Адаптированная основная образовательная программа по литературному чтению 1 - 4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Владимировна Шишкова

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_7.2_1-4_klass.docx57.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

1- 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение»).                                                  

 «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом планировании.  

Общей целью  изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
  • формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
  • уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
  • формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
  • преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
  • формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
  • способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
  • формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
  • учить элементам выразительного чтения;
  • учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
  • учить использовать формы речевого этикета;
  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
  • учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению,  на основе личного опыта или впечатлений;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • воспитывать интерес к книгам и чтению;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

       Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

     У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

         При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.

         Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

         Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

          Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст  при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

        Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

        Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Место предмета в учебном плане

В 1  и 1 дополнительном классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Во 2—3 классах на уроки литературного чтения отводится по  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).

В 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

  • развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;
  • понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

  • овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
  • определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

  • накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
  • понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

  • развитие умение сопереживать героям;
  • умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:

  • осознание цели речевого высказывания;
  • умение задавать вопрос по услышанному произведению;
  • умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

  • умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
  • формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  • понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
  • актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
  • развитие у детей интереса к художественной литературе.

Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:

  • принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Метапредметные результаты освоения РП по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР метапредметные  результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
  • кодировать и перекодировать информацию;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

     

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Виды речевой и читательской деятельности

    Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

   

Чтение

 Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.  

Работа с разными видами текста

 Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность  поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

     

 Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

     

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно -  следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

   

Умение говорить (культура речевого общения)

 Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа

со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного  высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

     

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

     

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учѐтом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

     

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

     

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

1класс

                                                                                         Тематическое планирование

 

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

Добукварный (подготовительный) период

25

 Речь (устная и письменная). Общее представление о языке. Предложение и слово. Деление речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

 Слог, ударение. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение в словах. Звуки и буквы. Представление о звуке. Различение на слух гласных и согласных (твѐрдых и мягких, глухих и звонких) звуков.   Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности). Выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а позже и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.  Знакомство с буквами А, О, И, ы, У, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период

78

Обучение чтению

 Согласные и гласные звуки и буквы. Знакомство со способа обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву. Чтение слогов с изученными буквами. Составление (из букв и слогов разрезной азбуки) слов — после слого-звукового анализа, а затем и без него, их чтение. Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаем слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.

 Развитие устной речи

 Звуковая культура речи. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков (темп и ритм речи, дыхание, громкость, интонирование). Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Об единение и распределение по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначное слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой  содержанием.

Послебукварный период

29

Обучение чтению Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста — 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Развитие устной речи

 Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста.

Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине; небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей).

Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности.

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Итого

132

Тематическое планирование

1класс (дополнительный)

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

1.Вводный урок

1

2.Жили-были буквы

21

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

3.Сказки,загадки,небылицы

21

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

4.Апрель, апрель! Звенит капель

15

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание.

5. И в шутку и всерьез

25

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

6. Я и мои друзья

15

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

7. О братьях наших меньших

30

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

8. Резерв

4

Итого

132

2 класс

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

1. Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

2.Самое великое чудо на свете

4

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

3. Устное народное творчество

15

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю.Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

4. Люблю природу русскую. Осень

8

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

5. Русские писатели

14

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

6. О братьях наших меньших

12

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

7.  Из детских журналов

9

Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».

8. Люблю природу русскую. Зима.

9

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».

9. Писатели – детям

17

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

10. Я и мои друзья

10

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два  

пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

11. Люблю природу русскую. Весна.

9

12. И в шутку и всерьез.

14

Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В.Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране», Г. Остер. «Будем знакомы».

13.Литература зарубежных стран.

12

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»).

14. Резерв

2

Итого

136

                                                                                                   

3 класс

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

1. Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

2.Самое великое чудо на свете

4

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

3. Устное народное творчество

14

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – Царевич и Серый Волк»).

4. Поэтическая тетрадь 1

11

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

5. Великие русские писатели

24

А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

6. Поэтическая тетрадь 2

6

Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт («Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»).

7.  Литературные сказки

8

Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).

8. Были-небылицы

10

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

9. Поэтическая тетрадь 1

6

С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).

10. Люби живое

16

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «Наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

11. Поэтическая тетрадь 2

8

С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука», «В

театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).

12. Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

Б.В.Шергин («Собирай по ягодке - наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»). В.Ю.Драгунский («Друг детства»).

13. По страницам детских журналов

8

 «Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»), Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).

14. Зарубежная литература

8

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

Итого

136

                                                                                               

                       

4 класс

 Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Примерное содержание занятий

1. Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

2.Былины. Летописи. Жития

8

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

3. Чудесный мир классики

16

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов «Мальчики».

4. Поэтическая тетрадь

9

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

5. Литературные сказки

12

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

6. Делу время — потехе час.

6

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

7.  Страна  детства.

6

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

8.Поэтическая тетрадь

4

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

9. Природа и мы

10

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

10. Поэтическая тетрадь

6

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».

11. Родина

6

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане»

12. Страна Фантазия

5

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

13. Зарубежная литература

13

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлѐф. «Святая ночь», «В Назарете».

Итого

102

Материально-техническое обеспечение

  1. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления иллюстраций
  2. Мультимедийный проектор
  3. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по литературному чтению
  4. Компьютер
  5. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс

Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...

Адаптированная Основная Образовательная Программа 2 класс(коррекционный класс)

АООП начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС начального  общего...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ

Примерная адаптированная рабочая программа  по чтению составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  н...

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению, 4 класс НОДА (вариант 6.1)

Здесь Вы найдете адаптированная основная образовательная программа по литературному чтению для детей с ОВЗ, НОДА (вариант 6.1), 4 класс...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...