Исследовательский проект «Серьёзные ценности в несерьёзных рассказах Виктора Драгунского»
проект по чтению (4 класс)
В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования. Путем изучения библиографических и литературных источников (творчества В. Драгунского, воспоминаний его родных) доказана первоначальная гипотеза о том, что от роли отца зависит будущее ребенка: каким человеком он вырастет, какой жизненный путь изберет, какими ценностями он будет дорожить, станет ли он счастливым.
Продуктом моего проекта является буктрейлер по литературным источникам, цель которого – повысить читательский интерес, привлечь к теме исследования моих сверстников для того, чтобы оценить роль отца, воспитателя правильных ценностей. И показать, что воспитывать серьезные ценности можно на, на первый взгляд, «несерьезных» рассказах В. Драгунского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gudkova_osnovnaya_statya.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Серьёзные ценности в несерьёзных рассказах Виктора Драгунского»
Гудкова Василиса Олеговна,
Российская Федерация. ХМАО-Югра, Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 4 «к» класс
Основная статья
Введение
«Без хороших отцов нет
хорошо воспитанных детей,
несмотря на все школы,
институты и пансионы».
Н.Карамзин
Любой современный ребёнок, любивший читать, я уверена, с увлечением читал «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. У меня эта книга была и является самой любимой, можно сказать настольной. Я люблю перечитывать понравившиеся произведения. Эти рассказы я перечитала уже много раз. И каждый раз мне кажется, я узнаю что-то новое. В этих рассказах кроме Дениски, мне очень нравятся его родители, особенно папа. Он очень внимательный к своему сыну, как и мой папа. В моей семье папа тоже самый-самый главный!
Бесспорно, роль отца в жизни семьи и детей очень велика. Отец – это глава семейства, это тот, кто в большей мере обеспечивает и оберегает семью. Папы бывают разные: суровые и строгие, мягкие и добродушные, и хорошие... А еще папа немного волшебник, который может сделать все для своего ребенка. Действительно Денискин папа показался мне волшебником, который может помочь своему ребенку в любой трудной ситуации. Возникает вопрос, какое оно - мужское воспитание? Какова роль отца-защитника, отца-друга? Какой он, хороший папа? Как в «Денискиных Рассказах» показано настоящее мужское воспитание? Какое оно в жизни? И можно ли через «несерьезные» рассказы рассказать нам, детям, о серьезных ценностях, о правильном воспитании.
Цель данной работы: выяснить, как формируется образ отца, воспитателя правильных моральных ценностей, в «несерьезных» рассказах Виктора Драгунского.
Задачи:
- Изучить литературные и документальные источники о жизни и творчестве Виктора Драгунского;
- Проанализировать документальные источники об отношениях отца и сына, Виктора и Дениса Драгунских;
- Проанализировать рассказы Виктора Драгунского «Денискины рассказы» составить идеальный образ отца – воспитателя правильных моральных ценностей;
- Провести анкетирование среди учеников 4-ых классов для выявления образа отца в восприятии моих сверстников;
- Создать буктрейлер к «Денискиным рассказам»
Объект исследования: рассказы Виктора Драгунского
Предмет исследования: образ отца – воспитателя правильных ценностей в рассказах Драгунского
Гипотеза: от роли отца зависит будущее ребенка: каким человеком он вырастет, какой жизненный путь изберет, какими ценностями он будет дорожить, станет ли он счастливым, что наглядно показано как в творчестве Виктора Драгунского, так и подтверждено реальным примером его жизни.
Методы исследования: Теоретические: изучение научно-популярных статей, литературных источников, библиографических данных, воспоминаний и пр. Логические: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, выводы.
Глава 1
Правильные моральные ценности в семье Виктора Драгунского.
1.1. Жизнь и творчество Виктора Драгунского.
Из литературных источников я узнала, Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жили его родители. Вскоре после рождения сына родители вернулись из-за границы. По приезде на родину жили в Белоруссии, в небольшом городе Гомеле. Отца будущий писатель почти не помнил, он умер от сыпного тифа. В жизни Виктора был и отчим, Ипполит Войцехович. Он погиб в Гражданскую войну. Но память о нём Драгунский сохранил на долгие годы.
