Статья на тему "Дети с ограниченными возможностями здоровья"
статья
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ в условиях современной общеобразовательной школы
В последнее время все чаще можно услышать о проблемах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Если раньше почти в каждой школе создавались специальные классы, в которых собирали детей с такими показателями, то за последние годы их количество резко уменьшилось, несмотря на то, что число детей, имеющих проблемы со здоровьем, и детей-инвалидов согласно статистическим данным меньше не становится. Наоборот, все чаще можно встретить информацию о росте числа таких детей. И все они, как и остальные дети, имеют право на получение образования. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Получение качественного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами способствует их социальной адаптации, подготавливает к дальнейшей жизни в условиях современной среды и к профессиональной деятельности. Поэтому проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание адекватных их ситуации условий для усвоения образовательных программ, получение качественной и своевременной медицинской и психологической помощи, корректирующие мероприятия согласно их диагнозу, возможности обучения и воспитания наравне с обычными детьми для успешной социализации в современном обществе.
Что означает аббревиатура «ОВЗ»? На просторах интернета даются следующие расшифровки данного понятия: К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни. В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому дети данной категории требуют особых условий для успешного усвоения образовательного материала. Важной задачей в наше время является обеспечение доступности получения образования для детей с ОВЗ, индивидуального подхода с учетом специфики их здоровья и дифференциации в обучении.
За время работы в школе появляются собственные наработки в плане обучения детей с ОВЗ, в частности с ЗПР. Это дети с задержкой психического развития и дети, имеющие значительные отклонения в плане здоровья, из-за чего они часто болеют и по этой причине пропускают много занятий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).В основном это дети с проблемами обучения и адаптацией в коллективе. Эти дети являются лишь частью группы детей с ОВЗ.
При обучении детей с ОВЗ, с которыми приходилось работать, можно заметить, что они могут понять материал, но при дальнейшей работе с ним же будут воспринимать все как новую информацию, что говорит о преобладании кратковременной памяти над долговременной. По этой же причине дети данной группы не могут работать с большими объемами информации, им трудно в них ориентироваться, сфокусироваться на нужном, выбрать главное. При этом снижается интерес к обучению, мотивация к дальнейшей деятельности.
Эти дети не могут долго заниматься монотонным трудом, им необходима частая смена видов деятельности, поэтому необходимо задействовать все каналы восприятия и слух, и зрение, и говорение, и моторику: рассмотреть схему, обсудить ее, найти особенности, записать, выбрать из нескольких примеров тот, который подойдет именно для данной схемы. Такой подход хорош также и тем, что дети данной группы не могут долго удерживать фокус внимания на чем-то одном.
Любой ребенок должен на уроке двигаться, поэтому предполагается проведение динамической паузы. Детям с ОВЗ также требуется проведение физкультурной минутки, и желательно не одной за урок, так как учащимся с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Это могут быть также небольшие разминки для глаз, рук, задания, требующие от учащихся повернуть голову в разные стороны, повернуться к соседу за спиной и поработать с ним.
Из опыта работы с такими детьми можно сделать следующие выводы о том, что:
- в таких классах дети лучше всего работают по образцу и отработанному алгоритму, поэтому нужно предлагать им алгоритм последовательных действий, разбирать сначала его, а затем привязывать к нему новый материал, чем слабее обучены ученики, тем больше должно быть для них схем, опор, «подсказок»в процессе обучения на каждом уроке;
- любую информацию нужно давать дозировано, разбив на маленькие кусочки, вводя постепенно, использовать для этого не один урок, а серию уроков;
- и отрабатывать до тех пор, пока она не станет понятна каждому, поэтому любую информацию и материал нужно проговаривать неоднократно на данном уроке и следующих за ним, отрабатывать в различных ситуациях, на разных примерах;
- прорабатывать материал по «спирали», повторяя и постепенно расширяя границы изучаемого;
- использовать типовые задания, чтобы можно было найти поддержку в изученном и усвоенном для изучения нового, обращаться к опыту учащихся, их умениям и навыкам;
- обязательно проговаривать с каждым учащимся и прописывать изучаемое явление до автоматизма;
- очень удачно применение жизненных ситуаций и опора на личный опыт детей, так как появляется яркая привязка к материалу, а, следовательно, и лучшее его усвоения.
При работе с детьми ОВЗ очень важно учитывать состояние их здоровья не только в общем, но и на каждом конкретном уроке, так как ребенок в состоянии усталости, обострения своего заболевания требует большего внимания со стороны учителя и времени для усвоения и отработки учебного материала. Эти дети в большей степени зависят от одобрения и похвалы учителя, поощрения и подбадривания. Им чаще, чем обычным детям, нужно указывать на их прошлые победы и успехи.
Учащиеся с ОВЗ в силу своих особенностей редко замотивированы на учебную деятельность, не всегда активны на уроке, их работоспособность зависит от состояния здоровья в каждый конкретный момент, поэтому от учителя, работающего с такими детьми, требуется умение найти подход к каждому учащемуся, заинтересовать и поддержать. В условиях современного общества эти дети зачастую обладают заниженной самооценкой, и задачей педагога является ее корректировка в положительную сторону.
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. «Безбарьерная» среда предполагает совместное обучение детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.
Совместное обучение детей с разными возможностями имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны дети с ОВЗ имеют перед собой примеры того, к чему они могут стремиться и чего могут достичь, они видят ориентир для себя, могут свободно общаться со сверстниками, не чувствуя себя исключенными из обычной жизни. С другой - совместное обучение связано со многими проблемами. Это и предрассудки по отношению к детям-инвалидам из-за того, что их сверстники не обладают достаточным объемом информации об особенностях таких детей, и отсутствие необходимых условий для самих детей, недостаток технических средств, программ для реабилитации. В общеобразовательной школе дети с особенностями здоровья посещают уроки с обычными сверстниками, но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами, которые учителя должны разрабатывать самостоятельно для каждого конкретного ученика, в то время как в специализированных классах для них составляются отдельные программы, учитывающие коррекционные мероприятия на каждом уроке. Эти дети нуждаются в особых условиях обучения и социально - психологическом сопровождении, что из-за кадровых проблем не все учебные заведения могут предоставить.
Из всего перечисленного выше можно сделать вывод о том, что решены еще далеко не все проблемы, которые имеются на сегодняшний момент и возникнут в будущем, для перехода на обучение всех детей в равных условиях в общеобразовательной школе и вопрос, как всегда остается открытым.
Использованная литература:
Сайты сети интернет:
- https://businessman.ru/new-ovz-chto-eto-takoe-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-obuchenie-soprovozhdenie.html
- http://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz)
- http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)
Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...
Статья «Формирование и реализация универсальных учебных действий на уроках с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья во втором классе» с презентацией.
Для более продуктивного освоения программы в начальной школе являются правильно подобранные методы и приемы обучения. Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подхо...
Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения
Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....