Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»
статья
В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве альтернативы пальчиковой гимнастике. Даны краткие рекомендации и указаны противопоказания к проведению. В конце приведен список использованной литературы, который можно использовать для составления собственных комплексов самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samomassazh_kistey_ruk_zhuravleva_m._a.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»
Автор-составитель:
Журавлева Марина Александровна,
Воспитатель ГПД школы № 34
Невского района Санкт-Петербурга
Санкт – Петербург
2020 г.
Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ряд особенностей развития, особенно отчетливо видимых в сфере познавательных процессов: конкретность мышления, бедность восприятия, нестойкость внимания, кратковременность памяти. Также у данной группы детей наблюдается своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития многие специалисты и учёные (Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. Поскольку пальцы рук обладают большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему, в том числе и в речевые зоны коры головного мозга, то при работе по их развитию данные зоны стимулируются, то есть речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, и развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Таким образом, проведение самомассажа кистей рук регулярно и опосредованно стимулирует работу речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речевых недостатков и совершенствует психические процессы, тесно связанные с речью (память, внимание). Самомассаж кистей рук направлен на коррекцию мышечного тонуса и тонких дифференцированных движений пальцев рук, снижение степени нарушения различных параметров двигательной сферы, а также развитие речи и умственных способностей через движение.
В данной статье предложен самый простой вид самомассажа, приемы и элементы которого педагог может использовать в своей повседневной работе – самомассаж кистей рук. Все предложенные упражнения собирались из различных источников и адаптировались для учащихся начальной школы.
Рекомендации по проведению самомассажа кистей рук:
1. Перед самомассажем необходимо вымыть руки и снять имеющиеся украшения.
2. Самомассаж лучше проводить в хорошо проветренном помещении.
3. Необходимо обратить внимание на отсутствие дискомфорта при выполнении самомассажа.
4. При выполнении самомассажа учащийся сидит на стуле, ноги касаются подошвами пола, спина касается спинки стула, руки в перерывах между выполнением отдельных упражнений спокойно расслабленно лежат на столе.
5. По окончании занятия все вспомогательные средства, используемые для самомассажа, обрабатываются тёплой водой с мылом.
Противопоказания к проведению массажа: гнойничковые и грибковые заболевания, вирусные и бактериальные заболевания, гематомы на массажируемом месте, болезни крови, заболевания сосудов крови, онкологические заболевания, инфекционные раны, фурункулёз, гиперчувствительность, аллергические реакции, чрезмерная физическая усталость.
П.1. Методика проведения массажа или самомассажа рук с помощью ребристого карандаша:
1.Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами сначала правой, а затем левой руки как при рисовании, с упором острым концом в стол.
2.Имитация обрисовки тупым концом карандаша лежащей на столе ладони сначала правой, а затем левой руки с надавливанием карандашом по контуру последней.
3.Передача карандаша поочерёдно каждому пальцу из правой в левую руку и наоборот симметричными движениями, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами.
4.Прокатывание карандаша по поверхности стола ладонью сначала правой, а затем левой руки движением вперёд и назад.
5.Прокатывание карандаша между ладоней при прижатых друг к другу пальцах соответствующих рук движением вперёд и назад(на правой и левой отдельно).
6.Прокатывание карандаша по столу вперёд и назад движениями пальцев сначала правой, а затем левой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем.
7.Прокатывание карандаша по тыльной стороне ладони сначала правой, а затем левой руки вперёд и назад, а затем влево и вправо.
8.Прокатывание карандаша по поверхности стола ребром ладони сначала правой, а затем левой руки ладонью другой руки движениями вперёд и назад.
9.Прокатывание карандаша между рёбер ладоней обеих рук движением вперёд и назад.
П.2. Методика проведения массажа или самомассажа рук с помощью средней величины пластмассового шарика (возможно использование колючего шарика Су-джок):
1.Катать шарик ладонью, а затем пальцами правой, а затем левой руки по поверхности стола сначала движением вперёд и назад, а затем вправо и влево.
2.Катать шарик между ладоней круговыми движениями сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
3.С усилием надавливать на шарик, поочерёдно держа его двумя соответствующими пальцами сначала правой, а затем левой руки (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец).
4. Вращать шарик поочерёдно держа его двумя соответствующими пальцами сначала правой, а затем левой руки сначала по часовой стрелке, а затем против (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец).
5.Катать шарик по тыльной стороне ладони сначала правой, а затем левой руки круговыми движениями сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
6.Перекидывать шарик из руки в руку, сжимая его в кулаке после каждого броска.
7. Вращать шарик по поверхности стола сначала по часовой, а затем против часовой стрелки поочерёдно подушечкой каждого пальца сначала правой руки, а затем левой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем.
8.Удерживать шарик поочерёдно между парами соответствующих пальцев сначала правой, а затем левой руки (мизинец и безымянный, безымянный и средний, средний указательный, указательный и большой).
9. Катать шарик ребром ладони сначала правой, а затем левой руки по
поверхности стола движением вперёд и назад.
Примечание к П.1 и П.2:
Движения производятся правой рукой при самомассаже левой руки и левой при самомассаже правой руки в среднем темпе 2 раза в течение занятия по 3 минуты. Особенно благоприятно выполнение самомассажа кистей рук вместо физкультминуток или перед выполнением практической деятельности.
Специально подобранный, дозированный и адаптированный для учащихся с задержкой психического развития самомассаж кистей рук не только позволит педагогу более продуктивно работать над коррекцией произносительной стороны речи, но и способствует улучшению кровообращения, лежащего в основе предпосылок по восстановлению нарушенных функций коры, повышению силы и объёма сократительной функции и работоспособности мышц артикуляторного аппарата.
Используемая литература:
1. Белая Н.А. «Массаж лечебный и оздоровительный» Москва 1998 г.
2.Бирюков А.А. «Самомассаж для всех и каждого» Москва 1987 г.
3.Блыскина И.В. «Логопедический массаж» СПб 2006 г.
4.Блыскина И. В., Ковшиков В.А. «Массаж в коррекции артикуляторных расстройств» СПб 1995 г.
5.Блыскина И.В. «Массаж в коррекции речевых расстройств» СПб 1993 г.
6.Вербов А.Ф. «Лечебный массаж» Москва 1997 г.
7.Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. «Самомассаж»/ Дефектология № 3, 1999 г.
8.Жукова С.Н. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками»/Логопед № 2, 2005 г.
9.Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляторная гимнастика» СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья напечата во время учёбы в магистратуре....
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....
Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития
Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....