пояснительная записка по речевой практике
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО Протокол № 1 от 22.08.2017 Руководитель МО ______________О.Г. Куприкова | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР ____________ Харлова Т.В. | УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2017 Директор МКОУ КШ № 7 ____________ Саможенов С.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
класс 1-4 классы
на 2018-2022 гг..
учитель начальных классов
Калинина Валентина Семеновна
г. Искитим – 2018
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
- Календарно - тематическое планирование
8) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
9) Приложения к программе
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.
Рабочая программа направлена на исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Цельпрограммы: формирование у детей с интеллектуальными нарушениями коммуникативно-речевых умений, позволяющими в дальнейшем максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи программы:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Предмет «Речевая практика» является средством реализации социальных и воспитательных целей обучения, средством компенсации нарушений развития. Основными задачами выступают: совершенствование речевого опыта учащихся; корригирование и обогащение языковой базы устных высказываний детей; формирование и развитие выразительной стороны речи; обучение построению устных связанных высказываний; воспитание культуры речевого общения. На основе изучения данного предмета формируются: умение общаться на заданную тему, представления о людях разного пола, возраста, профессий и форм общения с ними, умение правильно относить предметы к некоторым классам.
Освоение знаний о себе и об окружающем мире, способствует социальной аккомодации данной категории учащихся. В процессе обучения дети овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Обучающиеся учатся организованно участвовать обшей беседе, включаться в диалог, соблюдая правила общения, соблюдая правила общения.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладенияучащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностейпознавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. Школьники разделены на группы обученности на основе дифференциации В.В.Воронковой. Дифференцированная работа спланирована по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. В связи с фрагментарностью усвоения материала, темы спланированы так, что изучению нового материала предшествует повторение. После каждой темы идёт обобщение знаний.
Специфика предмета «Речевая практика» заключается в том, что работа по развитию устной речи не только обогащает словарный запас, но и развивает память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки по развитию речи, построенные на доступном материале, пробуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют познавательную деятельность, эффективно корригируют поведение и способствуют компенсации недостатков развития личности школьника.
- Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов:
«Аудирование». Задача: развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Материал, включенный в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
«Общение и его значение в жизни». Задача: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчеркивающих важность речи в жизни человека. Содержание реализуется в ситуативных играх, в выполнении практических заданий. в результате ученики осмысливают значимость речи (для понимания друг друга, для передачи информации), преодолевают речевую замкнутость, обогащают свой лексический запас, учатся выражать свои мысли.
«Дикция и выразительность речи». Задача: отработка у школьников четкости произношения, его эмоциональной выразительности. Дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности (силы голоса, темпа, тона речи), в использовании невербальных средств (мимики и жестов) в процессе коммуникации.
«Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - ведущий подраздел в развитии собственно устной разговорной речи. В его содержание входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. При этом учащиеся опираются на наглядные средства: меловой рисунок, картинно-символический план и т.д.
«Культура общения». Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний, полученных учащимися на других уроках.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: составление и запись предложений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций;
- с уроками окружающего мира.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» относится к образовательной области «Язык и речевая практика» и рассчитаначетыре года изучения в начальной школе.
Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
1 класс – 2 час в неделю – 33 учебных недели – всего 66 часов
2 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов
3 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов
4 класс – 2 час в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующихпедагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
В процессе обучения учитель использует различныеформы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарной трудовой, конструктивной, а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Вся работа по развитию речи проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
- Принятиебазовых ценностей «добро», «природа», «семья», уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Умение оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
- Иметь представления о здоровом образе жизни.
- Уметь эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи, отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания; выполнять ритуальные действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план.
Класс | Учащиеся должны уметь: | Учащиеся должны знать: |
1 класс |
| - правила обращения к сверстнику, взрослому, - свою фамилию, имя, домашний адрес, - небольшие чистоговорки, |
2 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей - этикетные слова и выражения |
3 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей ближайших родственников |
4 класс |
| - домашний адрес, имена и отчества учителей ближайших родственников |
Регулятивные УД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие.
- Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух).
