Кинезиологические упражнения на занятиях с детьми ОВЗ
статья

Расенко Елена Алексеевна

Кинезеологические упражнения как средство развития устной речи обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologicheskie_uprazhneniya.docx214.87 КБ

Предварительный просмотр:

из опыта работы учителя

ГОУ РК «СКШИ  № 5»

г. Сосногорска

Расенко Елены Алексеевны

   Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Практический опыт работы учителя начальных классов в коррекционной школе  показывает, что использование кинезиологических упражнений значительно повышает эффективность коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. Речевой дефект у этих детей обусловлен органическим поражением головного мозга и центральной нервной системы, а значит, требует системной комплексной работы. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии (нарушений чтения), развиваются межполушарные связи.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений для активизации межполушарного взаимодействия, нормализации работы речевых центров в мозге. Движения и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому использование в работе кинезиологических упражнений способствует улучшению мыслительной деятельности, памяти и внимания, нормализации звукопроизношения у детей с ОВЗ; облегчению процесса чтения и письма. Занятия по разучиванию пальчиковых кинезиологических упражнений желательно проводить ежедневно, соблюдая принцип от простого к сложному. После овладения несложными пальчиковыми играми, примерно с пяти дет, дети начинают выполнять пальчиковые кинезиологические упражнения, состоящие из трёх положений рук, последовательно сменяющих друг друга: сначала вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти: правой рукой, левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку помогать себе командами, произносимыми вслух.

Кинезиологические упражнения: «Фонарики», «Колечки», «Дом – Ёжик – Замок», «Гусь – Курица – Петух», «Кулак – Ладонь – Ребро», «Ножницы – Собака – Лошадка», «Зайчик – Колечки – Цепочки» «Энергичная зевота», «Кнопка мозга»,  «Дыхание животом», «Вихляния», «Перекрестные движения», «Мозговая кнопка», «Лежащая восьмерка», «Ножной насос», «Икроножный насос», «Заземление»., и многие другие. Они нравятся детям, позволяют занять свободное время полезными играми. Кроме того, эти и другие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации, графического изображения и улучшают навыки чтения .

Рекомендациии:

  1. Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Их необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Основная работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Все упражнения следует выполнять точно и вместе с ребенком, постепенно усложняя задания и увеличивая время занятий. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, чтоб ребенку было комфортно.

Упражнения

-  «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/220/219109/219109_html_cfc8031.jpg

В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

-  «Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/220/219109/219109_html_34775b61.jpg

-«Змейка» Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 -«Горизонтальная восьмерка»         Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно

 «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/220/219109/219109_html_1f2fc4ba.jpg


«Замок».
 Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/220/219109/219109_html_m4c88fead.jpg

http://images.myshared.ru/5/529684/slide_1.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-доклад "Использование кинезиологических упражнений с детьми, имеющими нарушения речи"

В презентации-докладе рассказывается об использовании кинезиологических упражений с детьми, которые имеют нарушения речи...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...

РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в учебной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью»

В методической разработке представлены кинезиологические упражнения для начала, середины и конца урока, которые способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга....

Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В статье описаны практические кинезиологические упражнения: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы глаз, упражнения на релакс...