Авторская программа внеурочной деятельности "Юные поэты"
рабочая программа (2 класс)
«В детстве каждый ребёнок поэт… Дать ребёнку радость поэтического вдохновения …такое же важное дело, как научить читать и писать, решать задачи… Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых».
В.А.Сухомлинский
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся заметить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_krasilnkova_s.a.docx | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОГРАММА внеурочной деятельности
по развитию речи «Юные поэты»
для учащихся 2 класса (34 часа)
(в соответствии с ФГОС)
Составитель: учитель начальных классов Красильникова Светлана Александровна
Заинск
2019-2020 год
I. Пояснительная записка
«В детстве каждый ребёнок поэт… Дать ребёнку радость поэтического вдохновения …такое же важное дело, как научить читать и писать, решать задачи… Поэтическое творчество доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых».
В.А.Сухомлинский
Творчество живёт в большей или меньшей степени в каждом ребёнке. Увидеть любое творческое проявления ученика, создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе - эти задачи должен ставить перед собой каждый учитель начальных классов. Начинать работу по развитию творческих способностей можно уже в период обучения грамоте, при знакомстве с чистоговорками, потешками, считалками и скороговорками. Всем учителям начальных классов известно, что времени на данный вид деятельности не хватает, так как учебное количество часов, отведённых на литературное чтение в начальных классах очень мало. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с работой по ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся заметить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им всё богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходят занятия по внеурочной деятельности, курс программы «Юные поэты», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Учить детей, играя –попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Такое обучение должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Вспомните себя в детстве. Читая самые первые книжки, а ещё раньше, слушая стихотворения, которые читала мама, вы любовались чётким ритмом, складным построением, интересным содержанием стихов. Многие, если не каждый, пробовали себя в роли «поэта». Дети эмоциональны, впечатлительны, открыты для раскрытия своих творческих способностей. Задача учителя развить эти способности, направляя учащихся в нужное русло.
Работу по стихосложению целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Данный курс разработан для работы с учащимися 2 класса. Курс «Юные поэты» позволяет работать не только над формированием умения сочинять стихи, но и знакомит детей с историческим прошлым письма и литературы, помогает окунуться в богатство устного народного творчества русского народа, способствует развитию правильной речи.
Содержание и методы обучения данного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, слоговые аукционы, игры «Продолжение известных строк». Дидактический материал в большинстве своем даётся в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык, пробуждает желание узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по литературному чтению и русскому языку, показать учащимся, что чтение и стихосложение не скучное занятие, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку и литературному чтению как к учебным предметам;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Юные поэты»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление скороговорок, двустиший, четверостиший, продолжение известных строк.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-го класса.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, стихотворений, к письменной и устной формам общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- наличие мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
VII. Содержание программы. Тематическое планирование.
2-й класс «Секреты стихосложения»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Как обходились без письма? | 1 |
2 | Древние письмена. | 1 |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 |
4-5 | Из русской истории и литературы. Фразеологизмы. | 2 |
6-8 | Пословицы и поговорки. | 3 |
9 | Знакомство с анаграммами. Тренировочные упражнения. | 1 |
10- 11 | Ребусы, перевёртыши и шарады. | 2 |
12-13 | Загадки. Придумывание загадок-описаний. | 2 |
14 | Превращения слов - волшебные цепочки. | 1 |
15 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 |
16- 17 | Народные песни, потешки. | 2 |
18 | Что такое стихосложение? Игра буриме. | 1 |
19-20 | Игра «Продолжение известных строк». | 2 |
21- 22 | Создание своего сюжета известных произведений. | 2 |
23 | Приём синквейн. | 1 |
24 | Приём диаманта. | 1 |
25-26 | Искусство красноречия. | 2 |
27 | Праздник творчества и игры | 1 |
28 | Сочинение стихов о Родине. Тренировочные упражнения. | 1 |
29 | Сочинение стихов о красоте природе. Тренировочные упражнения. | 1 |
30 | Стихи о героях нашей войны. Тренировочные упражнения. | 1 |
31 | Стихи на свободную тему. Тренировочные упражнения. | 1 |
32 | Наши физкультминутки. Тренировочные упражнения. | 1 |
33 | Русский фольклор в современной обработке. Тренировочные упражнения. | 1 |
34 | Итоговое занятие. Конкурс стихов. | 1 |
Итого 34 часа |
Содержание занятий.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4- 5. Из русской истории и литературы. Фразеологизмы.(2ч)
Рассказ учителя о богатстве русской речи, о минувших периодах истории, о крылатых словах и выражениях народов. Фразеологические обороты - украшение нашей речи. Объяснение фразеологизмов. Работа с фразеологическим словарём
Тема 6 – 8. Пословицы и поговорки. (3 ч.)