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
- Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Оформлять свои мысли в устной речи и письменной форме.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Кол-во часовна изучение раздела | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК | |
1 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания Общение с товарищами и взрослыми. Значение общения в умении оговариваться. Письменное общение. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Обращение к человеку при поздравлении | ||||
Аудирование. | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. | ||||
Дикция и выразительность речи. | Совершенствования речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Мимика и жесты. Использование мимики, голоса, жестов при выражении согласия или отказа Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мы встречаем Новый год», «Зимняя прогулка», «У нас праздник», «Мамины помощники», «Наше питание». Примерная тематика речевых ситуаций: «Подари улыбку», «Знакомство во дворе»; «Кто в Теремочке живёт?», «Играем в семью», «Как мы договорились», «Дополни предложение»; «Мы дежурные, «Письма Деду Морозу»; «Кукла одевается на прогулку», «Кукла встречает гостей», «Кто что делает»; «Я варю кашу». Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Конструирование возможных диалогов с опорой на содержание картинки. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Драматизация сказки с использованием элементов костюмов. Коллективное рассказывание сказки. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. | Р.К «Собираемся в школу» Р.К "Магазин канцтоваров "Акварель" Р.К «Елки города» Р.К «Зима в город пришла» | |||
Культура общения. | Выражение просьбы, извинения. Построение предложения, выражающего просьбу Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. Слова-приветствия. Слова-приглашения. Слова благодарности. | ||||
2 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания Общение с товарищами и взрослыми. Значение общения в умении оговариваться. Письменное общение. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Обращение к человеку при поздравлении | ||||
Аудирование. | Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3слога, 2 -3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет — пакет, удочка — уточка, гладит - глядит и др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в — на, у - за, над — под, с — на, к — от др. например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой», а теперь — под партой» и т. д. Выполнение движений или заданий по словесной инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал»?») Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши своё имя и свою фамилию» и т. д. Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова- «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку. | ||||
Дикция и выразительность речи. | Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе — два Егорки, потом — три): Как на горке, на пригорке стояли 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем сказку», «Я — дома», «Я — за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Кто работает в школе?», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Играем в школу», «Играем во дворе», «Угадай-ка»; «Заячья избушка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «Мама спит, она устала», «Я всё делаю, как велит Мойдодыр»; «Садитесь, пожалуйста! (поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти. Как быть?», «Где я живу (улица, номер дома и квартиры)», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин», «Наш товарищ заболел», «Дружат в нашем классе мальчики и девочки», «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я иду в кружок. Кто со мной?», «Наши звери заболели», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видал?» Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: Какая лиса? - Хитрая. - А заяц? - трусливый. - А петух какой? - Смелый. -Кто тебе больше всех понравился?» - … Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию, например, тема «Любимое занятие, наглядный материал по теме, заданная синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки) Маша любит читать книги. Вася любит смотреть телевизор). Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа. Замена в нем повторяющихся слов близкими по значению словами. Слушание коротких рассказов и сказок, пересказ их с опорой на картинно-символический план, меловой рисунок учителя на доске или на макетный театр. | ||||
Культура общения. | Выражение благодарности. «Вежливые» слова. Расширение слов для приветствия и прощания: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи. Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях. Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале. | ||||
3 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними? Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем разгадать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение учащихся к выводу с опорой на иллюстративный материал: общение нужно для того, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески, афиши, рекламы, письма, поздравительные открытки). | ||||
Аудирование. | Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора. | ||||
Дикция и выразительность речи. | Совершенствования речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, тихая, спокойная, шепотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх) соответствующим тоном голоса в специально подобранных диалогах. Различение на рисунках выражения этих чувств. Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок, составление загадок с опорой на наглядный материал. Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах. Составление диалогов типа «вопрос – сообщение». Составление совместно с учителем разных по содержанию предложений с опорой на иллюстративный материал по теме ситуации. | ||||
Культура общения. | Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми. | ||||
4 класс | |||||
Общение и его значение в жизни | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т. д. | ||||
Аудирование. | Повторение предложений (из 5 – 6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов в аудиозаписи с их последующим пересказом. Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи или просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. | ||||
Дикция и выразительность речи. | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них. | ||||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказок); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и в радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец) | ||||
Культура общения. | Устное и письменное приглашение, поздравление. упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. |
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценка осуществляется в процессе общения во время урочной и внеурочной деятельности детей, во время практических работ и сюжетных игр, т.к. контрольных работ в программе не предусмотрено. Оценка знаний производится во 2 – 4 классах по пятибалльной системе.
Оценивание в первом классе проводится только словесно с учетом наличия динамики в развитии речевых навыков. По результатам продвижения детей заполняется карта предметных достижений обучающегося.
Устный ответ во 2 – 4 классах оценивается следующим образом:
Оценка «5»
| Оценка «4»
|
Оценка «3»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...
Пояснительная записка к КТП по технологии.
Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....