Статья: "Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
статья на тему
Предварительный просмотр:
Е.Ю. Бабикова
г. Челябинск
Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусматривается формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
В основе воспитания экологической культуры личности лежат следующие концепции:
- экологического образования (А.Ф. Аменда, С.Н. Глазачёв, В.И. Данков-Данильян, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, Н.Н. Моисеев, Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, Н.Ф. Реймерс, Л.П. Салеева, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина);
- глобальных экологических проблем и устойчивого развития мирового сообщества (В.И. Вернандский, Э.В. Гирусов, Э.К. Дрейер, В.А. Лось, Н.Н. Моисеев, В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Урсул).
На сегодняшний день проблема формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития разработана недостаточно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать основы экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира.
Теоретическое осмысление проблемы формирования основ экологической культуры и анализ научно-методической литературы продиктовали нам необходимость построения модели формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. Модель (рис. 1) представляет собой единство содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.
Цель – формирование основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили нам дать структурно-содержательную характеристику деятельности по формированию экологической культуры как педагогически организованного явления, придерживаясь ряда подходов:
- Аксилогический подход рассматривает человека как высшую ценность общества - это одна из основных задач экологического воспитания;
- Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой и сориентирован на повышение экологической культуры, формирование у школьников личностного отношения к миру и природе;
- Информационно-познавательный подход подчиняет экологическое образование развитию как высшей цели, дает представление о единой картине мира природы;
4. Личностно-ориентированный подход основан на
сотрудничестве и взаимопомощи, для экологического
восприятия важен такой аспект, как познание через ощущение и
переживания, он направлен на становление активной позиции
личности в отношении экологических проблем;
5. Деятельностный подход позволяет реализовать через разработку
и выполнение творческих проектов интегрированные знания и
умения.
ЦЕЛЬ – формирование основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития. | |||||||||||||
Задачи | 1.Определить основы сформированности экологической культуры у учащихся. 2. Развивать у учащихся интерес к экологическому содержанию 3. Поддерживать благоприятную экологическую среду 4. Сформировать основы экологической культуры у учащихся. | Подходы | 1.Аксилогический подход рассматривает человека как высшую ценность общества - это одна из основных задач экологического воспитания; 2.Культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой и сориентирован на повышение экологической культуры, формирование у школьников личностного отношения к миру и природе; 3.Информационно-познавательный подход подчиняет экологическое образование развитию как высшей цели, дает представление о единой картине мира природы; 4.Личностно-ориентированный подход основан на сотрудничестве и взаимопомощи, для экологического восприятия важен такой аспект, как познание через ощущение и 5.Деятельностный подход позволяет реализовать через разработку и выполнение творческих проектов интегрированные знания и | ||||||||||
Компоненты экологической культуры | |||||||||||||
| |||||||||||||
Методы и технологии обучения | Формы организации познавательной деятельности | Средства обучения | |||||||||
Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский; инновационные технологии обучения | Научно-исследовательская деятельность: разработка и реализация экологических проектов (подготовка докладов и выступлений, консультация, исследовательская работа, изготовление пособий, занятия, презентации, практикумы, обсуждение нравственно-экологических проблем, экскурсии на природу и на предприятия, экологические тропы, экспедиции по районам с целью изучения водных, почвенных, биологических ресурсов и их загрязнения, конференции, круглые столы, игры с применением межпредметных связей, тематические вечера, субботники). | Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии); объемные средства обучения (муляж, модель, рельефные таблицы, плоскостные изобразительные средства: карты, атласы); средства новых информационных технологий и технические средства (аппаратура для демонстрации экранно-звуковых средств, электронные учебники, видеопроекторы); лабораторное оборудование; вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, методические пособия) | |||||||||
Комплексное оценивание формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития (критерии, показатели, уровни) | |||||||||||
Результат – сформированность основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития |
Рисунок 1. Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития
Средства, используемые на различных занятиях, представляют собой богатый перечень натуральных предметов, предметов изобразительной наглядности, средства новых информационных технологий и технические средства обучения, лабораторное оборудование, вербальные средства обучения. Натуральные объекты передают информацию о взаимосвязях в природе, о живых системах и связях между ними и внешней средой, то есть способствуют формированию у младших школьников с задержкой психического развития правильных представлений об изучаемых природных объектах и пониманию взаимосвязей в природе, способствуют созданию благоприятных условий для процесса обучения, организации демонстраций, проведению практических, лабораторных, самостоятельных работ, пробуждению интереса учеников к изучаемому материалу.
Оценочно-результативный блок включает в себя комплексную оценку уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития.
Мы считаем, что у школьников должны быть сформированы ответственное отношение к природе, обусловленное образованием таких свойств личности, как готовность и способность к практическим действиям по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды, потребность в передаче своих экологических знаний, поддержания норм этического поведения в природе, развито понимание связи человека и природы, ему необходимо осознавать свою зависимость от природной среды, понимать целостность природы и ее ценность, быть способным действовать по защите природных богатств.
Основными направлениями содержания этой работы явились следующие:
- интеграция экологической культуры
в воспитательно-образовательный процесс;
- использование нетрадиционных форм и методов обучения в экологическом образовании;
- включение семей учащихся в целенаправленный процесс формирования экологической культуры.
При определении уровня сформированности экологической культуры школьников мы исходили из анализа критериев, предложенных Е.В.Хохловой, а именно: интеллектуально-познавательного (знания), ценностно-мотивационного (отношения), деятельностно-практического (деятельность) [1, С.20]. Каждый из критериев включает ряд показателей, отражающих его наиболее существенные качественные и количественные характеристики.
Использование системно-деятельностной модели формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития обеспечит достижение планируемых результатов экологического воспитания и развития младших школьников. Учащиеся будут иметь:
- Первоначальный опыт, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Библиографический список
- Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. научных трудов [Текст] / под общ. ред. А. Ф. Аменда, А.А. Саломатова, А. А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – 439 с.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений [Текст]: / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переселени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...
Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...
Статья: "Формирование экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: позиция молодых, Челябинск, 2012....
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Модель формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития
Методическая разработка....
Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития
Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...