Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
статья (1 класс)
Что такое творчество.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста
Что же такое творчество? Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Что же такое мышление? Мышление – это наивысшая ступень человеческого познания, позволяющая приобретать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективного нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Творческое мышление включает в себя следующие особенности: быстроту мышления, способность к риску, гибкость мышления, способность создавать и объяснять оригинальные идеи, сильное воображение, неоднозначное восприятие жизненных ситуаций и предметов, довольно высокий эстетический уровень и отличная интуиция.
В настоящее время понятие «креативность» используется как синоним понятия «творческое мышление». Креативность - способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.
Творческое мышление младшего школьника – это способность анализировать возникающие в процессе обучения проблемы, устанавливать системные связи, видеть противоречия, находить для них решения и прогнозировать возможные варианты развития ситуации.
В младшем школьном возрасте ребенок готовится к творческому труду. Именно в начальной школе складываются интересы, формируются потребности, которые впоследствии лягут в основе творчества. Развитие происходит в процессе обучения и воспитания. Поэтому необходимо развивать творческое мышление системно.
Развитие творческого мышления в условиях внедрения ФГОС включает все виды универсальных учебных действий (далее - УУД): познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.
Мышление является главным психическим процессом у ученика начальной школы, в отличие от дошкольника. Завершается переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. Если в первые два года активно используются наглядные образцы, то в следующих классах объем такой работы заметно сокращается. В конце начальной школы проглядываются индивидуальные различия в мышлении детей. Психологи объединяют их в три группы: теоретиков, для которых учебные задачи легки в решении с помощью слов, практиков, требующих наглядности и художников, мыслящих яркими образами. У большинства детей наблюдается равновесие между этими видами мышления. Наибольший эффект для развития творческого мышления дают такие методы, как:
- творческое задание;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- дискуссия (организация обсуждения материала);
- создание креативного поля;
- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.
Рассмотрим эти методы более подробно.
- Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы и способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.
- Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
- Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы.
- Дискуссия (организация обсуждения материала) – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц.
- Создание креативного поля
- Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность.
- Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угас...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Игра на уроках математики и во внеклассной работе, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления,которые по...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...