Драгунский рано начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. С 16 лет он перепробовал множество профессий. Был и рабочим, и шорником, даже лодочником. Но главной в его жизни оказалась мечта о театре. Мечта сбылась, когда ему удалось поступить в Литературно-театральные мастерские. Потом он работал в театре, работал он и в цирке, пробовал себя в кинематографе, даже пробовал себя в роли Рыжего клоуна на манеже Московского цирка.
«Говорят, во время его номеров дети просто сползали со стульев от смеха. Эту же клоунаду он перенес на язык литературы в "Денискиных рассказах" — вспомнить хотя бы историю с кашей: как он сначала ее солит, добавляет сахар, пытается сделать хоть немного приемлемой — и только потом выбрасывает… Это же чистый цирковой номер, поэтому это так смешно!» - вспоминает о своем отце Денис.
Во время Великой Отечественной войны из-за невозможности находиться на передовой по состоянию здоровья (был комиссован по болезни, астма) Драгунский состоял в ополчении, работал в армейских газетах. А что такое было московское ополчение? Инженеры, какие-то студенты, бухгалтеры, старики — в общем, совсем не профессиональные вояки. Их послали рыть окопы под Можайском. Естественно, все кончилось трагично. Их окружили немцы, половину перебили, а немногие уцелевшие выбирались лесами и болотами к своим. Отцу удалось выйти к Москве живым. Эту историю он потом описал в повести "Он упал на траву".
В 1959 году в театральном творчестве Виктора Юзефовича наступил кризис. Писатель взял отпуск и закрылся на даче. Результатом отшельничества стали 13 рассказов о непоседливом мальчике Денисе Кораблёве, которые потом объединились в сборниках "Денискиных рассказов".
Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю… И чего не люблю», под которым не раздумывая подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица». Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска.
Дети Драгунского Леонид, Ксения и Денис пошли по литературным стопам отца - занялись журналистикой и драматургией.
Таким образом, творческий путь писателя, до написания известных всем детям рассказов, был нелёгким. Где только себя он не пробовал, даже был клоуном. Но для того чтобы написать такие смешные и грустные рассказы нужен был этот жизненный опыт и в качестве актера, и в качестве клоуна. Для самого Виктора Драгунского, хотя и родной отец умер очень рано, образ отца сохранился на долгие годы в лице отчима для того, чтобы самому стать прекрасным отцом не менее прекрасного сына.
1.2. Двое Денисок и двое пап.
Все рассказы о Дениске — история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, серия выборов — преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства.
Из литературных источников я узнала, что прототипом главного героя и рассказчика этих веселых историй явился сын писателя. Сейчас он уже взрослый, имеет собственную семью и даже собственные рассказы; а вот когда ему было столько же лет, сколько его литературному тезке, его и самого звали Дениской…Оказывается подлинный Дениска был близок литературному. А отношения с папой у него были дружескими, такими как в книге.
Я думала, что все истории о Дениске - чистая правда, и что такой мальчик действительно живет сейчас в Москве. Узнала,что обозначает слово "прототип". Конечно, Виктор Драгунский в основном сочинял свои рассказы, а не описывал реальные события, но отдельные эпизоды происходили в действительности, и главное - герой рассказов, Дениска, был создан по реальному прототипу, сыну писателя.
Часто для воплощения творческого замысла автор берет за основу образа персонажа какую-то яркую личность из реальной действительности (неважно, жившую когда-то или живущую ныне). То есть автор создает персонаж на основе прототипа. А Виктору Драгунскому далеко искать не пришлось, сын Дениска подрастал.
Оказывается имя Денис в то время было очень редкое. Это имя популярным сделали именно «Денискины рассказы»! Дениса очень часто спрашивают, выливал ли он манную кашу из окна на шляпу прохожему. А Денис отвечает: « Заявляю – нет, не выливал!». Оказывается семья Драгунского жила в полуподвале, оттуда физически не возможно вылить кашу из окна. Потом переехали в квартиру на 11 этаже. Каша оттуда не долетела бы до земли!
