «Екатерина – Санница». Теория. История возникновения праздника, традиции и предназначение. Практика. Игры на праздник «Екатерина-санница». (3 з.) Тема: «Русская народная сказка «Жадная старуха»*. Теория. Знакомство с понятием выразительность речи, темп, тембр интонация. Практика. Знакомство со сказкой «Жадная старуха»*. Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям. (4 з.) Тема: «Импровизация». Теория. Понятие «импровизация». Практика. Репетиция сказки «Жадная старуха»*. (5 з.) Тема: «Репетиция сказки с музыкальным сопровождением». Практика. Выбор музыки для сопровождения сказки. Репетиция сказки. (6 з.) Тема: «Репетиция сказки с декорациями». Практика. Репетиция сказки с декорациями. (7 з.) Тема: «Генеральная репетиция сказки». Теория. Знакомство с понятием генеральная репетиция. Практика. Генеральная репетиция. (8 з.) Тема: «Показ сказки «Старик и дерево». Практика. Театрализация. Теория. Анализ выступления. (9 з.) Тема: «Святки, Рождество». Теория. Народный календарь: январь. Сведения о праздниках «Святки», «Рождество», о Святочных гаданиях. Практика. Музыкально - фольклорные игры: «Уж как шла коляда». (10 з.) Тема: «Праздник «Крещение». Теория. Знакомство с традициями празднования, историей возникновения праздника. Практика. Репетиция «Святочные вечера». (11 з.) Тема: «Февраль-вьюговей». Теория. Продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Практика. Репетиция «Святочные вечера». (12 з.) Тема: «Зимние приметы». Теория. Зимние приметы. Практика. Репетиция «Святочные вечера». (13 з.) Тема: «Театрализация «Святочные вечера»». Практика. Театрализация. Теория. Анализ выступления. (14 з.) Тема: «Масленица». Теория. Сведения о празднике. Традиции празднования. История возникновения. Практика. Игры. Музыкальный фольклор: «Блины», «Мы Масленицу повстречали». Викторина «Блинная неделя». (15 з.) Тема: «Власьевская неделя» (последние морозы). Исторические сведения. Практика. Музыкальный фольклор: «Ой, ты, зимушка-сударушка». (16 з.) Тема: «Музыкально-фольклорные игры». Теория. Правила игр «Лапти», «Утка и селезень», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек». Практика. Игры. (17 з.) Тема: «Кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица». Теория. Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей. Практика. Выразительное чтение сказки по ролям. (18 з.) Тема: «Репетиция сказки с музыкальным сопровождением». Практика. Выбор музыки для сопровождения сказки. Репетиция сказки. (19 з.) Тема: «Репетиция сказки с декорациями». Практика. Репетиция сказки с декорациями. (20 з.) Тема: «Генеральная репетиция сказки». Практика. Генеральная репетиция. (21з.) Тема: «Показ сказки «Рукодельница да ленивица». Практика. Театрализация. Теория. Анализ выступления. (22 з.) Тема: «Итоговое занятие по разделу «Хрустальный звон зимы»». Теория. Повторение изученного. Практика. Викторина «Народные зимние праздники». (23 з.) Тема: «Наша армия самая сильная». Теория. Беседа о российской армии. Поговорки о Родине. Конкурс чтецов стихотворений о Родине, армии.
- Весна - всему году ключ (48 ч.)
(1 занятие). Тема: «Весна - всему году ключ». Теория. Теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне. Практика. Музыкально-фольклорная игра: «Как на улице воробышек гуляет». Выразительное чтение стихотворений* к 8 марта. (2 з.) Тема: «Весенние заклички. Веснянки». Теория. Знакомство с понятием закличка, ее предназначением. Практика. Разучивание закличек о весне, песни «Веснянка». Выразительное чтение стихотворений* к 8 марта. (3 з.) Тема: «Широкая Масленица». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Разучивание закличек, песни «Блины». Игра «Катание яиц». (4 з.) Тема: «Праздник «Чистый понедельник»». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Разучивание хороводной песни «Маки-маковочки». (5 з.) Тема: «День весеннего равноденствия». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Музыкально- фольклорная игра «Вербохлест». (5 з.) Тема: «Сказка «Как Весна Зиму поборола*»». Теория. Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей. Практика. Выразительное чтение сказки по ролям. (6 з.) Тема: «Праздник «Сороки»». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Выбор музыки для сопровождения сказки. Репетиция сказки.
