Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа для 3, 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi_34_kl.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Школа развития речи» для 3 В класса
на 2020/2021 учебный год
Учитель Кузнецова Е.Н.
Согласовано на заседании методического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Принято на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области, протокол № 1 от 27.08.2020 | Утверждено приказом директора МБОУ СШ № 2 г. Вязьмы Смоленской области № 126/01.09 от 31.08.2020 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа развития речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой НОО МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, уставом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области, учебным планом МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области.
Возможна реализация программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организуется проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов:
∙ e-mail, дистанционные конкурсы, олимпиады;
∙ дистанционное самообучение и обучение в Интернете;
∙ видеоконференции;
∙ оп-line тестирование;
∙ Интернет-уроки;
∙ сервисы АИС «Образование», ЯКласс, Московская Электронная Школа, Российская Электронная Школа, Инфоурок, Учи.ру, «Просвещение», ozschool.vzm.su и др.;
∙ обучение с дистанционной поддержкой: skype, Zoom,WhatsApp, Viber и др.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС НОО и содержит разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Она расширяет и углубляет знания обучающихся о русском языке, повышает интерес к изучению родного языка, способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Цель программы: развитие связной речи у младших школьников.
Задачи программы:
формирование у обучающихся знаний об языке как основном средстве человеческого общения;
формирование грамотной и правильной речи обучающихся;
развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, нахождение информации на заданную тему);
развитие коммуникативных умений в процессе решения разнообразных заданий.
Ориентируясь на достижение цели и задач, программа внеурочной деятельности «Школа развития речи» основывается на следующих принципах: системно-деятельностный принцип, принцип вариативности, принцип практической направленности (связь теории с практикой), принцип непрерывности, принцип занимательности, принцип психологической комфортности, принцип творчества.
Программа рассчитана на два года обучения: 3 класс (34 часа в год) и 4 класс (34 часа в год). Всего 68 часов.
Занятия проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: пословицы и поговорки, дидактические игры, ребусы, кроссворды, сказки, загадки. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; готовят проекты, праздники, театрализованные представления, создают презентации и др.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
формирование осознания - язык - основное средство человеческого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Метапредметные результаты:
формирование умения использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
развитие способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
формирование стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
формирование начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
формирование умения применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
формирование первоначальных навыков работы на компьютере (создание текстов, презентаций, работа меню, нахождение информации на заданную тему);
формирование умения проверять написанное; способности контролировать свои действия.
Содержание программы
Содержание программы кружка представлено четырьмя разделами: введение, 1 раздел – «Речь и ее значение в жизни», 2 раздел – «Текст», 3 раздел – «Культура общения», 4 раздел – «Практическая и игровая деятельность» (по всем темам разделов).
Первый год обучения
3 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура - культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Сокровища родного языка».
- Речь и ее значение в жизни (6 часов)
Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами; общаться; организовывать работу. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость. темп.
Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ.
Речь нужна, чтобы передавать знания. Разговорная речь. Учебная (научная речь).
Практическая и игровая деятельность:
Искусство красноречия. Работаем по рисункам. «Случаи из жизни».
Работаем с пословицами.
«Почему мы так говорим?»
Практическая работа «Строим диалог».
Игротека «Мы говорим правильно».
2. Текст (14 часов)
Текст (речевое произведение, высказывание). Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных по значению) слов. Толковый словарь.
Составление сказки по опорным словам.
Текст как тематическое единство. Основная мысль текста. Основной тон высказывания. Вычленение опорных слов в учебном тексте. Структура текста. Связь между предложениями текста. Тематический словарь.
Понятие об изложении. План текста. Правила изложения. Пишем изложение.
Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении- объяснении.
Понятие об описании. Описание в учебной и разговорной речи.
Сравнение. Сравнительное описание (внешне похожих предметов).
Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа.
Практическая и игровая деятельность:
Проект «Что значит писать и говорить на тему?»
Практическая работа со словарем. Наш помощник - толковый словарь.
Проба пера. Составление сказки по опорным словам. «Учимся писать изложение».
Посещение школьного музея.
В стране Сочинителей. «Преданья старины далекой», «Невыдуманный рассказ».