Рассказ учителя об истории создания пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки на разную тематику.
Тема 9. «Знакомство с анаграммами. Тренировочные упражнения» . (2 ч.)
Знакомство с понятием «анаграмма». Тренировочные упражнения по работе со словами –анаграммами.
Тема 10-11. Ребусы, перевёртыши и шарады ( 2 ч.)
Занимательный материал по данной теме учит детей разгадывать ребусы, отгадывать слова- шарады в стихотворной форме.
Тема 12-13. Загадки. Придумывание загадок-описаний.(2 ч.)
Учитель даёт понятие загадки, учит придумывать загадки-описания.
Тема 14. Превращения слов - волшебные цепочки.
Учитель знакомит детей с игрой «Цепочки слов», которая была изобретена Льюисом Кэроллом, автором знаменитой книги «Алиса в стране чудес».
Тема 15. Скороговорки и чистоговорки. (1 ч.)
Учитель даёт понятие скороговоркам и чистоговоркам, учит рифмовать слоги. Дети пробуют свои силы в придумывании скороговорок.
Тема 16 – 17. Народные песни, потешки.(2 ч.)
Знакомство с потешками и народными песнями. Нахождение рифм в песнях.
Тема 18. «Что такое стихосложение? Игра буриме».(1 ч.)
Знакомство со стихосложением, игра буриме. Тренировочные упражнения.
Тема 19 -20. Игра «Продолжение известных строк». Практическое занятие.(2ч.)
Учитель читает ученикам известные им стихотворения детских поэтов, дети придумывают свои продолжения. Тренировочные упражнения.
Тема 21-22. Создание своего сюжета известных произведений.(2 ч.)
Учитель читает детям начало известной сказки или произведение какого-либо другого жанра, дети придумывают свой сюжет.
Тема 23. Приём синквейн.(1 ч.)
Учитель знакомит детей с приёмом «синквейн». Дети составляют синквейн к русской народной сказке «Лиса и заяц».
Тема 24. Приём диаманта. Учитель знакомит детей с приёмом «диаманта». Дети составляют диаманту к русской народной сказке «Морозко».
Тема 25-26. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 27. Праздник творчества и игры.(1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 28. Сочинение стихов о Родине. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Учитель знакомит детей со стихотворением З.Александровой «Родина». После беседы дети пробуют свои силы в стихосложении.
Тема 29. Сочинение стихов о красоте природы. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Учитель просит детей подготовить для выразительного чтения стихи о природе. Сам читает стихотворения о разных временах года, подводит к мысли о том, что все времена года прекрасны!
Тема 30. Стихи о героях нашей войны. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Учитель знакомит детей со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста». После беседы дети пробуют свои силы в стихосложении.
Тема 31. Стихи на свободную тему. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Дети сами определяют тематику для своего творчества. Читают для всех свои творения.
Тема 32. Наши физкультминутки. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Учитель нацеливает детей на сочинение стихов для физкультминуток. Дети пробуют свои силы в составлении стихов.
Тема 33. Русский фольклор в современной обработке. Тренировочные упражнения.(1 ч.)
Учитель знакомит детей с понятием «фольклор». Даётся для прослушивания русская народная песня «Во поле берёза стояла» в современной обработке. Дети пробуют свои силы в обработке других русских народных песен.
Тема 34. Итоговое занятие. Конкурс стихов.(1 ч.)
