Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий
методическая разработка
Реферат по теме "Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_referat.docx | 113.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Мухтоловская средняя школа №1”
Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий
Реферат по курсу повышения квалификации «ФГОС НОО и современные образовательные технологии для начальной школы»
Выполнил:
Симашова С.А.
Учитель начальных классов,
2018 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Основная часть .............................................................................................. 6
1. Учебно-методический комплекс образовательного процесса: понятие, сущность, структура, компоненты……………………………………………6
2. Теоретические основы информационных технологий в начальной школе
2.1 Основные цели и задачи информатизации начального образования........................................................................…………………………12
2.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы.......................................................…………………………………......……16
2.3 Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков в начальной школе......................................................................…………………………………22
2.4 Использование и области применения информационных компьютерных технологий в работе с родителями....................…………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………….......32
Введение
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.
Все эти операции осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере начального обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании школьников.
Информатизация начального образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация школы. Это и создание единого информационного образовательного пространства школы; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация начального образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых информационных технологий в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы школы в контексте информатизации. Могу с точностью сказать, что в начальной школе использование информационных технологий позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен образовательный процесс в учебном заведении.
Предметные (цикловые) комиссии или кафедры проводят значительную методическую работу, направленную на создание учебно-методических комплексов, позволяющих:
- преподавателю применять более эффективные, оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;
- ученикам эффективно выполнять учебную деятельность (изучить «трудный» вопрос или тему и т.д.);
- учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.
Учебно-методический комплекс должен отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов деятельности и отличаться комплексностью.
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что УМК максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
1. Учебно-методический комплекс образовательного процесса: понятие, сущность, структура, компоненты.
УМК - это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ. После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.
Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:
- логическое изложение материала образовательной программы;
- применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
- соответствие научным сведениям в конкретной области; обеспечение связи между разными предметными дисциплинами; простота применения учащимися и педагогами.
УМК - это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.
Комплект – одинаковый носитель информации: электронный (комплект дисков); печатный (комплект печатной продукции).
Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).
Учебно-методический комплекс – совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Учебно-методический комплекс позволяет реализовывать полный функционал основной образовательной программы.
- основная образовательная программа;
- учебно-методический комплект программы;
- методические пособия;
- материалы для мониторинга и диагностики;
- дидактические материалы;
- иллюстративно-наглядные материалы;
- Интернет ресурсы, видео и аудио материалы;
- материально - техническое оснащение ОП
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УМК:
– наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех возрастных уровней дошкольного;
– четкую функциональную направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;
– единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности младших школьников;
- использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях;
– доступность в использовании;
– интерактивность;
– ориентированность на практическую деятельность младших школьников;
- позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса
Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.
Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:
1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.
2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.
Все перечисленные материалы могут быть записаны:
- на современных носителях информации (лазерные диски, Flash-носителе и т.п.;
- на традиционных (печатные материалы).
3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные. К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:
- материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).
Использование ИКТ и ЭОР
Электронная наглядность - это программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом) режиме. Компонентами электронной наглядности могут быть как статические (картины, схемы, таблицы), так и динамические (видео, анимация) изображения.
Мультимедийная наглядность:
- анимация и 3D моделирование;
- видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
- видеофильмы (художественные и документальные);
- аудиозаписи;
- презентации;
- работа на интерактивной доске;
- развивающие компьютерные игры и др.
Материально - техническое оснащение ОП
- ПК, экран, проектор, интерактивная доска;
- Музыкальный центр, телевизор;
- Коллекция аудио и видео материалов;
- Электронными образовательными ресурсами;
- Приборы для экспериментальной деятельности младших школьников;
- Картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства.
2. Теоретические основы информационных технологий в начальной школе
2.1 Основные цели и задачи информатизации начального образования
«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» |
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Следовательно,
информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
Цели информатизации начального обучения:
- Формирование ИКТ грамотности детей и функциональной готовности включиться в информационной деятельности в учебной среде;
- Формирование первичных навыков коммуникативной активности, элементарных навыков использования общекультурных правил и норм информационной деятельности;
- Формирование познавательной активности с использованием ИКТ.