Практическая работа. «Сочинение – описание, рассуждение, повествование. Учимся их создавать».
Презентация альбома. «Какие бывают тексты?»
3. Культура общения (13 часов)
Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника.
Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи.
Практическая и игровая деятельность:
Игровые ситуации «Вежливое поведение».
Работа с рубрикой: «Это интересно». «Как самому придумать язык», «Правила вежливости у разных народов».
В стране Сочинителей. «Язык - зеркало нашей души…»
Экскурсия в прошлое (заочная). «Русский народ – носитель языка».
Конкурс высказываний известных людей о русском языке. «В мире мудрых мыслей».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Праздник творчества и игры. «Родной язык! Он с детства мне знаком».
Второй год обучения
4 класс (34 часа в год)
Введение (1 час)
Культура - культурный человек-культура речевого поведения.
Практическая и игровая деятельность:
Конкурс-игра «Русские пословицы и поговорки от А до Я».
1. Речь и ее значение в жизни (7 часов)
Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей. Художественная речь, ее особенности и значение.
Устная речь и озвученная письменная речь.
Влияние речи на поступки людей. Речь газет, журналов, радио, телевидения, средств Интернета.
Афиша. Школьная реклама.
Практическая и игровая деятельность
Искусство красноречия. Учимся говорить легко и свободно,«Смысловые центры».
Игра «Выделяй голосом».
Искусство красноречия. Это интересно. «Искусство разговора с детьми».
Проба пера. «Ты репортер», «Школьная реклама».
2. Текст (19 часов)
Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.
Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Схема и план текста.
Рассуждение - доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении. Рассуждение в разных стилях речи.
Художественное описание. Сравнительное описание, состоящее из двух частей.
Биография и автобиография.
Письмо знакомому (близкому) человеку.
Личный дневник.
Рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая и игровая деятельность
Работа с текстом по ПАМЯТКЕ «Как готовиться к устному высказыванию».
Проба пера. «Объединяем и исключаем», Фронтовая биография «Кем был твой прадед?», спортивная биография, творческая биография и т.д.
В стране Сочинителей. Сочинение - рассуждение на тему: «Почему книгу называют другом?»; «Почему книгу надо беречь?» (по выбору), «Учимся писать письма».
Это интересно. «Похожие хвосты», «Ау! Вы меня слышите?» Общение на расстоянии, «Для чего к письмам приклеивают марки?»
Игротека «Что на что похоже»? «Мы делаем живые смешинки».
Проект: «История моей жизни», «Письмо с фронта».
Исследовательская работа: «Хочу я разведать, что делают дети на свете» (По Д.Родари «Далекое путешествие»).
Работаем с таблицей «Схема письма, письмо».
Поисково - исследовательская работа.
Пишу историю семьи. «Личный дневник моей мамы, бабушки».
Конкурс на лучший рассказ «Было – не было».
Искусство красноречия. Учимся составлять рассказы на основе услышанного (увиденного).
Практическая работа «Как сделать, чтобы рассказ стал веселее»?
Веселая викторина на самого лучшего рассказчика.
3. Культура общения (7 часов)
Устное и письменное приглашение. Поздравление (устное и письменное).
Обращение к разным людям.
Извинение и отказ (несогласие).
Спор, но не ссора.
Практическая и игровая деятельность
Проба пера. Учимся составлять текст - приглашение на школьный спектакль, на день рождения, на спортивный конкурс и т. д.
Учимся составлять текст поздравительной открытки или поздравительного письма.
Разыгрывание речевых ситуаций на тему «Худой мир лучше доброй ссоры».
«Шаги в науку». Занятие-отчет «Наши выступления».
Презентация страниц альбома «Школа развития речи».
Праздник творчества и игры. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
Первый год обучения. 3 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 6 |
3 | Текст | 14 |
4 | Культура общения | 13 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
Второй год обучения. 4 класс (34 часа в год) | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 7 |
3 | Текст. | 19 |
4 | Культура общения. | 7 |
5 | Практическая и игровая деятельность (по всем темам разделов) | |
34 | ||
ИТОГО: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Рабочая программа по предмету "Школа развития речи" 2класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...
1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...