(7 з.) Тема: «Репетиция сказки «Как Весна Зиму поборола*» с декорациями». Практика. Репетиция сказки с декорациями. (8 з.) Тема: «Генеральная репетиция сказки». Практика. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением. (9 з.) Тема: «Показ сказки «Как Весна Зиму поборола*». Практика. Театрализация. Теория. Анализ выступления. Теоретические сведения о празднике «День смеха». Подготовка к празднику «Ярмарка смеха». (10 з.) Тема: «День смеха». Практика. Фольклорный праздник «Ярмарка смеха». (11 з.) Тема: «Праздник «Благовещенье». Теория. Теоретические сведения о празднике. Народный календарь: апрель. Практика. Игры. Разучивание примет, пословиц, поговорок. (12 з.) Тема: «Сказка «Зайцы, дятел и медведь»*». Теория. Знакомство с содержанием сказки. Распределение ролей. Практика. Выразительное чтение сказки по ролям. (13 з.) Тема: «Репетиция сказкис музыкальным сопровождением». Практика. Выбор музыки для сопровождения сказки. Репетиция сказки. (14 з.) Тема: «Репетиция сказки с декорациями». Практика. Репетиция сказки с декорациями. (15 з.) Тема: «Генеральная репетиция сказки». Практика. Генеральная репетиция в костюмах с декорациями и музыкальным сопровождением. (16 з.) Тема: «Показ сказки «Зайцы, дятел и медведь»*. Практика. Театрализация. Теория. Анализ выступления. (17 з.) Тема: «Вербное воскресение». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Игры. Разучивание примет, пословиц, поговорок. Выразительное чтение стихотворений к празднику 1 мая. (18 з.) Тема: «Пасха». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Игры. Разучивание примет, пословиц, поговорок. Выразительное чтение стихотворений к празднику 9 мая. (19 з.) Тема: «Егорьев день». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Игры. Разучивание примет, пословиц, поговорок. Выразительное чтение стихотворений к празднику 9 мая. (20 з.) Тема: «Май-лошадку запрягай». Теория. Народный календарь. Май. Знакомство с обрядом «Завивание березки». Практика. Игры «Капуста», русская народная хороводная игра «Березка». Театрализация «Заюшкина избушка». (21 з.) Тема: «Народный праздник «Никола вешний»». Теория. Теоретические сведения о празднике. Практика. Подготовка к празднику «Весенний Никола гонит всех на поле». (22 з.) Тема: «Весенний Никола гонит всех на поле». Теория. Беседа по теме «Весна – всему году ключ. Практика. Викторина «Весна-красна». Подготовка к празднику. Репетиция. (23 з.) Тема: «Фольклорный праздник «Весенний Никола гонит всех на поле». Практика. Театрализация. (24 з.) Тема: «Итоговое занятие «Ура! Каникулы!». Теория. ТБ на водоемах в летний период, правила дорожного движения, правила поведения в лесу и в общественных местах. Практика. Итоговый контроль «Сказочный экзамен».
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы (ожидаемые результаты).
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к их мнению, бесконфликтное поведение;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность,
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма, комедия, трагедия, и т. д.);
- 8-10 скороговорок;
- основы актёрского мастерства.
Обучающиеся должны уметь:
-владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах, в разных темпах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями;
-действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- улавливать особенности той или иной роли (искусство перевоплощения);
- сочинять этюды по сказкам;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Раздел № 2. «Комплекс организации – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Всего учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1-ый год обучения (7-11 лет) | 12.09.2020 г. | 26.05.2021г. | 35 | 70 | 140 | 2 раз в неделю по 2 акад. часа (4 ч.) |
2.2. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
1. Помещение для занятий: кабинет «актовый зал», соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется три окна с открывающимися форточками для проветривания, рассчитан на 60 посадочных мест.
2. Оборудование: столы для занятий-2 шт., скамейки-20 шт., светильники потолочные - 8 шт.