Важнейшими задачами информатизации образования являются:
- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
- применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
- внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Ещё одной из задач информатизации образования – построение единого информационного образовательного пространства (государства, региона, учреждения).
Процесс информатизации образования включает в себя систему следующих мероприятий:
1. Оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
2. Подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
3. Создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне: образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы и другое;
4. Разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспечения образовательного назначения, в том числе цифровых образовательных ресурсов;
5. Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей (в части информационного взаимодействия сошколой);
6. Создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях образования и органах управления;
7. Создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, минисеминары, постоянно-действующие семинары, конференции, конкурсы, решение педагогических задач, система индивидуальных консультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразование, профессиональное общение и другие).
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации начального образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
2.2 Основные направления использования информационных технологий в учебном процессе начальной школы
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии. Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку.
Современные требования к образованию младшего школьника в настоящее время заключаются в следующем:
- общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.
- сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.
Применительно к процессу включения компьютера и информационных технологий в начальное обучение можно выделить следующие аспекты:
- компьютер становится неотъемлемым компонентом нового предметного окружения ребенка, требующим системного освоения;
- информационная технология обучения активно включается в состав методической системы обучения, видоизменяя ее компоненты и изменяясь сама.
Принято выделять следующие направления использования возможностей ИТ в начальной школе:
1. Формирование начальных навыков владения основные приемами мыслительной деятельности учащегося (анализ, синтез, классификация, систематизация понятий, предметов, явлений и т.д.);
2. Развитие познавательных способностей младших школьников;
3. Развитие индивидуальных качеств учащегося (восприятие, внимание, зрительная память, творческое и логическое мышление, рациональность и планирование действий и т.д.);
4. Формирование начальных навыков информационной грамотности (примитивное управление компьютером, первичное представление о компьютере как инструменте для расширения и развития возможностей человека);
5. Развитие навыков межличностной коммуникации;
6. Эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство);
7.Экологическое воспитание (представление о мире, природе, моделирование окружающей действительности).
По нашему мнению, можно выделить следующие основные
направления использования компьютера и информационных технологий в начальной школе
направления использования
1. Компьютер и информационные технологии как объект изучения (пропедевтический курс информатики).
2. Компьютер как средство для обучения различным дисциплинам, как инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий (использование ИТ в рамках базовых курсов программы начальной школы). В настоящее время идет активное создание программного обеспечения по различным курсам начальной школы.
3. Компьютер как средство развития и воспитания ребенка (использование программного обеспечения непосредственно направленного на развитие тех или иных свойств личности, разработанных в соответствии с психолого-педагогическими задачами и основывающимися на законах развития психического и психофизиологического развития детей младшего школьного возраста).
4. Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач и для реализации различных видов деятельности.
5. ИТ как средство диагностики различных функциональных систем детского организма.
В свою очередь, процесс информатизация начального образования состоит из следующих компонентов:
- построение единого информационного образовательного пространства начальной школы;
- формирование информационной культуры учащихся;
- изучение пропедевтического курса информатики;
- использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;
- использование информационных технологий в управленческой и научно-методической деятельности педагога;
- формирование готовности учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики и использования ИТ в учебном процессе.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Также возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером, неуклонно снижается и наилучшие результаты достигаются там, где внедрение компьютеров является не единичным актом, а представляет собой целостный и непрерывный процесс, пронизывающий всю систему школьного образования.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показали, что решение задач, стоящих перед информатикой, исключительно в старших классах средней школы неэффективно по следующим причинам:
- формирование алгоритмического стиля мышления в связи с психологическими и педагогическими особенностями ребенка целесообразно начинать в более раннем возрасте;
- работу по формированию компьютерной грамотности логично начинать в начальный период обучения в школе, одновременно с началом изучения языка и математики;
- использование компьютера в школе предоставляет детям большие возможности для их творческого развития.
Рассмотрим, какими особенностями обладает компьютер как инструмент и как это влияет на подготовку человека к жизни в информационном обществе, в особенности на развитие мышления в возрасте, наиболее благоприятном для формирования логических структур мышления в начальной школе.
