Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Степень обучения: начальная школа 2 класс.
Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Уровень базовый.
Срок реализации 2013-2014 учебный год.
Учитель: Кавылина Надежда Васильевна
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osm.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов ________________ ФИО Протокол от «__» _______2013г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______________ ФИО « »_____2013г. | УТВЕРЖДЕНО приказ № от « » ____ 2013г. директор _____________ ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Окружающий мир»
2 класс
(УМК «Школа России»)
Степень обучения: начальная школа 2 класс.
Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Уровень базовый.
Срок реализации 2013-2014 учебный год.
Учитель: Кавылина Надежда Васильевна
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова
с. Новообинцево
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал |
1 четверть | 18 часов | Практических работ – 4; экскурсий - 1 |
2 четверть | 14 часов | Практических работ– 2; экскурсий– 1;тест - 1 |
3 четверть | 20 часов | Практических работ – 3; тестов - 3 |
4 четверть | 16 часов | Практических работ –1; экскурсий –2; тестов - 2 |
Итого: | 68 часов | Практических работ – 10; экскурсий – 4; тестов - 6 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса по программе А.А. Плешакова
68 часов (2 часа в неделю)
№ | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Страницы учебника, тетради | Практические работы | ЭОР |
1 четверть (18 ч) | ||||||
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | ||||||
1 | 1н | Родная страна | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России; - анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России; - работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Стр. 3-7 Р.т.: стр.3-4 | ||
2 | 1н | Город и село. Проект «Родное село» | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить - сравнивать город и село; - рассказывать о своём доме по плану; - формулировать выводы; - распределять обязанности по выполнению проекта; - собирать информацию о выдающихся земляках; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий; - оценивать свои достижения. | Стр. 8-13 | ||
3 | 2н | Природа и рукотворный мир. | - Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; - классифицировать объекты окружающего мира; - формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | Стр. 14-17 Р.т.: № 3 с. 6 | ||
4 | 2н | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и достижения учащихся. | Стр. 18-22 | Тест № 1 | |
Раздел «Природа» (20 ч) | ||||||
5 (1) | 3н | Неживая и живая природа. | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - различать объекты неживой и живой природы; - работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Стр. 23-27 Стр. 7-8 |
| |
6 (2) | 3н | Явления природы. Как измеряют температуру? | -Работать в паре: различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. | Стр. 28-31 Стр. 9 | Практическая работа № 1 «Измерение температуры» | |
7(3) | 4н | Что такое погода? | - Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа. | Стр. 32-35 Стр. 12 |
| |
8(4) | 4н | В гости к осени. | - Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экс. |
| Экскурсия № 1 | |
9 (5) | 5н | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. | - Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; - прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. | Стр.36-39 |
| |
10(6) | 5н | Звёздное небо. | - Находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку. | Стр. 40-43 Стр. 15 |
| |
11(7) | 6н | Заглянем в кладовые Земли. | - Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах; - формулировать выводы. | Стр.44-47 Стр. 16 | Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами» | |
12(8) | 6н | Про воздух и про воду. | - Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; - находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | Стр. 48-51 Стр. 17 |
| |
13(9) | 7н | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека | Стр.52-55 Стр. 18 |
| ||
14(10) | 7н | Какие бывают растения. | -Устанавливать по схеме различия между группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; - определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | Стр.56-59 Стр. 19-20 | Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | |
15(11) | 8н | Какие бывают животные? | - Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | Стр.60-63 Стр. 21-22 |
| |
16(12) | 8р | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | - Устанавливать взаимосвязи в природе; - моделировать изучаемые взаимосвязи; - выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - оценивать свои достижения. | Стр.64-67 |
| |
17(13) | 9р | Дикорастущие и культурные растения | - Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - осуществлять контроль и коррекцию; - классифицировать культурные растения по определённым признакам; - находить информацию о растениях; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | Стр.68-71 | Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | |
18(14) | 9н | Дикие и домашние животные. | - Сравнивать и различать диких и домашних животных; - приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; - рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | Стр.72-75 Стр. 26-27 | ||
2 четверть (14 ч) | ||||||
19(15) | 10н | Комнатные растения | - Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; - определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | Стр.76-79 Сто. 28-29 | Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» | |
20(16) | 10н | Животные живого уголка. | - Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; - рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | Стр.80-83 Стр. 30-32 | Практическая работа № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка» | |
21(17) | 11н | Про кошек и собак. | - Определять породы кошек и собак; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме; - объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | Стр.84-87 |
| |
22(18) | 11н | Красная книга. | - Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; - предлагать и обсуждать меры по их охране; - использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; - подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | Стр.88-91 Стр. 33-34 |
| |
23(19) | 12н | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | - Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; - знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; - предлагать аналогичные правила; - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; - составлять собственную Красную книгу; - презентовать Красную книгу. | Стр.92-97 РТ: 34-35 |
| |
24(20) | 12н | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | Стр. 98-102 | Тест №2 | |
Раздел «Жизнь города и села» 10 (ч) | ||||||
25 (1) | 13н | Что такое экономика? | - Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; - моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; - извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение. | Стр.104-107 |
| |
26 (2) | 13н | Из чего что сделано? | - Классифицировать предметы по характеру материала; - прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | Стр.108-111 |
| |
27 (3) | 14н | Как построить дом | - Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); - сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; - рассказывать о строительных объектах в своём селе; - предлагать вопросы к тексту. | Стр.112 -115 |
| |
28 (4) | 14н | Какой бывает транспорт | - Классифицировать средства транспорта; - узнавать транспорт служб экстренного вызова; - запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | Стр.116- 119 |
