Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Финансовая грамотность расчитана на 34 часа, 1 час в неделю для учащихся 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 58 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета протокол №1
от 31.08.2020 года
Председатель педсовета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: «Основы финансовой грамотности»
Срок реализации программы: 1 год (4 класс)
Возраст обучающихся: 10- 11 лет
Количество часов: 34ч
Учитель (составитель):
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса, М.:ВАКО, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов.
Цель программы: является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
- Понимание цели своих действий;
- Составление простых планов с помощью учителя;
- Проявление познавательных и творческой инициативы;
- Оценка правильности выполнения действий;
- Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:
- Составление текстов в устной и письменной формах;
- Умение слушать собеседника и вести диалог;
- Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
Содержание программы
Тема | Количество часов | Содержание |
Что такое деньги и какими они бывают? | 13ч | Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
Из чего складываются доходы в семье | 8ч | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 13ч | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
Итого | 34ч |
|
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают 13 ч. | |||||
1 | Как появились деньги? | 1 |
|
| |
2 | История монет | 1 |
|
| |
3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 |
|
| |
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 |
|
| |
5 | Бумажные деньги | 1 |
|
| |
6 | Безналичные деньги | 1 |
|
| |
7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 |
|
| |
8 | Исследование «Деньги современности» | 1 |
|
| |
9 | Представление результатов исследования | 1 |
|
| |
10 | Валюты | 1 |
|
| |
11 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 |
|
| |
12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 |
|
| |
13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 1 |
|
| |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье 8 ч. | |||||
14 | Откуда в семье берутся деньги | 1 |
|
| |
15 | Как заработать деньги? | 1 |
|
| |
16 | На что семьи тратят деньги? | 1 |
|
| |
17 | Вот я вырасту и стану… | 1 |
|
| |
18 | Профессии будущего и настоящего | 1 |
|
| |
19 | А чем занимаются банкиры? | 1 |
|
| |
20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 |
|
| |
21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 |
|
| |
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч. | |||||
22 | Как тратить с умом? | 1 |
|
| |
23 | Примерный бюджет школьника | 1 |
|
| |
24 | Семейный бюджет | 1 |
|
| |
25 | Бюджет Российской Федерации | 1 |
|
| |
26 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 |
|
| |
27 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 |
|
| |
28 | Игра «Древо решений» | 1 |
|
| |
29 | Товары и услуги | 1 |
|
| |
30 | Странное слово «Монополисты» | 1 |
|
| |
31 | Игра «Монополия» | 1 |
|
| |
32 | Творческий проект «Мое предприятие» | 1 |
|
| |
33 | Защита проекта «Мое предприятие» | 1 |
|
| |
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 |
|
| |
Итого | 34 |
|
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра
- образно-ролевые игры
- исследовательская деятельность
- урок-практикум
- дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;
-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1 | Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 | 1 |
2 | «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014 | |
3 | «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 | 1 |
4 | «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 | |
5 | «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014 | |
2. Печатные пособия | ||
-словари; энциклопедии - иллюстративный наглядный материал, фотографии. | ||
3. Технические средства обучения | ||
1 | - компьютер, проектор, - CD диски. | |
4. Интернет-источники | ||
1 | - Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru - Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA |
Список использованной литературы
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.
Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст] : материалы для учащихся.
2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТАПРЕСС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс
Программа по финансовой грамотности повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 1 класс...