Урок изобразительного искусства во 2 классе "Народная художественная роспись"
план-конспект урока (2 класс)

Косарева Анастасия Сергеевна

Открытый урок изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока изо во 2 классе72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Народная художественная роспись.(Сингапурская технология 4 углов Koners)

Тип: урок- изучение нового материала.

Цели и задачи на формирование видов деятельности:

Предметные: Различать и называть произведения ведущих центров народной художественной росписи. Выявлять общее и особенное в
произведениях традиционных художественных промыслов.
Метапредметные: Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие  форм в природе и жизни, сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в искусстве Гжели, цветы и животных Городца и  Хохломы и их реалистичный вид в природе. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции народных промыслов, а также интересные дополнительные материалы. Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Личностные: Самостоятельно мотивировать свою деятельность. участвовать в диалоге, совместно обсуждать. развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России. Формировать целостное мировоззрение.

Оборудование: 1.Для учителя: образцы работ, доска, мел, раздаточный материал, наглядный материал с видами росписи, проектор, презентация.

                          2.Для учащихся: шаблоны, раздаточный материал для групповой работы, альбом, фломастеры, простой карандаш.

Ход урока:

Этапы

УУД, формирующиеся на данном учебном занятии

Содержание

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

  1. Этап изучение нового материала.

-физкультминутка-

       (1 мин)

  1. Этап выполнения практического задания. Контроль и самоконтроль.

  1. Подведение итогов ( 4 мин)

  1. Рефлексии

      ( 3 мин)

-волевая саморегуляция, действия смысла образования

-познавательные: развивать стремление находить информацию о народной росписи, сравнивать элементы росписи с природными формами.  

 -регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сопоставления

 -коммуникативные: развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, ставить и формулировать учебные задачи.

-волевая саморегуляция.

-познавательные: объяснять и находить в произведениях народных промыслов  черты национального своеобразия;

-регулятивные: развивать умение планировать и прогнозировать необходимые учебные действия

-регулятивные: корректировать свои действия, сравнивать .

-познавательные: умение структурировать знания,

-коммуникативные: развивать умения высказывать собственные мысли, -личностные: выражать свое отношение к тем или иным вопросам.

Прозвенел уже звонок, начинается урок! Сегодня ребята у нас с вами необычный урок изобразительного искусства, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбками. На уроке я желаю вам хорошей и продуктивной работы.

-Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Ребята, о чем говорит это четверостишие?

Молодцы, конечно сегодня речь пойдет о народных умельцах и их промыслах., а точнее о народной художественной росписи.

- Знаете ли вы что такое художественная роспись?

Ребята, художественная роспись —искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Давайте вначале вспомним вместе, какие виды росписи сейчас известны?

Правильно -Хохлома, городецкая, мезенская, палех, дымковская, жостовская, филимоновская , гжель,  урало-сибирская росписи, это творения русских мастеров.

Ребята, а как появилась роспись? Может кто знает?

История изобразительного искусства развивается более 30-ти тысячи лет. Свидетельствуют этому изображения на стенах пещер, предметы быта, мелкая пластика сделанная древним человеком.

Дерево всегда использовалась в быте человека. Очевидно, художественная отделка дерева имеет не меньшую популярность, чем отделка камня или кости животного.

А сейчас мы с вами более подробно познакомимся с каждым видом росписи.

О Дымковской росписи вам расскажет Ксения Гофман (показ презентации)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радуги,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

Ребята послушайте историю о Дымковской игрушке

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Вот и назвали то село Дымково. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.

Ребята следующий вид-это роспись русских матрешек.

Точная история происхождения матрешки неизвестна. Самое распространённое

предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрешка  имеет  японские корни.

Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку

Упражнения: для глаз, для кистей рук и туловища:

-Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули , кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В  сторону руки ,плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Крылья сложим назад.

Молодцы, продолжаем работать дальше.

Следующее название росписи-Палех. Название промысла произошло от названия села палех в Ивановской области. На черном фоне изображены узорные горки, деревья, фигурки зверей. Персонажи, раскрашенные в яркие цвета малинового, желтого, голубого оттенков создают впечатление движения и роспись на предметах будто оживает.

О хохломской росписи нам расскажет Дима Волков.

У красы точеной - сарафан парчовый.

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

В Нижегородской области, на реке Узола, есть старинные русские деревни – Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Семино. Именно здесь начинается история известной во всем мире хохломской росписи. Хохлома – это разнообразные композиции из травного узора, тонкие, вьющиеся красные и черные веточки, на которых расположены пышные, сочные листья-травинки и красные ягодки.

О самой красивой росписи нам расскажет Елизавета Петраш (Жостовская роспись)

Подходите! Посмотрите!

Краем глаза вы взгляните!

На металле яркий цвет,

Сочный праздничный букет!

«Эй, не зевай! Прямо перед носом –

Дивные подносы.

Красок разноцветье – О весне, о лете!»

Более полутора веков назад в Подмосковье в деревне  Жостово, появилось еще одно направление народного промысла – жостовская роспись. Мастера украшали  железные лакированные подносы   сюжетной и цветочной росписью. Основным мотивом жостовской росписи является букет из садовых и полевых цветов на черном лаковом фоне; кроме того, используются цветной и металлизированный фон, а также перламутр.

