Тема урока: Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Независимый Горбушка»
план-конспект урока по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Независимый Горбушка».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для знакомства с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Независимый Горбушка», формирование умений работать с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные)- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные)- умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
. |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | - Приветствие | Личностные: приучение к порядку |
Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, посмотрите на иллюстрации книг. Что вы видите на этих иллюстрациях? К каким рассказами этого автора вы уже знакомы? | - это иллюстрации к рассказам В.Ю. Драгунского - Девочка на шаре, живой уголок, он живой и светится | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Актуализация знаний | На прошлых уроках вы говорили про рассказы. - Кто мне скажет, что такое рассказ? - А чему нас может научить рассказ? - А какие рассказы вы помните? Кто их автор? | - Рассказом называется повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий - Рассказы учат делать добрые поступки - Н. Носов «Огурцы»; В. Бианки «Кукушонок» | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Постановка проблемы | - Посмотрите на две иллюстрации на доске, они помогут вам понять, о чем пойдет речь на уроке. - Откройте свои учебники на странице 155 - Посмотрите и предположите, что это за жанр произведения - А как вы догадались, что это рассказ? - Какая тема урока? Что мы должны будем знать и уметь? | - Это рассказ - Оно повествовательно - Должны уметь читать, рассуждать, анализировать прочитанное. | Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
Беседа до чтения | - Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского - Кто знает произведения этого автора? - Ребята, я хочу вас познакомить с писателем, который мне очень нравится. Его зовут Виктор Юзефович Драгунский. Он написал рассказы не только для детей, но и для взрослых. Послушайте, какие веселые и загадочные названия умеет придумывать свои рассказам Виктор Драгунский: «Зеленчатые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Он живой и светится». -Правда, интересно, и сразу хочется прочитать? Когда читаешь его рассказы, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссёром, лодочником, работал в цирке. Постоянный герой его рассказов – Дениска – наивный, доверчивый городской мальчишка, очень любопытный, как и все дети в его возрасте. Писатель влюблен в своих героев, он напоминает их мысли, чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, н это шутка добрая, с любовью к ним. Рассказ «Независимый Горбушка» - Ребята откройте учебник на странице 155 - Посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Как вы думаете, что такое Горбушка? Как вы понимаете это слово? - Давайте сейчас прослушаем рассказ. (Показ видеофрагмента) | - «Он живой и светится» и т.п . | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Беседа во время чтения | Рассказ «Независимый Горбушка» (чтение по цепочке) - Ребята, сейчас мы с вами будем читать по цепочке. Будьте внимательны, после чтения вам надо будет ответить на вопросы. - Вот мы прослушали с вами рассказ. О чем оно? - Понравилось оно вам? Чем? - Обратили вы внимание на необычное название рассказа? А в чем его необычность? - «Независимый» - это какой? Подберите синонимы к слову «независимый» - А действительно, ли главный герой Петька Горбушкин был таким? - А был ли он таким независимым, если бы ни его друзья? Если бы не поддержка одноклассников? - Как относятся к Петьке одноклассники? - Найдите подтверждение эти словам. - Что попросил у писателя Петька Горбушкин? - Что такое автограф? - Обратите внимание на доску, прочитайте определение к слову «автограф» | - Независимый Горбушка - Самостоятельный, свободный | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
Беседа после чтения | После чтения части 1: – Вам понравился такой вариант встречи? - А вы бы как встретили любимого писателя? После чтения части 2: – А для чего берут автографы у известных, знаменитых людей? Первичное чтение частей 3, 4 (комбинированное чтение). – Что особенно привело в восторг ребят, когда выступал писатель? – Почему писатель захотел закончить своё выступление? – Что особенно тронуло писателя? Найдите подтверждение в тексте. - Как ребята об этом догадались? – А отчего волновался Горбушкин? Найдите подтверждение в тексте. – Почему писатель рассердился на мальчика? – Кто объяснил всё Ивану Владиславовичу? Почему Дениска решил это сделать? – Прочитайте строчки, которые объясняют заглавие рассказа. – С каким чувством ушёл писатель? – Как вы думаете, что он узнал о своих читателях? (…) – Какой след оставила эта встреча в душе Дениски, других ребят? А в вашей? - Ребята, сейчас мы просмотрим фрагмент мультфильма В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы». - Что общего в мультфильме и рассказе «Независимый Горбушка»? - Вот мы сегодня прочитали рассказ. - Как вы думаете, почему этот рассказ включён в раздел «Наполним музыкой сердца…», ведь в нём ничего не говорится о музыке? - Вам понравилось произведение? Что вы сегодня расскажите дома родителям? | - Он интересно, великолепно читал, был очень обаятельный, ребята впервые слушали настоящего «живого» писателя - Это весёлый, озорной, добрый народ. Они любят и ценят хорошие книжки, чуткие люди - Авторы более широко понимают смысл этого названия: не только музыка, но и вообще искусство обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на их души и ум, на их чувства и мысли. Этой же силой влияния обладает и искусство слова – литература | Коммуникативные Формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно находить ключевые слова; самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
Рефлексия + подведение итогов | - Что нового вы сегодня узнали? -Подтвердились ли ваши предположения по теме урока? -Было трудно… -Было интересно… -Мне захотелось… -Спасибо за урок, до свидания. | - (…) - (…) | Коммуникативные Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Тип урока: урок получения новых знаний. Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный о...
Урок литературного чтения Тема: Виктор Юзефович Драгунский «Друг детства»
Цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект. Задачи:1.Способствовать развитию умения анализировать тек...
Разработка урока литературного чтения В. Драгунский «Независимый Горбушка»
Краткая пояснительная запискаАвтор разработкиКомогорова Любовь ФедоровнаТема урокаВ. Драгунский. Независимый ГорбушкаОсновной учебникБунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Литературное чтение. Учебни...
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Виктор Драгунский "Тайное вскгда становится явным"...
Урок-викторина по произведениям Виктора Юзефовича Драгунского в 4 классе
Познакомить детей с творчеством В. Ю. Драгунского, развивать у учащихся память и зоркость к чтению, интерес к детской литературе...
Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы»
Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы»...
Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»
Конспект и презентация урока по литературе Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»...