Уже ранние годы у Дениса выявились способности к языкам. Будучи школьником, он уже хорошо читал по-английски, по-немецки и по-латыни (!). Языковая практика была тогда не совсем развита, говорить на иностранном языке было, в общем-то, не с кем, кроме учительницы. Но читать и понимать учили.
Денис не был при этом тихим "ботаном", он ловко управлялся и с техникой, мог починить замок, умел колоть дрова и т.д. После окончания школы он поступил на филологический факультет МГУ. Там он совершенствовал свое знание языков и освоил также греческий, притом на таком уровне, что потом преподавал его в дипломатической школе.
Разносторонность Дениса проявилась во всей красе. Он сам стал писать рассказы и сценарии (удачно, имеет престижные литературные награды), занимался политикой и писал аналитические статьи, работал редактором общественно-политических изданий, стал кандидатом философских наук.
Сейчас Денис Викторович продолжает писать, освоил и новый формат - блогерство. Активно (как гражданин и аналитик-политолог) высказывается о событиях в мире и России.
У Дениса остались только хорошие впечатления о родителях. Он говорит, что отношения между родителями были очень нежные. Папа сильно любил маму, и это лично в жизни очень помогло Денису. «Она всегда была очень красивая, и папа ее очень любил и уважал, и там была любовь большая» - говорит он нежно о своих родителях. Денис видел, как мама ждет отца, когда он возвращается домой.
В семье Драгунских есть журналисты, писатели… Но дело не в генетике, считает сын Денис, а именно во влиянии отца. «Любовь к чтению он прививал мне. Он со мной часто читал, покупал книги, объяснял стихи Пушкина, потому что их на самом деле сложно понимать. Учил любить французского писателя Стендаля – не только романы, но и дневники, путевые очерки и все другое.» - говорит Денис.
Изучив документальные источники о семье Драгунских, я пришла к выводу, что в семье Драгунских царила любовь, отношения между родителями были очень нежные. Папа сильно любил маму, родители любили своих детей, и это лично в жизни очень помогло Денису. Любовь и забота о своем отце прослеживается статьях Дениса Драгунского, С теплотой и нежностью вспоминает он своих родителей.. Из рассказов самого Дениса видно, что очень большое влияние оказал на воспитание сына Виктор Драгунский. Именно отец привил любовь к чтению, к языкам, даже к выбору профессий. Безусловно, успешным и известным Денис стал благодаря своему отцу.
Глава 2
Правильные моральные ценности в образе отца в «Денискиных рассказах» и в жизни.
2.1. Образ отца – воспитателя правильных моральных ценностей в рассказе В.Драгунского «Денискины рассказы»
Кораблев Денис – главный герой детских рассказов известного советского писателя В. Драгунского.
Прочитав рассказы о Дениске я убедилась в том, что прежде всего у него был замечательный папа. Папа и Дениска хорошо понимают друг друга, иногда даже кажется, что папа и не взрослый вовсе, а еще один ребенок, только выше ростом. Вот, дожив до своих лет, он даже не знает, как варить курицу. Тогда и Дениске многое прощается. Он часто попадает в смешные положения из-за своего незнания, неопытности, неправильной оценки ситуации или своих возможностей (в рассказе "Слава Ивана Козловского", например, он возомнил себя певцом).
А ещё у папы Дениса Кораблёва всё в порядке было с чувством юмора. Денискиным проказам относился с пониманием и с юмором, что очень важно для маленького Дениски. В рассказе «Подзорная труба» папа Дениски как невозмутимо комментирует действие особой «подзорной» трубы, которую Денискина мама придумала для наблюдения за сыном. Достаточно вспомнить, какую смешную задачу придумал он, чтобы сын не заносился перед товарищем («Надо иметь чувство юмора»).
Дениске так хорошо с отцом, что он скачет от восторга. «Однажды мы с папой пошли в зоопарк, — вспоминает он, — и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
— Ты что скачешь?
А я сказал:
— Я скачу, что ты мой папа!
Он понял».
