Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС
статья

Светлана Николаевна Овсянникова

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме

«Развитие творческих способностей детей

в трудовой деятельности

в условиях реализации ФГОС»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СШ № 5»

Овсянникова Светлана Николаевна

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Ребенок в творческой трудовой деятельности стремится выразить своё «я». Все дети хотят создать ту или иную творческую работу, но не всегда могут проявить себя в конечном результате. Поэтому педагог должен развивать не только творческие способности ученика, но и учить его правильно доступно донести учебный материал.

 Главная задача учителя – научить детей мыслить творчески. Перед учителем встает проблема поиска таких путей, форм, методов, приемов преподавания технологии в начальной школе.

Основной целью работы по развитию творческого мышления учащихся является формирование таких качеств, как конструктивность, целесообразность, образность, вариативность, чувство стиля. Важно понять, что представляют собой данные качества и каковы пути их развития. Изучив методическую литературу, можно прийти к выводу, что конструктивность определяется методистами как способность к производству идей. В связи с этим при проведении уроков трудового обучения детям предлагаются такие задачи, которые требуют догадки, мысленного пространственного преобразования конструкции, то есть её анализа. Даже если изделие выполняется способом копирования образца, полезно использовать такие задачи, которые заставляют школьников продумать все особенности его устройства и, возможно, мысленно внести в него определенные изменения. Например, если предложить ученикам скопировать какой-то образец в технике аппликации – здесь нет задачи. Но если, прежде чем показать очередную операцию, предложить ученикам самим подумать, путем каких действий получена та или иная форма из изменяющейся у них заготовки, то они будут вынуждены совершать мысленные действия, преобразовывая форму. Даже такие простые вопросы и задания (Как это сделано? Как это можно сделать?) очень важны для развития способностей к мысленному конструированию.

 С конструктивностью как качеством мышления тесно связана целесообразность. Целесообразность – это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями. Чтобы учащиеся в процессе выполнения задания активно мыслили, надо, чтобы их работа как можно точнее повторяла образец. Данные задания разработаны с целью развития познавательных процессов у учащихся, в первую очередь – конструктивности и целесообразности мышления. Что касается творчества, то оно также здесь присутствует, ученик должен догадаться, додумать, а не делать работу бессмысленно. В данном случае задание не является механическим копированием. Существуют и иные виды творческой деятельности, а значит, и другие задания, которые я использую на уроках. Образность – это качество творческого мышления, позволяющее мысленно увидеть, создать в воображении конечный результат своей работы.

 Даже в тех случаях, когда работа учеников предполагает копирование, можно предложить варианты изделия. Это очень важно, поскольку такая деятельность позволяет школьнику всегда иметь в виду, что могут быть разные решения одной и той же задачи. Особенно важно приучать детей не работать механически по инструкции, не копировать бездумно образцы из урока в урок, а самостоятельно придумывать, разрабатывать различные варианты конструкции и оформления в соответствии с поставленными условиями.

Основное назначение трудового обучения в начальной школе – это воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружающему миру, способности осваивать его по законам красоты. Во время занятия трудом дети приобретают навыки, необходимые при обучении в школе, развивают образное и пространственное мышление, тренируют мелкую моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму. Важно, что во время занятий хорошо развивается моторика рук и пальцев. На кончиках пальцев расположены рецепторы, которые напрямую связаны с мозгом. И, если развивать эти рецепторы, ребенок будет лучше усваивать материал.

Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрена обработка различных материалов: ткани, бумаги, пластилина. Предлагается большой перечень работ для выполнения на уроках труда. Однако, анализ программы показывает, что ученикам предлагается выполнять стандартные виды работ из традиционного материала. Но из опыта работы с детьми видно, что намного интереснее и живее проходят такие уроки труда, на которых либо из обычных, традиционных материалов дети выполняют незаурядные, занимательные виды работ, либо используют нестандартные материалы.

 Уроки труда должны быть яркими и увлекательными. Нужно строго следовать указаниям программы по трудовому обучению, применяя на уроках такие материалы, как пластилин, бумагу, картон, природный материал, предлагала ребятам новые, интересные задания. В качестве нестандартного материала использовать на уроках трудового обучения вату, пенопласт, салфетки, крупы, бросовый материал.  Используя эти материалы, дети выполняют аппликации и несложные конструкции.

Работая с детьми, нужно раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.  В процессе реализации ФГОС педагогами выявлено, что одним из наиболее продуктивных направлений развития творческих способностей детей в трудовой деятельности является учебно-исследовательская деятельность, которая способствует:

-развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

-созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

-освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

-становлению сферы общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами;

-обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

-формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

-формированию сообщества детей и педагогов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.  

   Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку.  И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. На уроках трудового обучения применяю творческие задания, которые позволяют раскрыть скрытые возможности ребят. Ученики с увлечением обучаются новым технологиям, а после применяют их, когда выполняют творческие задания.

     Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.

Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей и их творческих способностей. Ведь творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС

Статья. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

«Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО" В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить".СократСовременное общество отличается стремительным ...

Выступление по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В статье раскрываются приёмы, развивающие творческие способности детей....

Выступление на ШМО по теме «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Выступление на ШМО по теме «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»...