Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа для 3, 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 В класса
на 2020/2021 учебный год
Учитель Кузнецова Е.Н.
Согласовано на заседании методического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Принято на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Утверждено приказом директора МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области № 126/01.09 от 31.08.2020 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области.
Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:
∙ e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;
∙ дистанционное самообучение и обучение в Интернете;
∙ видеоконференции;
∙ оп-line тестирование;
∙ Интернет-уроки;
∙ сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;
∙ обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она расширяет и углубляет знания обучающихся о русском языке, повышает интерес к изучению родного языка, способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Цель программы: развитие связной речи у младших школьников.
Задачи программы:
формирование у обучающихся знаний об языке как основном средстве человеческого общения;
формирование грамотной и правильной речи обучающихся;
развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему);
развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий.
Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» основывается на следующих принципах: системно-деятельностный принцип, принцип вариативности, принцип практической направленности (связь теории с практикой), принцип непрерывности, принцип занимательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.
Программа рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год) и 4 класс (34 часа в год). Всего 68 часов.
Занятия проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: пословицы и поговорки, дидактические игры, ребусы, кроссворды, сказки, загадки. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; готовят проекты, праздники, театрализованные представления, создают презентации и др.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
формирование осознания - язык - основное средство человеческого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Метапредметные результаты:
формирование умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
формирование стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
формирование начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
формирование умения проверять написанное; способности контролировать свои действия.
Содержание программы
Содержание программы кружка представлено четырьмя разделами: введение, 1 раздел – «Речь и ее значение в жизни», 2 раздел – «Текст», 3 раздел – «Культура общения», 4 раздел – «Практическая и игровая деятельность» (по всем темам разделов).
Первый год обучения
3 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура - культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Сокровища родного языка».
- Речь и ее значение в жизни (6 часов)
Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; организовывать работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость. темп.
Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ.
Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная речь. Учебная (научная речь).
Практическая и игровая деятельность:
Искусство красноречия. Работаем по рисункам. «Случаи из жизни».
Работаем с пословицами.
«Почему мы так говорим?»
Практическая работа «Строим диалог».
Игротека «Мы говорим правильно».
2. Текст (14 часов)
Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов. Толковый словарь.
Составление сказки по опорным словам.
Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в учебном тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста. Тематический словарь.
Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Пишем изложение.
Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении- объяснении.
Понятие об описании. Описание в учебной и разговорной речи.
Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов).
Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.
Практическая и игровая деятельность:
Проект «Что значит писать и говорить на тему?»
Практическая работа со словарем. Наш помощник - толковый словарь.
Проба пера. Составление сказки по опорным словам. «Учимся писать изложение».
Посещение школьного музея.
В стране Сочинителей. «Преданья старины далекой», «Невыдуманный рассказ».
Практическая работа. «Сочинение – описание, рассуждение, повествование. Учимся их создавать».
Презентация альбома. «Какие бывают тексты?»
3. Культура общения (13 часов)
Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника.
Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи.
Практическая и игровая деятельность:
Игровые ситуации «Вежливое поведение».
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Как самому придумать язык», «Правила вежливости у разных народов».
В стране Сочинителей. «Язык - зеркало нашей души…»
Экскурсия в прошлое (заочная). «Русский народ – носитель языка».
Конкурс высказываний известных людей о русском языке. «В мире мудрых мыслей».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Праздник творчества и игры. «Родной язык! Он с детства мне знаком».
Второй год обучения
4 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура - культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Конкурс-игра «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
1. Речь и ее значение в жизни (7 часов)
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей. Художественная речь, ее особенности и значение.
Устная речь и озвученная письменная речь.
Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения, средств Интернета.
Афиша. Школьная реклама.
Практическая и игровая деятельность
Искусство красноречия. Учимся говорить легко и свободно,«Смысловые центры».
Игра «Выделяй голосом».
Искусство красноречия. Это интересно. «Искусство разговора с детьми».
Проба пера. «Ты репортер», «Школьная реклама».
2. Текст (19 часов)
Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.
Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Схема и план текста.
Рассуждение - доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении. Рассуждение в разных стилях речи.
Художественное описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.
Биография и автобиография.
Письмо знакомому (близкому) человеку.
Личный дневник.
Рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая и игровая деятельность
Работа с текстом по ПАМЯТКЕ «Как готовиться к устному высказыванию».
Проба пера. «Объединяем и исключаем», Фронтовая биография «Кем был твой прадед?», спортивная биография, творческая биография и т.д.
В стране Сочинителей. Сочинение - рассуждение на тему: «Почему книгу называют другом?»; «Почему книгу надо беречь?» (по выбору), «Учимся писать письма».
Это интересно. «Похожие хвосты», «Ау! Вы меня слышите?» Общение на расстоянии, «Для чего к письмам приклеивают марки?»
Игротека «Что на что похоже»? «Мы делаем живые смешинки».
Проект: «История моей жизни», «Письмо с фронта».
Исследовательская работа: «Хочу я разведать, что делают дети на свете» (По Д.Родари «Далекое путешествие»).
Работаем с таблицей «Схема письма, письмо».
Поисково - исследовательская работа.
Пишу историю семьи. «Личный дневник моей мамы, бабушки».
Конкурс на лучший рассказ «Было – не было».
Искусство красноречия. Учимся составлять рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая работа «Как сделать, чтобы рассказ стал веселее»?
Веселая викторина на самого лучшего рассказчика.
3. Культура общения (7 часов)
Устное и письменное приглашение. Поздравление (устное и письменное).
Обращение к разным людям.
Извинение и отказ (несогласие).
Спор, но не ссора.
Практическая и игровая деятельность
Проба пера. Учимся составлять текст - приглашение на школьный спектакль, на день рождения, на спортивный конкурс и т. д.
Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма.
Разыгрывание речевых ситуаций на тему «Худой мир лучше доброй ссоры».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Презентация страниц альбома «Школа развития речи».
Праздник творчества и игры. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 6 |
3 | Текст | 14 |
4 | Культура общения | 13 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 7 |
3 | Текст. | 19 |
4 | Культура общения. | 7 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
ИТОГО: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...

1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...