Именно папа утешает мальчика, когда тому наносит жестокую обиду мещанка Марья Петровна, которую папа в другом рассказе назовет «разговаривающей ветчиной» — такая она толстая, самоуверенная и беспардонная. Сперва эта дама обещала взять Дениску на дачу — и не взяла, хотя Дениска, не в силах поверить в обман, весь день ждал ее, отказываясь ради этого от самых заманчивых дел. В другой раз она обещала ему подарить буденовскую саблю — и обманула снова.
Мама тоже утешала его, но только словами; а папа — совсем по-иному. И папино утешение оказывается нужнее.
«— Да забудь ты, — сказала мама, — не стоит так переживать!
А папа посмотрел на нее и покачал головой и замолчал. И мы лежали вдвоем на диване и молчали, и мне было тепло рядом с ним…».
Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» — папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу.
С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского «Человек с голубым лицом». Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария — чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова:
Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа...
Рискуя собственным сыном…
Образ папы прекрасен и своей неисчерпаемостью: чуть ли не в каждом рассказе открываем мы в этом человеке все новые и новые достоинства.
В этот момент мальчик еще не понимает того, что совершил папа. Он осознает это позже, когда услышит разговор дорожных рабочих, оказавшихся свидетелями происшествия. Один из них огрел когда-то Дениску железным прутом: тот без спросу заводил его машину. Но добрый Дениска вмиг ему все простил, услыхав, как отзывается тот о его папе: «— Ты посмотри, Фирка, какой папаня у этого огольца! Ведь это не каждый рискнет… Не схотел, значит, чужую девочку жизни решить. Машину разбил! Хотя машина что, она железная, туды ей и дорога, починится. А вот ребенка давить не схотел, вот что дорого… Не схотел, нет. Сыном родным рискнул. Выходит, душа у человека геройская, огневая…»
Когда ребенок слышит такой отзыв о дорогом ему человеке из чужих уст — это намного увеличивает силу впечатления.
Почему так важны и нужны в детском круге чтения произведения Драгунского? Об этом хорошо сказал его близкий друг поэт Яков Аким: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский».
Прочитав «Денискины рассказы» я составила образ отца Дениса Кораблёва. Образ отца складывается из разных жизненных ситуации. Виктору Драгунскому хотелось подчеркнуть, что его герой прежде всего талантливый отец. Талантливый воспитатель:
- Хорошо понимают друг друга: «Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шел очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шел так быстро? Почему он не разговаривал со мной? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьезное и грустное лицо».
- Будучи взрослым сохранил в себе лучшие черты детства: «— Солили? — спросила она. — Потом, — сказал папа, — когда сварится. Но мама понюхала кастрюльку. — Потрошили? — сказала она. — Потом, — сказал папа, — когда сварится».
- Всё в порядке с чувством юмора: «Папа сказал: — Отлично! Эффект Шницель-Птуцера!— Реакция Бабкина-Няньского, — сказал папа»; «Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся: — Надо иметь чувство юмора, — сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. — А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся! И я засмеялся. И он тоже. И мы пошли в комнату».
- Умеет утешать (многозначительно молчит): «А папа посмотрел на нее и покачал головой и замолчал. И мы лежали вдвоем на диване и молчали, и мне было тепло рядом с ним…».
- Близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель, на собственном примере: «И мне от этого просто жутко сделалось, и я прямо вцепился в свою тарелку и быстро, ложка за ложкой, выхлебал ее всю, и наклонил потом к себе, и выпил остатки, и хлебом обтер донышко, и ложку облизал». «— Иди за мной, — сказал он, — я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть всю посуду!»
- Душа геройская: «Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария — чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова: Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа...»
- Держит слово, не даёт пустых обещаний (единственный раз нарушил обещание в рассказе «Девочка на шаре»: «— В следующее воскресенье. Даю клятву Верности и Чести»).
- Любовь к маме: «А папа еще немного пометался по комнате и потом ни с того ни с сего подошел к маме. Он сказал: — Как я люблю твой смех. И наклонился и поцеловал маму. И я тогда спокойно вылез из-за шкафа».
