Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»
статья

В статье приводится два комплекса самомассажа кистей рук, адаптированных для учащихся начальной школы с задержкой психического развития, для применения их элементов на различных занятиях в качестве альтернативы пальчиковой гимнастике. Даны краткие рекомендации и указаны противопоказания к проведению. В конце приведен список использованной литературы, который можно использовать для составления собственных комплексов самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_samomassazh_kistey_ruk_zhuravleva_m._a.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Самомассаж кистей рук как средство стимуляции развития речевых зон коры головного мозга у младших школьников с задержкой психического развития»

Автор-составитель:

Журавлева Марина Александровна,

Воспитатель ГПД школы № 34

Невского района Санкт-Петербурга

                                             

                                           

                                     

Санкт – Петербург

2020 г.

       Младшие школьники с задержкой психического развития имеют ряд особенностей развития, особенно отчетливо видимых в сфере познавательных процессов: конкретность мышления, бедность  восприятия, нестойкость внимания, кратковременность  памяти.  Также у данной группы детей наблюдается  своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития многие специалисты и учёные (Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. Поскольку пальцы рук обладают большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему, в том числе и в речевые зоны коры головного мозга, то при   работе по их развитию данные зоны стимулируются, то есть речевые реакции находятся в прямой зависимости от  тренированности  пальцев, и развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Таким образом, проведение  самомассажа кистей рук регулярно и опосредованно стимулирует работу речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речевых недостатков и совершенствует психические процессы, тесно связанные с речью (память, внимание).  Самомассаж кистей рук направлен на коррекцию мышечного тонуса и тонких дифференцированных движений пальцев рук, снижение степени нарушения различных параметров двигательной сферы, а также развитие речи и умственных способностей через движение.

В данной статье предложен  самый простой вид  самомассажа, приемы и элементы которого педагог может использовать в своей повседневной работе  –  самомассаж кистей рук. Все предложенные упражнения собирались из различных источников и адаптировались для учащихся начальной школы.

Рекомендации по проведению  самомассажа кистей рук:

1. Перед самомассажем необходимо вымыть руки и снять имеющиеся украшения.

2. Самомассаж лучше проводить в хорошо проветренном помещении.

3. Необходимо обратить внимание на отсутствие дискомфорта при выполнении самомассажа.

4. При выполнении самомассажа учащийся сидит на стуле, ноги касаются подошвами пола, спина касается спинки стула, руки в перерывах между выполнением отдельных упражнений спокойно расслабленно лежат на столе.

5. По окончании занятия все вспомогательные средства, используемые для самомассажа, обрабатываются тёплой водой с мылом.

Противопоказания к проведению массажа: гнойничковые и грибковые заболевания, вирусные и бактериальные заболевания, гематомы на массажируемом месте, болезни крови, заболевания сосудов крови, онкологические заболевания, инфекционные раны, фурункулёз, гиперчувствительность, аллергические реакции, чрезмерная физическая усталость.

П.1. Методика проведения массажа или самомассажа рук с помощью ребристого карандаша:

1.Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами сначала правой, а затем левой руки как при рисовании, с упором острым концом в стол.

2.Имитация обрисовки тупым концом карандаша лежащей на столе ладони сначала правой, а затем левой руки с надавливанием карандашом по контуру последней.

3.Передача карандаша поочерёдно каждому пальцу из правой в левую руку и наоборот симметричными движениями, начиная с мизинцев и заканчивая большими пальцами.

4.Прокатывание карандаша по поверхности стола ладонью сначала правой, а затем левой руки движением вперёд и назад.

5.Прокатывание карандаша между ладоней при прижатых друг к другу пальцах соответствующих рук  движением вперёд и назад(на правой и левой отдельно).

6.Прокатывание карандаша по столу вперёд и назад движениями пальцев сначала правой, а затем левой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем.

7.Прокатывание карандаша по тыльной стороне ладони сначала правой, а затем левой руки вперёд и назад, а затем влево и вправо.

8.Прокатывание карандаша по поверхности стола ребром ладони сначала правой, а затем левой руки ладонью другой руки движениями вперёд и назад.

9.Прокатывание карандаша между рёбер ладоней обеих рук движением вперёд и назад.

     П.2. Методика проведения массажа или самомассажа рук с помощью  средней величины пластмассового шарика (возможно использование колючего шарика Су-джок):

         1.Катать шарик ладонью, а затем пальцами правой, а затем левой руки по поверхности стола сначала движением вперёд и назад, а затем вправо и влево.

         2.Катать шарик между ладоней круговыми движениями сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

         3.С усилием надавливать на шарик, поочерёдно держа его двумя соответствующими пальцами сначала правой, а затем левой руки (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец).

         4. Вращать шарик поочерёдно держа его двумя соответствующими пальцами сначала правой, а затем левой руки сначала по часовой стрелке, а затем против (большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец).

         5.Катать шарик по тыльной стороне ладони сначала правой, а затем левой руки круговыми движениями сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

         6.Перекидывать шарик из руки в руку, сжимая его в кулаке после каждого броска.      

         7. Вращать шарик по поверхности стола сначала по часовой, а затем против часовой стрелки поочерёдно подушечкой каждого пальца сначала правой руки, а затем левой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем.

         8.Удерживать шарик поочерёдно между парами соответствующих пальцев сначала правой, а затем левой руки (мизинец и безымянный, безымянный и средний, средний  указательный, указательный и большой).

         9. Катать шарик ребром ладони сначала правой, а затем левой руки по

поверхности стола движением вперёд и назад.

Примечание к П.1 и П.2:

Движения производятся правой рукой при самомассаже левой руки и левой при самомассаже правой руки в среднем темпе 2 раза в течение занятия по 3 минуты. Особенно благоприятно выполнение самомассажа кистей рук    вместо физкультминуток или перед выполнением практической деятельности.  

         Специально подобранный, дозированный и адаптированный для учащихся с задержкой психического развития самомассаж кистей рук не только позволит педагогу более продуктивно работать над  коррекцией произносительной стороны речи, но  и способствует  улучшению кровообращения, лежащего в основе предпосылок по восстановлению нарушенных функций коры, повышению силы и объёма сократительной функции и работоспособности мышц артикуляторного аппарата.  

Используемая литература:

1. Белая Н.А. «Массаж лечебный и оздоровительный» Москва 1998 г.

2.Бирюков А.А. «Самомассаж для всех и каждого» Москва 1987 г.

3.Блыскина И.В. «Логопедический массаж» СПб 2006 г.

4.Блыскина И. В., Ковшиков В.А. «Массаж в коррекции артикуляторных расстройств» СПб 1995 г.

5.Блыскина И.В. «Массаж в коррекции речевых расстройств» СПб 1993 г.

6.Вербов А.Ф. «Лечебный массаж» Москва 1997 г.

7.Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. «Самомассаж»/ Дефектология № 3, 1999 г.

 8.Жукова С.Н. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками»/Логопед № 2, 2005 г.  

9.Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляторная гимнастика» СПб

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:  из опыта работы"...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....