Опыт применения компьютеров в начальной школе позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения младших школьников обладает рядом преимуществ. Информационные технологии создают большие возможности активизации
учебно-познавательной деятельности в начальной школе, тем самым создают благоприятные психологические условия для реализации развивающего обучения информатике. Основными из них являются:
1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на дошкольном и начальном этапе обучения. Для детей 5–10 лет игра преобладает над другими видами деятельности.
Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы для детей естественны.
2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий на компьютере. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».
5. Всестороннее использование знаний школьных предметов.
Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Л.Л. Босова выделяет следующие психолого-педагогические аспекты использования компьютера: мотивационный аспект, учет индивидуальных особенностей, расширение возможностей предъявления учебной информации, изменение форм и методов учебной деятельности, контроль за деятельностью учащихся.
2.3 Использование информационных компьютерных технологий
для повышения эффективности уроков в начальной школе
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителем новыми различными методами и формами преподавания.
Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. В настоящее время применение ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой в обучении младших школьников (Microsoft Office PowerPoint, ActivInspire-1.3 (E), Hyper Test, компьютерная программа «Страна Фантазия»).
Использование интерактивных технологий помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более увлекательным, запоминающимся. Позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного к деятельному подходу в обучении, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть включены в любой этап урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
Уроки литературного чтения с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра.
На этапе проверки домашнего задания, закрепления и повторения пройденного материала очень эффективны тесты, позволяющие за короткое время получать объективную картину уровня усвоения знаний учащимися и своевременно его скорректировать.
При ознакомлении с творчеством писателей нами используются Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.
Одним из интересных видов работы является составление пазлов и кластеров, что способствует развитию наглядно-образного мышления, служит стимулом к чтению книг.
При подготовке к восприятию произведения и определения темы урока применяется ряд дифференцированных заданий: составление или восстановление логических цепочек, разгадывание загадок, ребусов.
При анализе художественного текста (поэтического, прозаического), эпизодов произведения учащиеся могут использовать возможности компьютера: выделять тему, находить, подчёркивать и обозначать рисунками-символами важное и главное в тексте - литературные приёмы, признаки явлений и предметов, графические схемы и т.д.
На этапе закрепления можно проследить за уровнем усвоения изученного материала в процессе самостоятельной деятельности учащихся, предлагается выполнить задания творческого характера, например: криптограмма, составление портретной характеристики героев, восстановление деформированного текста, картинный план, восстановить события произведения, последовательно используя пункты плана, графический диктант (компьютерная программа «Страна Фантазия»).
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Нами разработаны мультимедийные презентации, флипчарты которые с успехом используются на уроках как ознакомления с новым материалом, закрепления и обобщения, так и на интегрированных уроках, контроле ЗУН.
На уроках обучения грамоте в 1 классе. Используются пазлы, головоломки, различные видео-ролики о звуках и буквах, тренировочное средство «Линейка» служит для стимуляции ускорения чтения. На этапе закрепления гласных и согласных звуков используются картинки домиков, которые являются контейнерами. За изображениями находятся буквы, которые нужно разместить по назначению.
При изучении слов с трудным написанием поддерживается эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, познавательный интерес. Применение флипчартов позволяет избежать процесса монотонности усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и повышает мотивацию учащихся. Для этого используются ребусы, криптограммы, стихотворения.
Применение информационных технологий на разных этапах урока математики также себя хорошо себя зарекомендовали:
Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы.
Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.
Использование флипчартов на всех этапах урока способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, повышает учебную мотивацию, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление).
Внедряя данные направления работы, наблюдается рост качества знаний учащихся по сравнению с прошлым учебным годом:
Качество знаний Объем выполняемой работы
Для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Систематическое применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- реализовывать принцип наглядности в обучении;
- повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- достичь индивидуализации обучения;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- расширить возможность самостоятельной и исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
2.4 Использование и области применения информационных компьютерных технологий в работе с родителями
Как по представлению древних жизнь держалась на трех китах, так и работа по воспитанию и образованию детей держится на трех основных составляющих – педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании школьников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. К сожалению, не все родители, на необходимом уровне, вникают в проблемы воспитания, и развития своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в вопросах - Как выстроить более тесные взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами? Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? Важно взаимодействовать всем участникам процесса и вникать в проблемы ответственно и серьезно, а не поверхностно.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо учителям и родителям объединить свои усилия для обеспечения детей всем необходимым. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы, сделать их еще более творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Рассмотрим возможные применения компьютерные технологии на практике:
1. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по триместрам и за год. Данные отчеты могут формироваться, например, с помощью электронных таблиц Microsoft Excel;
2. База данных по классу формируется, например, с помощью Microsoft Access.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ.