На итоговом занятии слушаются наиболее удачные стихи детей, созданные за год обучения. Приглашаются гости: родители, завучи, ученики и учителя других классов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Пословицы и поговорки;
Историю возникновения письменности; Виды пересказа;
Обучающиеся должны уметь:
Работать со словарями;
Работать в паре и группе;
Составлять рассказы по картинке; Пересказать текст;
Чётко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
Придумывать простые рифмы;
Объяснять фразеологизмы;
Создавать тексты с собственной сюжетной линией;
Выразительно читать стихи.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
- наличие словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- наличие детских художественных книг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.- 368 с.
- Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 1997 г.
- Журнал «Начальная школа» № 10, 2009 г.;
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО «Самовар2, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва «Просвещение», 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
- Волина В.В. Фразеологический словарь: популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 96 с.: ил.;
- К.В.Иванова, В.А.Рыбаков Сами с усами. Весёлый словарь фразеологизмов для ребят и их родителей. Серия «В мире слов».- М.: Лист, 1998 – 149 с.
Приложение 1.
Творчество моих учеников
Родина моя
Великая Россия – Родина моя
Есть у неё большие озёра и моря,
Есть у неё красивые деревни, города.
Ты самая прекрасная – и я люблю тебя!
Как много ты дала нам великого добра:
Мы можем все учиться и прыгать, веселиться.
Какая ты хорошая, Родина моя!
Какая ты чудесная, как яркая звезда!
Рябова Татьяна, 2 «А» класс
Родина
Родина моя, я люблю тебя!
Столько ты дала нам, прекрасная моя!
И отдам за Родину, молча жизнь свою,
И про подвиг сродников я тебе спою.
Расторгуева Злата, 2 «А» класс
Снежинки
Снежинки, снежинки,
Маленькие льдинки
В небесах летали,
На глазах упали.
И снежинки мигом,
Вместо одеяла
Землю всю покрыли
Мягким покрывалом. Рябова Татьяна, 2 «А» класс
Белая снежинка,
Мягкая пушинка
Кружится, резвится,
Падает, ложится.
Ходакова Анна, 2 «А» класс
Снежинка
Белая снежинка
Под моим окном
Весело кружится
И стучит к нам в дом.
А за нею стая
Белых, белых звёзд,
Будто над аллеей
Белоснежный дождь.
Как они красивы,
Словно как цветы.
Белые дождинки,
Прямо - конффети!
Расторгуева Злата, 2 «А» класс
Наши солдаты
Погибли на войне наши солдаты.
И трудно было их родным не раз.
И лились слёзы, словно реки
У маленьких мальчишек и девчат.
Четыре года шла война без остановки
И трудно было всем солдатам воевать.
Все ждали окончания войны.
И вдруг, пришло то счастье -
И День Победы наступил…
Опять цветут сады и небо голубеет,
И люди улыбаются опять.
И чтим мы память о солдатах,
Всех тех, кто отдал жизнь за нас!
Хайбуллина Алия, 2 «А» класс МБОУ «ЗСОШ №3»
Солдаты
Война – это слово известно давно.
Об этом мы часто смотрели в кино.
Солдаты играют там главную роль:
Несут караул, берегут наш покой.
Они охраняют границы страны,
Чтоб злые фашисты пройти не смогли.
Мы им благодарны, они молодцы,
Они берегут нас как наши отцы.
И праздник Победы мы празднуем все
Ведь это заслуга всей нашей стране.
Рябова Татьяна, 2 «А» класс МБОУ «ЗСОШ №3»
Диаманта
День
Светлый, солнечный.
Пробуждает, бодрит, наступает.
День белый. Ночь чёрная
Убаюкивает, усыпляет, завораживает.
Тёмная, лунная
Ночь
Гарифуллина Азалия , 2 «А» класс
Игра «Продолжение известных строк»
К стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Пойду на улицу, конечно!
Лошадку в сани запрягу,
Лесные дали погляжу.
К стихотворению Б.Заходера «Мои стихи»
Что же такое стихотворение?
Слов рифмовка, сердца биение,
Чувства, порыв, может гнев, может, грусть?
Здесь я, конечно, не ошибусь!
Коллективное творчество учеников 2 «А» класса
Учитель: С.А.Красильникова
Приложение 2.
Достижения моих учеников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"
Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активност...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Авторская программа внеурочной деятельности "Мир загадок"
Пояснительная запискаАктуальность курсаНаучить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но дум...