| |
29 (5) | 15н | Культура и образование. | - Различать учреждения культуры и образования; - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | Стр.120-123 |
| |
30 (6) | 15н | Все профессии важны. Проект «Профессии» | - Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; - определять названия профессий по характеру деятельности; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - формулировать выводы; - распределять обязанности по подготовке проекта; - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | Стр.124-129 |
| |
31 (7) | 16н | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Стр.134- 141 | Тест №3 | |
32 (8) | 16н | В гости к зиме. | - Наблюдать над зимними погодными явлениями; - исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; - наблюдать за поведением зимующих птиц. |
| Экскурсия № 2 | |
3 четверть (20 ч) | ||||||
33 (9) | 17н | В гости к зиме. | - Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». | Стр.130- 133 | ||
34(10) | 17н | Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
| |
Раздел «Здоровье и безопасность» 9 (ч) | ||||||
35 (1) | 18н | Строение тела человека. | - Называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. | Стр.3- 7 |
| |
36 (2) | 18н | Если хочешь быть здоров | - Рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; - обсуждать сбалансированное питание школьника; - различать продукты растительного и животного происхождения; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | Стр.8 -11 |
| |
37 (3)
| 19н | Берегись автомобиля! | - Моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - соотносить изображения и названия дорожных знаков; - формулировать правила движения по загородной дороге. | Стр.12 -17 | Практическая работа №7 | |
38 (4) | 19н | Школа пешехода | - Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. |
|
| |
39 (5) | 20н | Домашние опасности | - Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; - сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. | Стр.18 -21 |
| |
40 (6) | 20н | Пожар! | - Характеризовать пожароопасные предметы; - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; - рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; - находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. | Стр.22 -25 |
| |
41 (7) | 21н | На воде и в лесу. | - Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания; - различать съедобные и ядовитые грибы; - находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; - определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | Стр.26 -29 |
| |
42 (8) | 21н | Опасные незнакомцы. | - Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; - предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; - моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. | Стр.30 -35 |
| |
43 (9) | 22н | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| Тест № 4 | |
Раздел «Общение» 7 (ч) | ||||||
44 (1) | 22н | Наша дружная семья | - Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | Стр.41 - 45 | ||
45 (2) | 23н | Проект «Родословная» | - Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива; - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект. | Стр.46 -47 | ||
46 (3) | 23н | В школе. | - Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - обсуждать вопрос о культуре общения в школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения; - моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | Стр.48-51 | ||
47 (4) | 24н | Правила вежливости | - Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | Стр.52 - 55 | ||
48 (5) | 24н | Ты и твои друзья. | - Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; - обсуждать правила поведения за столом; - формулировать правила этикета в гостях. | Стр.56 - 59 | ||
49 (6) | 25н | Мы – зрители и пассажиры. | - Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | Стр.60 - 63 | ||
50 (7) | 25н | Оценим себя и свои достижения. | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| Тест № 5 | |
Раздел «Путешествия» 18 (ч) | ||||||
51 (1) | 26н | Посмотрите вокруг | - Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - анализировать текст учебника; - формулировать вывод о форме Земли. | Стр. 69 - 73 | ||
52 (2) | 26н | Ориентирование на местности | - Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы ; - осваивать приёмы ориентирования по компасу; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. | Стр. 74 -77 | Практическая работа № 8 | |
4 четверть (16 ч) | ||||||
53 (3) | 27н | Ориентирование на местности | - Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
| Экскурсия №3 | |
54 (4) | 27н | Формы земной поверхности. | - Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - сравнивать по схеме холм и гору; - характеризовать поверхность своего края | Стр. 78 -81 |
| |
55 (5) | 28н | Водные богатства. | - Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; - обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; - составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | Стр. 82-85 |
| |
56(6) | 28н | В гости к весне. | - Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. |
| Экскурсия №4 | |
57(7) | 29н | В гости к весне. | - Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; - знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; - моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; - наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | Стр. 86-89 | ||
58(8) | 29н | Россия на карте. | - Сравнивать изображение России на глобусе и карте; - соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; - осваивать приёмы чтения карты; - учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Стр..90 -95 | ||
59(9) | 30н | Проект «Города России» | - Распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; - составлять презентацию своего исследования; - презентовать свои проекты. | Стр. 96-97 | ||
60(10) | 30н | Путешествие по Москве. | - Находить Москву на карте России; - знакомиться с планом Москвы; - описывать достопримечательности по фотографиям; - отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | Стр. 98- 101 | ||
61(11) | 31н | Московский Кремль. | - Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; - находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. | Стр. 102107 | ||
62(12) | 31н | Город на Неве. | - Находить Санкт-Петербург на карте России; - знакомиться с планом Санкт-Петербурга; - описывать достопримечательности по фотографиям; - отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | Стр. 108- 113 | ||
63(13) | 32н | Путешествие по планете. | - Сравнивать глобус и карту мира; - находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. | Стр. 114 -117 | ||
64(14) | 32н | Путешествие по материкам. | - Находить материки на карте мира; - знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом. | Стр. 118- 123 | ||
65(15) | 33н | Страны мира. Проект «Страны мира». | - Сравнивать физическую и политическую карты мира; - находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; - готовить сообщения о выбранных странах; - подбирать фотографии достопримечательностей | Стр. 124 -129 | ||
66(16) | 33н | Впереди лето. | - Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». | Стр. 130 -133 | ||
67(17) | 34н | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия» | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| Тест № 6 | |
68(18) | 34н | Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | - Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
ЛИТЕРАТУРА
Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 368 с.
Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России». М.: Просвещение, 2011,528 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 144 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...