«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
материал
выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.zip | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Хохлова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеемся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Тема нашего семинара «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка-блиц»
-Какое сегодня число? А день недели?
-Как кричит осел?
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
-Наименьшее однозначное число.
-Ее наклеивают на конверт.
-Сколько гласных звуков в русском языке?
Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне … образовательный стандарт…
Слайд 2.
Позвольте начать наше выступление со слов Константина Дмитриевича Ушинского: «…чем долее вы будете оберегать ребёнка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения».
С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаем на игровые технологии.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только игра, а затем уже и тот материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, обобщать, делать выводы. Игра ставит учащихся в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда они стремятся быть быстрыми, собранными, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
В игре раскрывают свет познания, получают выход творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного мыслительного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Слайд 3.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».
Игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.
Слайд 4.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
• Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• Коммуникативную: освоение диалектики общения;
• Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
• Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Слайд 5.
«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». А.С.Макаренко
Слайд 6.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
В отличие от игр вообще игровые технологии обладают существенным признаком - чётко поставленной целью обучения: побудить интерес к познанию, науке, книге, учению и соответствующим им педагогическим результатам.
Цели игровых технологий:
- дидактические - расширение кругозора, познавательной деятельности, применение знаний на практике, развитие УУД
- развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации, умение находить оптимальные решения.
- социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества , адаптация к условиям среды, стрессовый контроль.
В современной школе игровая деятельность используется:
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как технология внеклассной работы.
Главное значение игры на уроке в следующем:
- Повышается познавательный интерес младших школьников.
- Каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
- На уроке игра позволяет ребенку испытать радость умственного напряжения.
- Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, повышается работоспособность.
Слайд 7.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
1. по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
2.по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.,
3. по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
4. по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО
5. по образовательным задачам: формирующие умения и навыки, большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний, изучающие новый материал
6. по типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
Слайд 8.
В структуру игры как деятельности органично входит:
целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Слайд 9.
В структуру игры, как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т. е. решают определенные дидактические задачи.
С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная
умственная задача, поддерживают, усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи-шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает избежать назойливой назидательности, создаёт в классном коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игровые технологии «ЗА» «ПРОТИВ»
Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
Способствует использованию знаний в новой ситуации;
Является естественной формой труда ребенка;
Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности. Подготовка требует больших затрат времени;
Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
Сложность в оценке обучающихся.
Предлагаем вашему вниманию дидактические игры, которые можно проводить на уроках в начальной школе
(Наши индивидуальные выступления)
Выводы и итог
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Вот прошёл наш мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если мастер- класс полезен,
Или просто интересен,
Поднимают синий шар!
Шар зелёный – непонятно
И приемы все невнятны!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
В зале море, посмотри,
Так итог мы подвели.
Благодарим за сотрудничество!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...
Презентация по теме "Индивидуализация процесса обучения в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения"
Данная презентация содержит материалы из опыта работы....
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.
Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...
Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....