Денис Денисов расскажет нам о филимоновской игрушке и ее особенностях росписи.

Игрушки  разрисованы,
       Они из Филимоново.
       Словно солнышко горят.
       В руках приятно подержать.

       Они, как солнце желтоваты,
       Но, их шеи   длинноваты.
       Петушки, и, поросята.
       Медвежата и козлята.

       Мастерицы   постарались.
       За кисти, краски взялись.
       Вот зелено-красные полоски,
       Солнце, елки,  и горошки.

       В сказку мы с тобой попали,
       Такое чудо, где видали?
       Ярмарка, для вас ребята.
       Слышен свист   далековато.

Родина промысла – деревня Филимоново в тульской области. Все изделия – свистульки, и сделаны они из глины. На белом или желтом фоне рисуют узоры из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток. Филимоновские игрушки очень разнообразны, но чаще изображают фигурки людей и животных с вытянутой длинной шеей.

Гжельская роспись.

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево Новохаритоново, Володино, Кузяево и др.,

где было много мастерских.

 О городецкой росписи нам расскажет Варвара Мялик

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Следующее название-это Мезенская роспись

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье,

расположенное на берегу реки

Мезени, которое как центр

росписи по дереву  впервые

упоминается в 1906.

 И последняя роспись с которой мы сегодня с вами познакомимся этоУрало сибирская, о ней нам расскажет Кирилл Рассказов.

Роспись урало-сибирская,
Нашему сердцу мила.
Ведь землю родную, российскую
Собой украшает она.
Устанет на трудной работе
Простой работящий народ.
А после, с огромной охотой,
В свой дом поскорее идет.
Расписана ярко посуда,
Шкатулка, сундук и весло.
И даже сам дом, словно чудо,
Украсит любое село.
Цветочки, листочки, травинки,
И птицы красы неземной.
Яркие эти картинки
Подарят нам радость с тобой.

Урало-сибирская роспись - это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берётся цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы.

Ребята, посмотрите как много интересного мы узнали о народных художественных росписях. А теперь посмотрите, у меня в классе в каждом углу расположены изображение одного вида росписи. Каждый из вас встает и подходит к той, которая вам наиболее привлекательна, или понравилась яркостью изображения.

Посмотрите, у вас образовались небольшие группы, ребята скажите мне название росписи, которая вам понравилась и вы к ней подошли.

Молодцы, дети, вы хорошо слушали, а сейчас нам с вами нужно выполнить задание и посмотреть, хорошо ли вы усвоили материал. У вас на столе лежит конверт в нем представлены предметы и название росписи, ваша задача положить на каждый предмет название росписи, которая соответствует.

Давайте проверим, все ли правильно вы сделали?

А сейчас ребята мы приступаем к самому главному, мы с вами сегодня будем рисовать Филимоновскую игрушку в формате 3D. У вас у каждого имеется шаблон, его вы должны перевести простым карандашом себе на альбомный лист.

А теперь внимательно смотрим и выполняем все за мной. Вооружитесь фломастерами желтого, синего, зеленого и красного цвета, так как основные цвета и особенности росписи данной игрушки. Начинаем работать вместе. У меня представлен на доске готовый образец работы. В конце урока у вас должен получиться примерный рисунок.

на   Ребята над  какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленные задачи? Какие получили результаты?

           Можем применить эти знания в других работах?                  

- О    

Вы все сегодня продуктивно поработали. Каждый из вас знает, что яркие цвета улучшают настроение, поэтому мы сегодня с вами и поработали в радужной гамме. Давайте покажем свои ярки работы друг другу и нашем гостям. Поднимите их вверх и покажите всем. Поздравьте аплодисментами своих одноклассников с успешным окончанием работы.

Дети приветствуют гостей

О народных умельцах.

Ответы детей

Ответы детей:Хохлома. Гжель, Дымковская, филимоновская.

Предположения детей

-

Дети подходят к изображению росписи.

Дети по очереди отвечают.

Дети выполняют задание.

Проверка заданий.

Выполняют работу за учителем

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по изобразительному искусству на тему "Хохломская роспись" 3 класс

Тема. "Роспись по дереву. Хохломская роспись".Цель. Научить передавать характер декоративных форм.Оборудование. Гуашь, бумага, кисти, листы тонированной бумаги (желтого цвета), шаблоны разных цветов, ...

Урок изобразительного искусства/внеурочное занятие/.Тема" Роспись пасхальных яиц"

Урок изобразительного искусства , на котором ученики первого класса узнают в доступной им форме о росписи пасхальных яиц, о традициях провославных праздников на Руси.Данный материал можно использовать...

Урок изобразительного искусства. "Гжельская роспись. Роспись блюдца"

Урок изобразительного искусства "Гжельская роспись. Роспись блюдца" предназ начен для проведения в 4 классе....

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Технологическая карта урока. Изобразительное искусство. 2 кл. Жостовская роспись.

Тема урока "Жостовская роспись". 2 классТип урока- урок открытия новых знаний....

Конспект урока изобразительного искусства "Форма в художественном конструировании" (УМК Школа России, 2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: Форма в художественном конструировании.Цели деятельности учителя: формирование умений изображать композицию из простых форм.Планируемые результаты:Пре...