Групповая работа в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО.
статья по теме
Реализация требований ФГОС НОО. Использование групповых технологий в образовательном процессе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа на уроках в начальной школе
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности младших школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы малых групп.
Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова, но время вносит свои акценты в определение целей, механизмов, такой работы, оценки результатов и т. д.
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач. Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач – недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.
В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка.
Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится важным участником общего дела - ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
- Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
- Сплоченность класса возрастает;
- Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
- В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
- Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
- Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
- Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Задачи учителя при организации групповой работы:
- организатор самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснить цели предстоящей работы;
-учит самостоятельно добывать нужные знания;
-критически осмысливать полученную информацию;
-делать выводы и аргументировать их;
-решать возникающие проблемы, используя добытые факты.
Образование групп.
Как объединять детей в группы?
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5) Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
7) Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8) Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
Принципы формирования групп:
- группы создаются на различных этапах урока в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей учителя и результатов контроля, от этих же целей зависит и состав группы;
- каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится на решение предложенной задачи;
- группа получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени отчитывается о результатах работы (порой более важное значение имеет не результат, а сам процесс работы);
Исследования показывают, что продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы. Такие группы чаще формируются на уроках естественно-математического цикла. Объясняется это хорошо развитыми навыками самостоятельной работы. Испытывая интерес к учебе, такие учащиеся тщательно анализируют изучаемый материал, сравнивают, обобщают, делают выводы.
При правильно организованной групповой работе хороших результатов достигают группы, созданные из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Учащиеся, контактируя между собой, дополняют друг друга, усваивая материал в одном темпе. Группы, работающие в одном темпе, чаще организуются при изучении гуманитарных предметов.
И все же оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование групп, в которой ученики обладают разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью. Один ученик хорошо владеет теоретическими обобщениями, другой чаще задает вопросы, критически оценивает каждое положение, третий обладает совокупностью практических умений. У сильных учащихся, выполнивших задание в более короткий срок, появляется возможность проработать материал с менее способными, помочь им уяснить непонятое, предупредить появление ошибок, что также способствует более глубокому и основательному усвоению изучаемого материала самими этими учащимися. Ведь еще древние заметили: «(Если хочешь чему-нибудь научиться сам, возьми себе ученика». Конечно, наличие в одной группе учащихся разной успеваемости требует особого внимания учителя к тому, чтобы слабоуспевающие не оказались «иждивенцами».
Численный состав группы.
Исследования психологов показывают, что члены групп по 4 человека проявляют большую склонность выражаться свободно и не стесняются высказывать свое мнение. С возрастанием численного состава группы снижается ее продуктивность, уменьшается число активно работающих учащихся, не все имеют возможность высказать свое мнение. В большой группе слабый ученик может остаться в тени, не быть активным, в слишком малой группе (2 — З человека) разница в уровне успеваемости проявляется особенно ярко и может нарушить комфортный микроклимат в группе. В группах с четным числом учащихся чаще возникают конфликтные ситуации, в них труднее достигнуть согласия. Это объясняется возможностью распада такой группы на две равные подгруппы с противоположными точками зрения.
Таким образом, наиболее предпочтительной является группа из 5 человек, так как в группе из З участников не хватает мнений для продуктивного обсуждения, в группах из 4 и б человек может произойти раскол, в группе из 7 человек не хватает возможностей для высказывания своей точки зрения. Конечно, в зависимости от характера и содержания задания это число может изменяться.
Ролевые функции членов группы
Возможны следующие ролевые функции:
Начальная школа:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Позднее:
4) планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;
5) исполнитель – осуществляет попытки решения;
6) критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.
Кроме этого, работа может быть распределена следующим образом:
1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Таким образом можно организовать решение задачи, изготовление поделок на уроках технологии.
2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждений.
3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Задания для групп:
1) Все группы выполняют одинаковое задание;
2) Группы отличаются по типу работы, т.е.
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
Таким образом можно выполнять практические задания по окружающему миру
−По теме работы. Например, составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д..
− По уровню сложности задания. Ребенок проводит самооценку возможностей.
− По интересам.
Поведение учителя во время групповой работы
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. он может контролировать,
2. организовывать,
3. оценивать работу учеников,
4. участвовать в работе группы или
5. предлагать участникам разные варианты решений,
6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
· сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
· воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
· уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
· исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
· оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
· нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
· нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще;
· и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
· не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
Контроль учителя за групповой работой
Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.
Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.
Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Обсуждение результатов групповой работы.
Виды отчета могут быть следующими:
1. Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику или каждый член группы — своему контроллеру, тоже назначенному учителем.
2. Вся группа отчитывается учителю без привлечения других учеников. Эта форма используется для групп выравнивания, когда задачи, решаемые группой, существенно отличаются от решаемых основным составом класса.
З. Один представитель группы по выбору учителя рассказывает свою задачу всему классу у доски. В ходе обсуждения задачи ученик обосновывает отдельные шаги решения, отвечает на вопросы по задаче и примыкающей к ней теории, сам задает вопросы, также рассматриваются другие способы решения. Это метод — «публичная защита».
Оценка, полученная отчитывающимся во втором и третьем случаях, ставится всем членам группы. А так как в группе заранее не знают, кого назначат отвечающим, то все ее члены заинтересованы в хорошей подготовке каждого, что создает дополнительные стимулы для эффективной работы микрогруппы. Оценка, выставленная за работу в группе учеником-контроллером, а затем подтвержденная учителем, воспитывает у каждого ответственность за порученное дело.
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.
Особое внимание!
· Жесткая регламентация времени на группообразование.
· Нормирование будущей работы.
· Четкость и внятность поставленной задачи.
· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
· Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
Основные противопоказания
- Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
- Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
- Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
- Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
- Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
- Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
Заключение
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект областной инновационной деятеьности "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в обществе на сегодня. В связи с этим педагогический коллектив пытается определить роль школы в поддержании, сохранении и укреплении...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...
Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Технологическая карта урока чтения в 1 классе. Тема урока "Звук [ ш ]. Буквы «Ш, ш». Сравнение звуков[ ш] и[ ж]". Проектирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...
Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....
«Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Выступление на педагогическом совете....
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - у...