2.2. Образ отца – воспитателя правильных моральных ценностей
Мы в классе писали сочинение о самом главном человеке в семье. Я, конечно, писала о своём папе. Мне очень в жизни повезло с папой. С папой десантником, с папой военным, с папой четырех дочек и дедушкой двоих внучек, с командиром роты капитаном Гудковым в запасе. Кто-то, читая «Денискины рассказы», с сожалением думает, вот бы мне такого понимающего папу, а я, когда читала их, всегда вспоминала насколько мудро, по родному и с теплотой мой папа относился к моим шалостям, курьезам и ошибкам. С самого раннего детства я помню себя «папиной дочкой», помимо того, что я похожа на него как две капли воды, он настолько честен, смел, силен, справедлив и успешен, что мне всегда хотелось быть похожей на него и характером и поступками. Помню, как будучи совсем маленькой, я горько сожалела, что не мальчишка, и что не смогу как папа стать десантником и военным. Так я думала до того судьбоносного дня. У нас с папой была традиция смотреть программу «Служу России» по воскресным дням. И в один из дней, передача была посвящена восьмому марта. В этом выпуске рассказывали о женском десантном подразделении. Показывали тренировки девушек десантниц, казарменные будни, стрельбище. А в конце передачи, девушки вышли в вечерних платьях и ведущие преподнесли им цветы. Что тогда произошло в моей душе, я не могу описать словами до сих пор. Не знаю, была ли я еще когда ни будь так счастлива в жизни. Я смогла произнести только одну фразу: «А что, можно и девочкам!?»…
Так определилась моя судьба и думаю, все мое будущее. Как вы видите, я в кадетской форме и это только начало моей военной карьеры. Я очень хочу быть похожей на своего папу. Потому что, когда бы мне не понадобилась помощь, совет, поддержка, компаньон для игры или просто человек, с которым можно смотреть на большую медведицу, папа рядом. И за всю мою жизнь, он не разу меня не подвел. И я точно для себя решила, что и я никогда его не подведу.
C целью изучения роли отца в жизни ребёнка нами была составлена анкета «Какой твой папа?». В анкетировании принимали участие ученики 4-х классов в количестве 80 человек. Анализ анкетирования показал, что почти 60% отцов проводят мало свободного времени со своими детьми, лишь c 15% пап читают детям книги и только 35% будят детей по утрам, желая им доброго утра. Наверное, эти родители считают, что дети 10-11 лет уже не нуждаются в их обществе. Как жаль, что они не понимают, как важно нам это общение. Насколько приятно обнявшись c папой перед сном, почитать книгу или услышать его голос ранним утром. После этого весь мой организм наполняется силой, как будто папа передаёт мне все свои лучшие качества.
На основании анкетирования мы пришли к выводу, что дети имеют дефицит внимания со стороны отцов, многие дети вообще не знают, чем можно c папой заняться. Так, отвечая на вопрос: «Чем ты любишь заниматься c папой в свободное время?», дети в основном пишут – «ничем, лежать c ним, смотреть телевизор». A на вопрос: «О чем любишь беседовать c папой?» отвечают: «об отметках в школе, компьютерных играх». Это показывает, как мало общего между отцами и детьми. Но есть и положительные ответы: больше 60% детей проводят вместе c отцами отпуск, делают домашнее задание и выходят на прогулку. И большинство детей отмечают, что им очень хочется больше проводить времени с папой.
Таким образом я пришла к выводу, что нам, детям очень нужно мужское воспитание! Нам ещё очень важно, чтобы отец с нами играл, читал, гулял, занимался какими-то еще интересными делами. Причем, очень важно иметь возможность общения с отцом наедине, иметь дела на двоих. Пусть это будет рыбалка, поход или какая-то игра, чтобы любой из нас мог сказать: «А вот я со своим папой всегда…». И примером для многих пап должен стать литературный папа из рассказов Виктора Драгунского. Его собирательный портрет – как образец для тех, кто хочет воспитать своих детей настоящими людьми, с истинными моральными ценностями.
Продуктом моего проекта является буктрейлер по литературным источникам, цель которого – повысить читательский интерес, привлечь к теме исследования моих сверстников для того, чтобы оценить роль отца, воспитателя правильных ценностей. И показать, что воспитывать серьезные ценности можно на, на первый взгляд, «несерьезных» рассказах В. Драгунского.
