Использование деятельностного подхода при формировании УУД
статья
Использование деятельностного подхода при формировании УУД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологий деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий
В настоящее время выдвигаются новые требования к результатам образования. Формируются представления о фундаментальности образования, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. В стандарте общего образования отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию [1].
В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова. Из их исследований следует, что развитие учащихся зависит от характера организации их деятельности, направленной на становление сознания ученика, его личности в целом.
Во всех системах и УМК формирование универсальных учебных действий строится на основе деятельностного подхода в процессе как индивидуальной, так и коллективной деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.
Для формирования универсальных учебных действий в каждом УМК на основе деятельностного подходы разрабатываются свои технологии. Например, в УМК «Перспектива» формирование универсальных учебных действий (УУД) осуществляется через технологию деятельностного метода (ТДМ), разработанного Л.Г. Петерсон. Л.Г. Петерсон отмечает, что для формирования у учащихся любого универсального учебного действия необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнение соответствующего УУД;
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
- организовать контроль уровня сформированности данного УУД. [3, c.16].
Таким образом, формируя на основе технологии деятельностного метода универсальные учебные действия, учитель выполняет определенные шаги в зависимости от типа урока. Например, на уроке открытия нового знания разработчики рекомендуют следующие шаги: мотивацию учебной деятельности, актуализацию знаний и фиксацию затруднений в индивидуальной деятельности, выявления места затруднения, построение проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи, самоконтроль с самопроверкой по эталону, включение в систему знаний, рефлексию учебной деятельности.
В образовательной системе «Школа 2100» деятельностный подход реализуется через систему психолого-педагогических принципов (личностно, деятельностно, культурно-ориентированных), а как средство формирования УУД используется триединство технологий (проблемно-диалогическая, технология правильного типа читательской деятельности, технология оценивания). Эти технологии не только отражены на страницах учебников, но и обозначены для учителей, учеников и их родителей со специальными условными знаками. Например: технология проблемного диалога поддержана проблемными ситуациями (специальные задания в учебниках «Русский язык» и «Математика», диалоги героев в учебниках «Окружающий мир», «История», «Биология» и т.д.). Эти материалы сначала создают в классе ситуацию противоречия, удивления, т.е. побуждают формулировать цели изучения темы, а потом (на основании предложенной информации) самостоятельно формулировать новые понятия, закономерности, правила и сверять их с определениями в учебнике.
Технология продуктивного чтения поддержана заданиями к тексту и условными знаками, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию не только на литературных текстах, но и на общетеоретическом содержании.
Для помощи учителю, работающему по образовательной системе «Школа 2100» на примере разных учебных предметов начального образования разрабатывается система продуктивных заданий, нацеленных на обучение познавательным, коммуникативным, регулятивным УУД, проводится видео-конференции и веб-семинары, нацеленные на понимание новых образовательных результатов, заложенных во ФГОС, на освоение современных образовательных технологий деятельностного типа, которые могут успешно применяться и по учебникам других УМК.
В УМК «Гармония» формирование комплекса УУД одновременно с предметными уменьями обеспечивается деятельностным подходом к организации обучения. Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выявить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
- формирование умения контролировать свои действия, как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, как отметила в одном из своих докладов Соловейчик М.С., прослеживается определенная логика развития деятельности детей: от мотивации, постановки учебной задачи к осознанному выполнению разных действий, к контролю и самоконтролю.
Все это происходит при соблюдении принципа психологической комфортности в атмосфере сотрудничества детей с учителем и направлено на выработку у ребенка потребности познавать.
В других УМК формирование универсальных учебных действий строится также на основе технологий деятельностного подхода.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Соответственно специфически для каждого определенного предмета приемы и операции уже в начальной школе должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
А.Г. Асмолов отмечает, что анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе:
- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
- от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;
- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процессе как смыслового;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию роли учебного сотрудничества [2, с. 9-10].
Все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками.
Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Ученики активно участвуют в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особенную актуальность задаче формирования в школе универсальных учебных действий.
Как совершенно справедливо отмечает авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100» новый образовательный результат нельзя получить автоматически, просто взяв книги развивающей образовательной системы.
Академик А.А. Леонтьев отмечал – «главное не знания, а умение ими пользоваться». Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это не легко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного подхода в обучении для реализации ФГОС в начальной школе
О формировании регулятивных УУД младшего школьника...
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задан...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Экосистема озера"...
Использование деятельностного подхода на уроках обучения грамоте.
Использование деятельностного подхода и игры...
Использование деятельностного подхода и игры в группе продленного дня.
Использование деятельностного подхода и игры...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера" с использованием деятельностного подхода
Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме "Экосистема озера"...
Презентация личных достижений «Использование деятельностного подхода, при реализации индивидуальной программы для постоянного взаимодействия обучающегося и учителя»
https://infourok.ru/prezentaciya-lichnyh-dostizhenij-ispolzovanie-deyatelnostnogo-podhoda-pri-realizacii-individualnoj-programmy-dlya-postoyannogo-v-6162918.html...