Перечень учебно-методического и технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение | Компьютер | Имеется |
Колонки | Имеется | |
Мультимедийный проектор | Имеется | |
Экран | Имеется | |
Музыкальный центр | Имеется | |
Костюмы | Имеются в личном фонде | |
Декорации и бутафория к спектаклям | ||
Маски | ||
Мягкие игрушки | ||
Передвижная ширма | Имеется | |
Словарь театральных терминов | Имеются в личном фонде | |
Статьи о театральной деятельности | ||
Сценарии театральных постановок | ||
Книги со сказками, художественными произведениями | ||
Информационное обеспечение | Аудиозаписи (звуки театральных шумов, музыкальное сопровождение к постановкам, аудио-сказки) | Имеется в личной фонотеке |
Фото, слайды (мультимедийные презентации) | Имеются в личном архиве |
Кадровое обеспечение:
По данной программе может работать педагог дополнительного образования с высшим или средним профессиональным педагогическим образованием.
Педагог дополнительного образования: Вершинина Людмила Сергеевна.
Квалификационная категория: первая.
Образование: высшее.
Образовательное учреждение: Лесосибирский педагогический институт КГУ, учитель начальных классов, 2001 г.
Стаж педагогической работы: 19 лет.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, аналитическая справка, результаты анкетирования и тестирования, грамота или диплом участия в выставках и конкурсах.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: театрализованное представление.
Способы предъявления результатов: коллективное или индивидуальное выступление перед аудиторией.
Качество творческих выступлений оценивается по разработанным параметрам:
- соблюдение культуры выступления;
- качество исполнения роли (эмоциональность выступления, техника, интонация и выразительность речи, умение двигаться на сцене, вживаться в роль).
Оценка выступлений проводится по десятибалльной шкале. По завершении изучения программы выпускникам выдается сертификат об освоении программного материала.
2.4. Оценочные материалы
Для оценки результативности учебных занятий по программе применяется входной, текущий и итоговый контроль, которые отслеживаются в карте «Учебные достижения», личностные и метапредметные результаты отслеживаются по «Карте результатов развития личности воспитанников». (Приложение 1).
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- входной - позволяет выявить отношение обучающихся к театральной деятельности, а так же имеющиеся знания. Форма: беседа, тест
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – занятия-зачеты, праздники, викторины, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли (выступления перед аудиторией).
Формой подведения итогов считать: выступление на праздниках, участие в мероприятиях начальных классов и детского сада, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Перечень диагностических методик
- Входной контроль: тест «Что я знаю о театре».
- Промежуточный контроль: конкурс рисунков «Профессии театра». Создание памятки «Правила поведения в театре». Кроссворд «Осенние месяцы и праздники народного календаря». Викторина «Зимние народные праздники». Викторина «Весенние народные праздники».
- Итоговый контроль: игра «Сказочный экзамен».
2.5. Методические материалы
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Структура занятия включает в себя организационную (подготовка к работе), теоретическую (отражает необходимую информацию по теме) и практическую части.
Основные методы и приемы обучения: наглядный, репродуктивный, словесный, игровой, работа с книгой, практический (театрализация, эмоциональная драматургия).
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (отработка сценических ролей), коллективная, мастер-класс, репетиция, публичное выступление, воспитательная форма работы (беседы, совместные праздники). Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, тренинг.
Педагогические технологии: технология коллективного взаимообучения, технология коммуникативного обучения, технология проектной деятельности.
Алгоритм учебного занятия может меняться в зависимости от типа занятия: изучение новой темы и применение новых знаний, систематизация знаний, занятие развивающего контроля, комбинированное.
Основные этапы занятия: организационно-мотивационный, актуализации знаний, проблематизации, целеполагания, постановки темы занятия, изучения нового материала, применения новых знаний или отработка, закрепление изученного, рефлексивно - оценочный.
Дидактические материалы: карточки с заданиями и упражнениями, иллюстрации, фотографии, разработки игр, конкурсов.
2.5 Список литературы:
- Г.А. Науменко «От зимы до осени: Фольклорный праздник»; 2016 г.
- И.Ю.Рябцева, Л.Ф. Жданова «Приходите к нам на праздник»; Ярославль: "Академия развития", 2017 г.
- Л.Я. Поляк «Театр сказок». Спб: " Детство-Пресс", 2015 г.
- Н. А. Опарина «Театр-Это волшебный край!». - М.: " Социум" 2015 г.
- Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». -М.: АРКТИ, 2017 г.
- С.И. Мерзлякова «Фольклор-Музыка-Театр». Программы и конспекты
занятий педагогов дополнительного образования. - М.:Владос, 2015 г.
- Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело». – М.: Просвещение, 2016 г.
- http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный
Рабочая программа кружка «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....