Заключение
Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
В.Сухомлинский утверждал: «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя». Трудно не согласиться с этим мнением, ведь главным залогом успешной и полноценной жизни зачастую становится непрерывающаяся духовная связь поколений.
Другой великий писатель Н. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошо воспитанных детей, несмотря на все школы, институты и пансионы».
Таким образом, изучив историю жизни самого писателя Виктора Драгунского и его сына Дениса, прочитав «Денискины рассказы» я пришла к выводу, что действительно от роли отца зависит будущее ребенка: каким человеком он вырастет, какой жизненный путь изберет, какими ценностями он будет дорожить, станет ли он счастливым. Все это зависит от характера, моральных идеалов самого отца и его активного участия в воспитании ребенка.
Моя гипотеза подтвердилась. Из документальных источников я узнала, что очень большое влияние оказал на воспитание сына Виктор Драгунский. Именно отец привил любовь к чтению, к языкам, даже к выбору профессий. Безусловно, успешным и известным Денис стал благодаря своему отцу. А в «Денискиных рассказах» настолько счастлив Дениска именно когда рядом с папой, даже когда они молча лежат рядом. Никаких слов не надо, когда есть такой папа!
"Денискины рассказы" так популярны до сих пор по простой причине — это книга не про сюжет, а про человеческие чувства. Как и все хорошие книжки. Ведь что сейчас, что полвека назад — главное, чтобы родители любили друг друга и любили ребенка. Все хорошее в жизни — от любви.
Нам ещё очень важно, чтобы отец с нами играл, читал, гулял, занимался какими-то еще интересными делами. Причем, очень важно иметь возможность общения с отцом наедине, иметь дела на двоих. Пусть это будет рыбалка, поход или какая-то игра, чтобы любой из нас мог сказать: «А вот я со своим папой всегда…».
Список использованных источников
- В.Драгунский. Денискины рассказы. 2019.
- С. Сивоконь. Дениска Кораблев и его литературный папа. «Семья и школа», 1969, № 2
- Виктор Юзефович Драгунский. К шестидесятилетию со дня рождения. (В сб.: «Книги — детям». М., «Детская литература», 1972.)
Электронные ресурсы:
- http://www.biblioguide.ru
- http://www.rgdb.ru
- http://bookoliki.gmsib.ru
приложение 1
АНКЕТА
«Какой твой папа?»
N п/п | Вопрос | Да | Нет |
1. | Играет ли с тобой папа по вечерам, в свободное время? | ||
2. | Помогает ли тебе папа учить уроки? | ||
3. | Берет ли тебя папа с собой на прогулку? | ||
4. | Посещает ли с тобой папа развлекательные центры, кинотеатры, выставки, городские праздники? | ||
8. | Чем ты любишь заниматься с папой в свободное время? | ||
9. | О чем ты любишь беседовать с папой? | ||
10. | Чему тебя научил папа? | ||
11. | Какой твой папа добрый или строгий? | ||
13. | Каким должен быть отец? | ||
14. | Похож ли твой папа на папу Дениса Кораблёва? Если да то чем? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»)
урок 1 класс система Занкова Учитель: Кармаза Ирина Викторовна Тема урока: «Поэтическая чуткость»(по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства») Цели: – раскрыть характер главного героя Де...
Урок внеклассного чтения. Виктор Драгунский. Рассказы для детей.
Презентация к уроку литературного чтения....
Викторина по рассказам Виктора Драгунского
Викторина по рассказам Виктора Драгунского предназначена для учащихся 3-4 классов. Она способствует формированию читательского интереса младших школьников, развивает память, мышление. В основе виктори...
Презентация "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
Презентация-викторина по произведениям замечательного детского писателя содержит также краткую информацию о жизни и творчестве Виктора Драгунского. Может быть использована как на уроке литературного ч...
Методическая разработка урока литературного чтения "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".
Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе....
Конспект внеурочного занятия. Литературная игра «По страницам любимых рассказов Виктора Драгунского».
Материал представляет собой конспект внеурочного занятия в виде литературной игры "По страницм любимых рассказов виктора Драгунского".Цель: обобщить знания по прочитанным рассказам В. Драгун...