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для проведения родительских собраний можно использовать Сайт класса, Чаты и Форумы.
На сайте также возможно общение через Гостевую книгу. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.
В своей работе классный руководитель может использовать новые инструменты, которые предлагают информационно – коммуникационные технологии:
- ресурсы Интернет;
- электронные образовательные ресурсы;
- компьютерные программы.
- SMS – дневник.
В наше время, когда родители целый день заняты на работе, оперативная связь между классным руководителем и родителями учеников- очень актуальна. Использование SMS-дневников позволит с минимальными временными и материальными затратами через Интернет установить контакт с родителями (законными представителями) обучающихся. Например, можно оперативно довести до сведения родителей дату родительского собрания или другого мероприятия, информировать родителей об успеваемости каждого обучающегося и о пропусках учебных занятий.
Начать работу можно с несколькими детьми, которые или регулярно нарушают дисциплину, или у которых по каким-то причинам снизилась успеваемость.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Активное использование ИКТ в работе классного руководителя вносит свою лепту в формирование коллектива единомышленников учеников и их родителей, помогает в решении многих вопросов воспитания.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя и классного руководителя в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями школьников очевидны и заключаются в следующем:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность продемонстрировать родителям любые документы и фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям;
• оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога школы и родителей;
• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Таким образом, в условиях развития современного общества педагоги все чаще используют разнообразные формы работы с родителями с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы, SMS-дневник и т.д.). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
Заключение
Средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов и родителей позволяют получать следующие результаты:
1. Повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3. Активизация личностного и культурного сознания родителей;
4. Создание системы поддержки семейного воспитания;
5. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
6. Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Список литературы:
1. Богомолова, О.Б. Культура клавиатурного письма / О.Б. Богомолова – М., 2009.
2. Богомолова, О.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова – М., 2010.
3. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
4. Бурдюкова, Е.В. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя: практическое пособие / Е.В. Бурдюкова – М., 2008.
5. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.
6. Журавлев, А.А. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться? / А.А. Журавлев – М., 2007.
7. Зуев, М.Б. Интернет: советы бывалого чайника: восемь лет спустя / М.Б. Зуев – М., 2007.
8. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс – М., 2000.
9. Колин, К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу /К.К. Колин // Открытое образование. – 2006. – № 4.
10. Пожарина, Г.Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г.Ю. Пожарина – М., 2008.
11. Пащенко, О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
12. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.
13. Цветкова, М.С. Модели непрерывного информационного образования / М.С. Цветкова – М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.
В презентации раскрываются вопросы мотивов учения школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....
Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...
Учебно-методический комплекс к уроку технологии, 4 класс. Тема: "Мягкая игрушка из перчатки"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки; развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятел...
Учебно-методический комплекс к уроку технологии, 1 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Кошка и мышка из пластелина"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения изделия из пластилина; развивать творческое мышление, эстетический вкус, само...
Учебно-методический комплекс по технологии на тему: "Новогодняя игрушка" 3 класс (конспект+презентация)
Тема: «Новогодние игрушки» Тип урока: открытие новых знаний; Цель урока: - повторить правила безопасной работы с ножницами и клеем; учить детей планировать свою работ...
Календарно-тематическое планирование предметной линии "Окружающий мир", "Русский язык", " Технология" в 3 классе, учебно-методический комплекс "Перспектива".
Рабочая программа включает шесть разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; учебно- тематический план; требования к уровню подгото...
Календарно-тематическое планирование предметной линии "Окружающий мир", "Русский язык", " Технология", "Математика", "ИЗО", "Литературное чтение" во 2 классе, учебно-методический комплекс "Перспектива".
Содержание программы представлено следующими разделами: пояснительная записка к курсу, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры со...